Советская власть обокрала Халиду Маманову дважды: в детстве – ссылкой, после смерти – забвением - Exclusive
Поддержать

Советская власть обокрала Халиду Маманову дважды: в детстве – ссылкой, после смерти – забвением

В казахской истории было много героических женщин. Начиная с девушек-батыров времен джунгарского нашествия, продолжая участницами Второй мировой войны. Кто-то из них остался в легендах, какие-то имена – и это неизбежно – канули в Лету. В честь кого-то поставили памятники, а на ком-то будто поставили печать – «забыть».

К счастью, такие «печати» несправедливого забвения не вечны – их можно сорвать. Сценаристы Азиз Бейшеналиев и Елена Кигай так и сделали, решив рассказать историю Халиды Мамановой – дочери «врага народа», «националистки», бойца штрафной роты во время Второй мировой, прекрасного врача и замечательного человека.

О настоящей героине нашего народа и ее судьбе, о сценарии художественного фильма и о том, что нужно сделать, чтобы эта картина однажды вышла на экраны – режиссер, сценарист, актер Азиз Бейшеналиев.   

Хочу рассказать вам о нашем новом художественном фильме, над созданием которого мы сейчас работаем.

Наш проект – антивоенная история о женщине из древнего казахского рода, представители которого с XIII века боролись за независимость своего народа и внесли огромный вклад в просвещение нации.

С чего началась история проекта?

Герои, на которых мы выросли, – развенчаны. Герои, на которых растут наши дети – выдуманные персонажи из вселенных Marvel и DC или парни из криминальных сериалов про 90-е годы прошлого века.

Мы задались вопросом: а есть ли реальные герои, на которых было бы не стыдно равняться, в нашей собственной истории, истории Казахстана?

Пару лет назад в казахстанском сегменте ФБ разошелся пост об уникальном женском танковом экипаже времен ВОВ, состоявшем из четырех девушек-казашек. Иллюстрирован он был старой черно-белой фотографией. Пост был вирусным, с тысячами расшеров (сейчас он, кстати, переживает следующую волну популярности). Тогда же, в декабре 2023-го, он попал нам на глаза. Если бы эта история не была фейком, она могла бы стать основой для художественного фильма, ведь речь шла о девушках из семей, репрессированных советской властью.

Тогда же мы поняли, что не нужно придумывать вымышленных героинь, которые были жертвами режима – их и настоящих было немало среди более чем миллиона трёхсот тысяч казахстанцев, воевавших во Второй мировой.

Так мы узнали о женщине, чья жизнь оказалась поразительнее любого вымысла. Нашли ее родственников, общались с ними на протяжении нескольких месяцев, собирая материалы. Получили их разрешение на запуск проекта и одобрение написанного нами сценария художественного фильма о Халиде Есенгуловне Мамановой.

На фото: Халида Маманова

В Великой степи ее семья была легендой. Её предком был сподвижник Абылай-хана и военачальник Кабанбай-батыра, Борибай-батыр, чей прах упокоен в мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи.

Дед Халиды, Маман бий, был основателем знаменитой школы «Мамания», открытой им для детей бедняков и сирот, воспитавшей целое поколение национальной интеллигенции. Выпускниками «Мамании» были Ильяс Жансугуров, Мухамеджан Тынышпаев, Жумахан Кудерин, Билял Сулеев и многие другие – цвет казахской интеллигенции.

Существующее в современном казахском языке слово «маман» – «специалист» появилось именно благодаря этой школе: так называли ее воспитанников. Мамановы финансово поддерживали общественно-политическую и литературную газету «Қазақ», издававшуюся с 1913 по 1918 год, редакторами которой были Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов и Миржакып Дулатов.

Отца Халиды, Есенгула Маманова, называют казахским Нобелем: он собирал деньги на стипендии казахским студентам, учившимся за рубежом, а в 1911 году объявил конкурс на лучший казахский роман, в котором бы отражалась жизнь простого народа, и в 1914 году выплатил огромные денежные призы Султанмахмуту Торайгырову и Таиру Жомартбаеву за их книги, которые были написаны благодаря этому конкурсу и положили начало классической казахской художественной литературе в современном понимании.

После революции 1917 года пятнадцать человек из семьи Мамановых были расстреляны, тридцать шесть – сосланы. Отца Халиды объявили врагом народа, у семьи конфисковали все имущество и отправили в ссылку за пределы Казахстана, где умер сам Есенгул и двое его младших сыновей, родившихся уже там – их назвали Зорлык («насилие») и Зомбык («тяготы», «гонения»).

После смерти Есенгула его жена и дети вернулись в Казахстан, где Халида стала учиться на врача.

В 1942 году Халида, выпускница мединститута, рвалась на фронт, но дочь «врага народа» отправили в похоронную команду, рыть могилы. И тогда она написала письмо Сталину с требованием отправить её в штрафбат и, если она выживет – снять обвинение с её семьи, а ей дать возможность быть медиком на передовой.

В штрафбат её отправили. Обвинение с семьи не сняли.

Срок жизни штрафника был в среднем один-три боя. Халида отслужила в штрафной роте несколько месяцев. Женских батальонов в штрафных войсках не было, служила с мужиками, зеками и дезертирами. Пальцем ее не тронули, берегли от огня ценой своих жизней, поскольку она была единственным врачом в штрафном подразделении, а значит – надеждой на спасение.

После штрафроты прошла специализацию, стала гинекологом. Ее перевели в авиаполк, который постоянно находился на передовой. Стала главным гинекологом 24-й авиабазы 2-й воздушной армии, сформированной на базе ВВС Брянского фронта. До демобилизации пролечила, осмотрела и проконсультировала тысячи женщин, организовала 128 кабинетов женской гигиены. Убеждала женщин сохранять беременность, комиссовала их и отправляла в тыл, рожать. Была ранена, имела награды.

Иностранные военные историки отмечают крайне низкий уровень ЗППП на фронте среди женщин – советских военнослужащих по сравнению с армиями других стран. Прямая заслуга Халиды Мамановой.

После войны вернулась на родину, работала в том самом мединституте, из которого её до войны пытались исключить, узнав про «байское происхождение», и который закончила в числе лучших. В разгар «дела врачей» 1950-1953 гг. ее вынудили уволиться «по собственному желанию». Да и потом позволили работать только в провинции, в Актюбинском мединституте, где она основала кафедру патофизиологии. Занималась наукой и просвещением, защитила кандидатскую и докторскую. Воспитала плеяду выдающихся врачей.

И всю жизнь ей пеняли её семейным клеймом – 58-й статьёй, ссылкой, отцом – «врагом народа», прорабатывали на партсобраниях, таскали в КГБ.

На фото: Халида Маманова

Экзамены в медицинском принимались на русском, этот «естественный» фильтр отсеивал от социального лифта абитуриентов-казахов из глубинки, плохо знающих язык – она помогала им, консультировала (поэтому не упрекайте, пожалуйста, взрослых «асфальтовых» и северных казахов за незнание языка – их родители хотели для них только хорошего в тех условиях, в которые сами были поставлены историей ХХ века). Учебники и лекции были на русском – она организовала языковой кружок для студентов из аулов, переводила для них учебный материал на казахский. Организовала ансамбль домбристов при медицинском вузе. Этого оказалось достаточно, чтобы заслужить постоянные обвинения в национализме. От заведения дел помогали только военные награды, звание профессора и серьезные научные работы.

Не выпускали на медицинские конференции за границу – в Мексику, Японию, Америку. Её монографии о борьбе с раком аплодировали на международной конференции в Париже – монографии, а не ей: работу представил другой человек, Халиду не выпустили из страны.

За границу пустили только один раз. В Болгарию, на отдых с группой актюбинских врачей в 1977 году.

Через несколько дней после приезда группы на черноморское побережье её тело нашли на берегу. Ей было всего 59 лет.

Тело семье долго не отдавали. Одной из официальных версий было самоубийство. Родные знали, что обувь на свой размер Халида в СССР могла купить только в «Детском мире» – в её чемодане оказались купленные в Болгарии туфли 34 размера. Самоубийца купила туфли себе и полный чемодан подарков родным?

Когда племянник, которого она воспитывала, как сына, вернулся после её смерти из армии домой, в квартире жили чужие люди. Все личные вещи и научные труды Халиды Мамановой просто пропали.

Советская власть обокрала Халиду дважды: в детстве – раскулачиванием и ссылкой, и после смерти – воровством и забвением.

Лишь через 16 лет после смерти Маманова Халида Есенгуловна была признана пострадавшей от репрессий и реабилитирована. И несмотря на слабые, формальные попытки вернуть ее имя памяти народа, огромное количество людей в Казахстане даже не слышали о ней.

Для нас эта история и память о Халиде Мамановой – пепел Клааса, который стучит в сердце.

Мы работали над сбором материала и сценарием почти год, закончили несколько недель назад.

Да, мы будем представлять наш сценарий на предстоящем питчинге Государственного Центра поддержки национального кино.

Да, неизвестно, что окажется везением – если мы его пройдём или наоборот.

Да, если не пройдём, то будем делать всё, чтобы запустить этот кинопроект самостоятельно, без поддержки государства.

Да, денег нет, но мы их будем искать вместе с теми, для кого история страны – не плакат на официальный праздник.

Герой античной трагедии – тот, который знает, что проиграет в битве с роком, но продолжает бороться до конца.

Халида была героиней античного масштаба.

Не вымышленной. Настоящей.

И теперь наша очередь стоять за нее. За возвращение памяти о ней народу, за независимость и просвещение которого боролся весь род Халиды Мамановой.

Мы ищем единомышленников, которые смогут помочь. Нам нужны соинвесторы – за каждую потраченную тенгушечку я готов отвечать лично. Нужны те, кто поддержит нас информационно – это будет проще всего, пока достаточно обычного перепоста этого текста. И те, кто поддержит нас хотя бы добрым словом.

Иллюстрация на обложке из открытых источников.




3 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Медет Маманов — племянник Халиды Мамановой очень гордился её. Рассказывал про школу Маманию. Полагаю у государства хватит благоразумия, чтобы имя Халиды Мамановой вышло из забвения.