Признает ли Казахстан вину России за крушение самолета в Актау?
4 февраля Минтранспорта РК опубликовало предварительные результаты расследования крушения самолета вблизи Актау. Они подтверждают ложность версий о столкновении с птицами и взрыве кислородного баллона и указывают на повреждение самолета некими «внешними объектами». Конкретные причины авиакатастрофы в отчете не называются, но, как отмечают эксперты, уже имеющихся данных достаточно, чтобы возложить ответственность на Россию. Хватит ли казахстанским властям смелости в конечном счете признать это?
Министерство транспорта Казахстана наконец опубликовало предварительный отчет по расследованию причин крушения вблизи Актау самолета авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL), летевшего из Баку в Грозный. Результаты расследования представлены весьма сдержанно и через чур нейтрально, учитывая те факты, которые в отчете приводятся.
А факты следующие. Во-первых, никакие птицы в самолет не врезались. Впервые версию о том, что именно столкновение с птицами стало причиной катастрофы, впервые озвучил пресс-секретарь «Росавиации» Артем Кореняко. В отчете отсутствуют какие-либо свидетельства о столкновении с птицами, но приводится запись разговора экипажа с диспетчерами, из которой следует, что сами члены экипажа называли такую причину.
То же касается и версии о взрыве кислородного баллона, которая тоже циркулировала с СМИ, в первую очередь российских. Никаких данных о взрыве не было, но озвучили эту версию члены экипажа, услышав хлопок и узнав, что в пассажирской кабине заканчивается кислород.
До полета технических неисправностей у самолета не было, хотя российские экстренные службы рассматривали эту версию как приоритетную, не уточняя при этом, когда неисправности возникли.
Второй факт – в воздушном пространстве России самолет потерял сигналы GPS. Вкупе с тем, что в Грозном была плохая погода, пилоты приняли решение развернуться в Баку. Однако через несколько минут бортовой самописец зафиксировал два «внешних звука» (следующий факт), после этого у самолета отказывает гидравлика, он теряет управление. В отчете приводятся фото повреждений (в том числе в гидравлике), возникших в результате «внешних воздействий».
Еще один ключевой факт – примерно через 8 минут после «внешних воздействий» диспетчер из Ростова сообщает в Грозный о проведении плана «Ковер», который предполагает немедленный уход всех воздушных судов из области действия этого плана. То есть – подальше от аэропорта. Однако пилоты об этом так и не узнали.
Сами виноваты
Приведенных фактов достаточно, чтобы восстановить картину. Из-за средств радиоэлектронной борьбы сигналы GPS не были доступны, к тому же в Грозном была плохая видимость. Самолет развернулся в Баку, в этот момент его подстрелили. Пилоты пытались сориентироваться, где экстренно сделать посадку, решили, что лучше в Актау.
Единственное, что пока нельзя сказать на основании данных предварительного расследования – из чего именно стреляли. Извлеченные из самолета металлические «внешние объекты» еще предстоит проанализировать.
Однако в Азербайджане уже не сомневаются, что огонь открыла российская система ПВО «Панцирь-С» – об этом агентству Reuters сообщил высокопоставленный азербайджанский чиновник, подчеркивая, что у них есть фрагмент ракеты. По факту азербайджанская сторона представила эту версию еще в первые дни после крушения.
Теперь же Баку готовится подавать на Россию в международный уголовный суд. Власти выражают недовольство тем, что российская сторона до сих пор не может признать ответственность за авиакатастрофу. «Российские официальные лица, эксперты и СМИ продолжают отрицать свою причастность к инциденту и пытаются возложить вину на экипаж», – говорится в заявлении азербайджанского государственного информагентства АПА.
Параллельно этому в Азербайджане закрывают программу «Россотрудничества», обвинив ее в шпионаже. То есть азербайджанские власти дают ясно понять, что с Россией их стране теперь не по пути.
Обвинения Баку при этом абсолютно обоснованы. В заявлении Росавиации фактически говорится, что пилоты сами виноваты, выбрав в качестве места для посадки Актау, а не аэропорт в Минеральных водах или Махачкале, как им предлагали диспетчеры.
– [Расследование подтверждает] ранее появившуюся информацию о том, что именно экипаж выбирал запасной аэродром для посадки, самостоятельно остановив выбор на Актау. Предложенными российскими диспетчерами альтернативными аэропортами Махачкала и Минеральные Воды, несмотря на техническую готовность этих аэродромов принять самолет, экипаж не воспользовался, – сказано в заявлении.
Но при этом по расшифровке диалога членов экипажа и диспетчеров видно, что в Минеральных водах и Махачкале погода была облачная, то есть не лучше, чем в Грозном. Да, один из диспетчеров говорит, что аэропорт в Махачкале, который располагался ближе, чем аэропорт в Актау, «технически годен». Но после того, как этот же диспетчер озвучивает погоду в городе, пилот делает выбор сначала в пользу Баку, а потом в пользу Актау.
Как отметил в разговоре с «Новой газетой Балтия» пилот гражданской авиации Андрей Литвинов, ситуацию осложняла также горная местность Махачкалы, Минвод и Баку. Как бы то ни было, абсолютно абсурдно перекладывать ответственность на экипаж, а не на тех, с чьей стороны произошел выстрел, и кто не предупредил заранее экипаж о плане «Ковер». Впрочем, в том же заявлении Росавиации говорится, что «внешние предметы не идентифицированы», а значит Россия собирается до последнего отрицать, что эти выстрели были произведены из их ПВО.
Также Росавиация специально подчеркивает, что версию о попадании птиц и взрыве кислородного баллона озвучили члены экипажа, намекая на то, что специальных вбросов Россия не делала. Однако на самом деле это совершенно нелепое оправдание, учитывая, что в России прекрасно знали, что во время крушения в Грозном работала ПВО, и птицы тут были ни при чем.
Более того, за несколько недель до официальной публикации предварительного отчета на связанном с силовиками ресурсе «База» были слиты расшифровки переговоров экипажа и диспетчеров. В ней нет никакой информации о стрельбе из ПВО (пилоты сами этого не знали), зато есть версия о птицах и баллоне. Позже во всех СМИ эта расшифровка тиражировалась с тем же мотивом, какой позже озвучили в Росавиации: птиц придумали пилоты, они же не захотели лететь в нормальный аэропорт, а еще не объявили ЧС вовремя.
Как позже подтвердил вице-премьер Казахстана Канат Бозумбаев, возглавляющий комиссию по расследованию авиакатастрофы, эта настоящая расшифровка, но, вероятно, записанная наземными службами, то есть Россией.
А что Казахстан?
В противостоянии России и Азербайджана Казахстан пытается держаться в стороне, хотя именно правительство РК возглавляет расследование.
Хотя формат расследования предполагает описание именно технической стороны, характерно, что в отчете приведенные факты даже не связываются между собой. Например, из того, что было «внешнее воздействие», не делается вывод, что именно оно стало причиной потери самолетом управления.
Причинно-следственные связи пришлось озвучивать Азербайджану. Причем это было сделано сначала в нейтральной форме, а уже после неадекватной реакции со стороны Москвы – в форме прямого обвинения. Официальный лица Казахстана, кстати, отказались комментировать опубликованные ими же результаты расследования.
По всей видимости, роли в этой истории распределились следующим образом: Казахстан озвучивает факты, Азербайджан их интерпретирует и делает выводы, а Россия пытается спутать карты.
Можно, конечно, списать такое скромное поведение наших властей на дипломатическую вежливость. А можно предъявить за отсутствие субъектности и паталогический страх перед Россией.
Допустим, пока ведется расследование громких заявлений от казахстанских чиновников можно не ждать. Но что они скажут, когда расследование предъявит все (технические) доказательства? А когда суд в Гааге признает вину России? Сама Россия уже показала, что может игнорировать международное расследование на примере истории с малазийским Боингом, сбитым в 2014 году на территории ДНР. Но хватит ли нашим властям смелости пойти против «большого брата»? Увы, учитывая текущую динамику отношений Акорды с Кремлем, верится в это с трудом. Скорее, наши снова будут играть в молчанку и всячески раскланиваться перед северным соседом.
Иллюстрация на обложке из открытых источников.
3 Комментариев
Автор статьи связывает крушение самолёта в Актау с крушением малазийского Боинга в Донецке. Это — передёргивание! Каждое крушение — индивидуально! И суд в Гааге — не справедливый по отношению к РФ, это было очевидно всем, кто следил за расследованием.
Что касается крушения в Актау, то видимо следует дождаться экспертизы инородных частиц, попавших в самолёт. Очень настораживает отзыв военных про воздёйствие ракет Панциря на самолёт, если ракету запустили в самолёт, как цель, то и распределение отверстий на поверхности самолёта должно быть иным, чем оно оказалось (и по плотности отверстий и по размерам отверстий), и результат оказался бы иным (самолёт был бы разрезан на 2-е части), чего не было в реальности.
Возможно, что поражён был украинский БПЛА, но он находился вблизи от самолёта, что вызвало попадание части боезаряда в самолёт.
Хотелось, чтобы и Украина признала свою вину в инциденте и, как минимум, выдала параметры траектории БПЛА в районе Грозного.
Автор-казах прям сам спускает на Россию собак.
Балаева предупреждала все СМИ о последствиях введения в заблуждение ложных заявлений,надо привлечь автора за клевету!!!