Современное искусство и деньги: им не жить друг без друга
Каковы тенденции развития искусства в Казахстане? Что волнует художников, какие темы они поднимают в своем творчестве? Получив статус национального, музей имени Кастеева решил вплотную заняться обновлением фонда работ современных мастеров.

От юрты до нефти
Первым шагом на этом пути стала выставка «Память. Пространство. Прогресс». В зале представлены работы таких художников, как Бахыт Бапишев, Смайл Баялиев, Арыстанбек Шалбаев, Саид Атабеков, Сергей Маслов и многие другие. Несмотря на то, что каждый автор раскрывает тему, которая волнует именно его, выставка выглядит цельной.

В центре экспозиции – модифицированная юрта (ракета?). Это – часть художественного проекта Сергея Маслова «Байконур-2», который, как можно догадаться из названия, посвящен космосу. Автор также написал эссе и создал слайд-шоу, в котором образы космонавтов будто бы заменяются портретами кочевников. Таким образом художник словно разрушает противопоставление между традициями и новаторством, показывает, что одно будто исходит из другого.
Острую сегодня для Казахстана тему поднимает художник Арыстанбек Шалбаев – экологическую. В частности, в своей работе он говорит о том, что ради собственной благополучной жизни мы зачастую губим природу, но даже не задумываемся об этом.

– Мои работы, представленные здесь, посвящены нефти. Это богатство, которым нашу страну щедро одарила природа, но добыча нефти негативно отражается на окружающей среде. В этом видится противоречие между благополучием человека и природы. Очень важно все-таки относиться бережно к тому, что нас окружает. К сожалению, мы нечасто задумываемся на эту тему, – рассуждает Арыстанбек Шалбаев.
Этот художник – участник знаменитой арт-группы «Кызыл трактор». Она появилась в Шымкенте еще в 1990-е годы и наделала много шума яркими творческими высказываниями на разные актуальные и болезненные темы, в том числе социальные. Благодаря этому объединение занимает важное место в истории изобразительного искусства современного Казахстана.

Глубоким символизмом проникнуты и представленные на выставке картины Бахыта Бапишева. Например, на полотне «Птица над озером» каменистый берег символизирует устойчивость и память, а вода и летящая птица – движение и свободу. Интерес вызывает и работа «Без названия», и это особенно символично, ведь она посвящена поиску личности.
Женский взгляд
Среди разнообразия работ и тем, которые в них поднимаются, важное место занимают произведения, созданные женщинами, в них поднимаются актуальные для прекрасного пола темы и вопросы. Одну из них в триптихе «Обычная звезда, нейтронная звезда, чёрная дыра» поднимает Мадина Жолдыбек. Художница проводит параллель между физическими процессами во Вселенной и трансформациями женского тела. В прошлом году с этой работой Мадина Жолдыбек победила в первом творческом конкурсе, посвященном памяти безвременно ушедшей после тяжелой болезни Бахыт Бубикановой. Известная художница всегда поддерживала молодые таланты, в какой-то мере можно сказать, что продолжает это делать и сейчас, когда ее уже нет на свете.

И, возвращаясь к прошлогоднему конкурсу: жюри признало лучшей работу Мадины Жолдыбек, посвященную женщинам. Если говорить более конкретно, то автор воспевает женщину, познавшую материнство. Показывая, как меняется тело после родов, а затем и грудного вскармливания, художница словно поет оду этим переменам.
Сама Мадина Жолдыбек сейчас живет и работает в Лондоне, но в своем творчестве она поднимает темы, актуальные, в принципе, для женщин в любой точке мира.
Представительницам прекрасного пола посвящен и проект Молдир Сагындык «Мягкий шип». В самом названии уже четко обозначено противопоставление, которое автор демонстрирует в своей работе. В ней раскрывается тема женского страха и скрытого насилия. Используя мягкие ткани, художница создаёт образ уюта, который одновременно таит в себе угрозу. Единственный глаз здесь выступает как символ одиночества и потребности в помощи, а форма занавески означает, что проблема как бы скрыта от общества и, чтобы ее заметить, необходимо приложить определенные усилия.
«Мягкий шип» – часть художественного исследования, в котором Молдир Сагындык использует различные материалы и техники для создания инсталляций и объектов. Через творчество она исследует идентичность, особенности культуры и восприятия различных вопросов, что делает творчество художницы многослойным и глубоким.
В свою очередь, Виктор и Елена Воробьевы представили работу «Выравнивание горизонта», посвящённую осознанию пространства и границам видимого. Пожалуй, можно сказать, что это интересный пример современного искусства, которое исследует темы восприятия и взаимодействия человека с окружающим миром. Вообще, в своих произведениях эти художники часто используют различные медиа и технологии, чтобы создать уникальные визуальные и концептуальные эффекты. Эта работа не стала исключением.

Когда пробелы не в истории, а в современности
Все участники выставки предоставили свои произведения музею временно – на период проведения выставки. В дальнейшем же кастеевцы планируют вплотную заняться пополнением собрания работ современного искусства.
– К сожалению, коллекция перестала регулярно пополняться еще в 1990-е годы. Дело в том, что на это целенаправленно не выделяются деньги. В результате, именно в современном искусстве в нашем собрании образовался пробел, и мы намерены сделать все, чтобы его ликвидировать, – поделился научный сотрудник музея Санжар Сыргабаев.
Exclusive.kz уже писал о том, что целенаправленно на пополнение фондов деньги из госбюджета выделялись только до 2007 года. Сейчас же новые экспонаты в нем появляются в основном за счет подарков художников и коллекционеров. В связи с этим в собрании работ современного искусства и возник тот пробел, который теперь сотрудники музея задались целью восполнить.
И для начала организовали долгоиграющую выставку «Память. Пространство. Прогресс», чтобы алматинцы и гости южного мегаполиса могли получить представление о том, как развивается современное искусство в нашей стране, какие темы волнуют художников. В связи с этим выставка получилась максимально разнообразной, как по творческому подходу, так и по темам, которые затронули художники в своем творчестве. Экспозиция создает многослойное художественное пространство, в котором посетители выставки словно становятся свидетелями диалога между прошлым, настоящим и будущим. Знакомясь с произведениями, они будто исследуют эволюцию национальной культуры через современные художественные практики.
Фото предоставлены Государственным музеем искусств имени Абылхана Кастеева
Комментариев пока нет