Сможет ли Казахстан наладить экспорт нефти в обход России - Exclusive
Поддержать

Сможет ли Казахстан наладить экспорт нефти в обход России

Краснодарский краевой суд удовлетворил апелляционную жалобу Каспийского трубопроводного консорциума и изменил постановление Приморского районного суда, назначив компании наказание в виде штрафа в 200 тыс. рублей вместо остановки деятельности на 30 дней. КТК может продолжить транспортировку казахстанской нефти. Но в Казахстане уже успели объявить о планах диверсифицировать поставки сырья за границу.

АО «КТК-Р» сообщило, что оно является предприятием непрерывного цикла, немедленное приостановление его деятельности может повлечь необратимые последствия для производственного процесса, технологические требования к транспортировке нефти не позволяют сиюминутно и одновременно остановить производственную деятельность. Поэтому консорциум обжаловал постановление районного суда.

Нефть и санкции

В мае этого года Южного управление Ространснадзора провела внеплановую выездную проверку КТК, в ходе которой обнаружило несколько документарных нарушений по плану ликвидации аварийных разливов нефти. 6 июня компании выдали предписание об устранении выявленных нарушений до 30 ноября этого года. Однако госорган решил не ждать назначенного срока и попросил районный суд немедленно наказать консорциум, что и было сделано 5 июля. Но через несколько дней краевой суд поддержал ходатайство компании и заменил приостановку деятельности на штраф. Сама проверка была санкционирована вице-премьером правительства России Викторией Абрамченко. В компании обещают устранить нарушения «в максимально сжатые сроки». Однако, нет никаких гарантий, что до ноября не возникнут какие-либо другие претензии проверяющих органов к КТК, позволяющих остановить работу нефтепровода.

Есть разные мнения по поводу случившегося. Некоторые эксперты связывают «наезд» со стороны российских властей на КТК, по которому отгружается около 80% казахстанской экспортной нефти, ответом на готовность Казахстана использовать свой углеводородный потенциал для «стабилизации ситуации на мировых и европейских рынках», о чем президент страны Касым-Жомарт Токаев заявил во время телефонного разговора с президентом Европейского Совета Шарлем Мишелем. Другие считают, что Москва таким образом выразила протест против намерений казахстанских властей ввести запрет на поставку в Россию и Беларусь товаров, попавших под западные санкции.

Что касается экспорта нефти в Европу, то республика уже поставляет более 50 млн тонн сырья в год в этот регион. Россия в прошлом году экспортировала туда около 108 млн тонн. Казахстан при всем желании не сможет заместить российскую нефть. Весь экспортный объем за 2021 год составил 67,6 млн тонн. Планы на этот год — 69 млн тонн.

Приостановка КТК, возможно, была связана с планами Казахстана соблюсти западные санкции. Российская газета «Коммерсантъ» сообщает, что Минфин РК опубликовал для общественного обсуждения проект приказа «Об утверждении правил реализации пилотного проекта по учету перемещения отдельных видов товаров при их вывозе с территории Республики Казахстан на территорию Российской Федерации и Республики Беларусь». Принятие приказа может закрыть поставки ряда товаров в эти страны. Издание пишет, что после запроса в правительство Казахстана с просьбой разъяснить, распространяется ли «пилот» на все поставки санкционных товаров в Россию и Беларусь, документ удалили с сайта электронного правительства.

Между тем, Евросоюз, по-прежнему, остается самым крупным покупателем казахстанской нефти. В бесперебойной поставке топлива заинтересован не только потребитель, но и продавец, а значит, снижение зависимости Казахстана от России в вопросах экспорта нефти остается актуальным.

Каспийский маршрут

На минувшей неделе, через день, после того, как российский суд решил приостановить работу КТК, Касым-Жомарт Токаев провел совещание по развитию транспортно-транзитного потенциала страны, где заявил о важности диверсификации поставок нефти. При этом приоритетным направлением экспорта он назвал Транскаспийский маршрут. Национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» президент поручил проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта, правительству совместно с «Самрук-Казына» — увеличить мощности нефтепроводов «Атырау — Кенкияк» и «Кенкияк — Кумколь», трансформировать порты на Каспии и укрепить морской флот. В принципе, это все основные шаги, которые нужно сделать, чтобы проложить еще один альтернативный российскому путь экспорта нефти.

О строительстве этого маршрута, который назвали «Казахстанская Каспийская транспортная система» (ККТС), было объявлено еще в середине 2000-х. В 2007 году под этот проект даже был создан консорциум с участием КМГ, Chevron, ExxonMobil и ряда других иностранных компаний. Предполагалось, что будет построена инфраструктура, которая позволит транспортировать тенгизскую и кашаганскую нефть в Мангистау до побережья Каспия, а потом на танкерах переправлять до морского терминала в Баку для отгрузки в нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД), который выходит в Средиземное море.

Осенью 2016 года Мажилис одобрил проект Закона «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой по поддержке в содействии транспортировке нефти из РК через Каспийское море и территорию АР на международные рынки посредством системы БТД». Тогда Минэнерго Азербайджана объявило, что стороны планируют построить нефтетранспортную систему «Ескене-Курык-Баку». Проект предусматривал строительство нефтеперекачивающей станции на Тенгизе, магистрального нефтепровода «Тенгиз-Опорный-Узень-Актау», нефтяного терминала и нового порта в Курыке, а также реконструкцию и расширение порта Актау. На начальном этапе мощность нового трубопровода составила бы 25 млн тонн нефти в год с возможностью расширения в будущем до 56 млн тонн. Проект оценивался в $5 млрд, 50% из них нужно было инвестировать в строительство нефтепровода «Ескене-Курык» (для доставки кашаганской нефти). Предполагалось, что ККТС обеспечит экспорт нефти с Кашагана, во время второго и третьего этапов освоения месторождения. Сейчас между правительством и участниками Северо-Каспийского проекта как раз обсуждаются детали увеличения добычи на морском месторождении.

С учетом снижения производства нефти в Азербайджане (на 30% — с более чем 1 млн б/с примерно до 0,74 млн б/с за 2010-2021 годы), для акционеров БТД и казахстанских экспортеров перенаправление части сырья из Казахстана в этот трубопровод было бы взаимовыгодным. В прошлом году при проектной мощности в 60 млн тонн в год, фактическая загрузка БТД составила 26 млн тонн.

Тем не менее, транскапийский маршрут не единственное направление, куда может переориентировать свою нефть Казахстан. Есть еще система «Казахстанско-Китайского трубопровода» (ККТ), включающая магистральные нефтепроводы «Атасу-Алашанькоу» и «Кенкияк-Кумколь». КазТрансОйл (дочерняя организация КМГ) принадлежит 50% доли участия в этом предприятии. Однако, чтобы достичь проектной мощности в 20 млн тонн в год необходимо построить промежуточные нефтеперекачивающие станции. Сегодня нефтепровод работает ниже своего потенциала. Вероятно, поэтому президент дал поручение увеличить мощности нефтепроводов «Атырау — Кенкияк» и «Кенкияк — Кумколь», чтобы была возможность перекинуть часть нефти с КТК на ККТ. Сейчас система работает в большей степени для транспортировки нефти внутри республики: от месторождений, эксплуатируемых китайскими и казахстанскими компаниями на НПЗ, а также для прокачки российской нефти (около 10 млн тонн) в КНР. По данным Минэнерго, в 2021 году по «Атасу-Алашанькоу» было экспортировано всего 966 тыс. тонн казахстанской нефти. Хотя за весь прошлый год Китай закупил 3,6 млн тонн нефти из Казахстана. Получается, что оставшаяся часть была транспортирована по КТК через всю Россию и доставлена в КНР на танкерах.

Республика также могла бы наладить экспорт нефти в страны Центральной Азии, особенно в Узбекистан, где часть мощностей нефтеперерабатывающих заводов не задействованы из-за нехватки сырья. Общая потребность узбекских НПЗ составляет 10 млн тонн в год. Помимо этого, можно увеличить производство нефтепродуктов и экспортировать их в Кыргызстан и Таджикистан, которые сейчас импортируют российское топливо.

Напомним, что в прошлом году из республики было экспортировано 67,6 млн тонн нефти, свыше 78% из них или более 53 млн тонн было отправлено по КТК. Почти весь объем был поставлен из месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Еще около 18% от экспорта или 12 млн тонн были отгружены в нефтепровод «Атырау-Самара» и далее по системе трубопроводов российской компании «Транснефть» доставлены до черноморского порта в Новороссийск или балтийского — Усть-Луга. Таким образом, на сегодня почти 97% казахстанской экспортной нефти транспортируется через Россию. Чтобы в случае очередной блокировки российскими властями КТК или других маршрутов, не остановился экспорт нефти, Казахстану придется задействовать все альтернативные направления.

Ахмет Калиев




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *