Создать войлочный ковер было делом чести каждой женщины
У казахов, кыргызов, узбеков и таджиков общие не только судьба, традиции и культура, но и общие проблемы – в том числе с сохранением культурного наследия. Статья Жылдыз Казиевой, члена Кыргызского Совета Ремесленников, открывает цикл о нематериальном культурном наследии и ремеслах Центральной Азии.
На фото: Жылдыз Казиева (фото из личного архива автора)
«Кыргыз родится на войлоке» – эта пословица как нельзя лучше отражает то особое место, что у кочевников занимали войлочные технологии и традиции. Кыргызы, которые вели кочевой образ жизни и имели ограниченные сырьевые ресурсы, в основном только продукты своей скотоводческой деятельности, с древних времен владели уникальными знаниями и навыками по первичной обработке шерсти, которые включают в себя стрижку овец, сортировку, чистку и мытье шерсти, окрашивание, валяние. Они хорошо знали универсальные свойства войлока из шерсти разных пород овец и умело их использовали. Войлоком покрывалось жилище – юрта, войлочными настенными коврами туш-кийизами утеплялись стены юрты изнутри, войлочными напольными коврами ала-кийиз и шырдак выстилался пол жилища, из войлока шилась одежда, попона для лошади. Ребенок делал свои первые шаги на войлоке, в войлок заворачивали тело усопшего при погребении, на белом войлоке поднимали вождя, возвещая его право на царствование. Войлок применяли в народной медицине: куском черного войлока оборачивали больные суставы или поясницу, пеплом черного войлока посыпали раны, используя его как антисептик.
Процесс изготовления войлока в быту кочевников-кыргызов являлся социализирующим, объединяющим фактором. В процессе изготовления войлока принимали участие все члены семьи, а часто и родственники, соседи. Гендерный баланс также сохранялся естественным образом. Женщины занимались обработкой шерсти: чистили, чесали и красили ее. Они же занимались изготовлением войлока, раскладывая шерсть на циновке из чия (растения, подобного камышу, но с более тонкими и крепкими стеблями), сворачивая ее и прессуя локтями и ногами. Мужчины стригли овец, выполняли подсобную работу, требующую большой физической силы, такую, как колка дров, обеспечение водой. Дети ремесленников также по мере своих сил вовлекались в технологический процесс. Чаще всего они, сидя на корточках или стульчике, чесали уже вымытую и высушенную шерсть. Взрослые женщины, чтобы мотивировать детей, которым надоедала однообразная работа, подбадривали их обещанием, что на того из них, чья горка расчесанной шерсти раньше других достигнет его носа, с неба упадет голубая бусина. Многие носительницы знаний, ныне бабушки, с улыбкой вспоминают, что в свое время эта уловка для вовлечения детей в соревнование на скорость срабатывала безотказно.
Фото: Урмат Осмоев (с сайта ich.unesco.org)
Войлочный ковер «ала-кийиз» изготавливался за один световой день, при условии, что имелось сырье (чесаная шерсть разных цветов) и команда работников из числа домочадцев и соседей. При его изготовлении на основу из черной расчесанной шерсти цветной шерстью выкладывается узор. Узор выкладывала обычно сама хозяйка дома, либо приглашенная опытная мастерица. В создании ковровой узорной композиции могли принимать участие и мужчины. Дальнейший процесс валяния ала-кийиза ничем не отличается от валяния однотонного войлочного пласта, описанного выше. Готовый ковер, толщина которого могла варьироваться от одного до полутора сантиметров, вывешивался на несколько дней для сушки. В Ошской и в Таласской областях Кыргызстана использовали технику, когда на фон выкладывался узор, вырезанный из тонкого предвойлока. В этом случае, в готовом изделии узор имел не размытые, а четкие края. Совместная работа, как правило, сопровождалась угощением, выставляемым хозяйкой дома, для которой изготавливался ала-кийиз. Знания и навыки передавались от старшего поколения молодежи в процессе работы интерактивным способом. Средний срок службы ала-кийиза – 20 лет. Войлочная техника узорного валяния, подобная технике «ала-кийиз» встречается у многих народов мира.
При изготовлении войлочного ковра «шырдак» применяется одновременно целый ряд разных техник, среди которых наиболее характерными являются аппликация и стежка. Название «шырдак» происходит от слова «шырык» – стежка. Это своего рода уникальный вид ковра, которому трудно найти аналог в других культурах мира. Только у двух народов встречаются ковры, в какой-то степени подобные кыргызскому шырдаку. У казахского народа, родственного кыргызскому по культуре, имеется войлочный ковер «сырмак», который очень близок к шырдаку, однако уступает ему по разнообразию узоров и видов. Монгольский войлочный ковер «шыртык» тоже основан на стежке: на белом фоне выстеганы геометрические узоры. В кыргызском шырдаке узоры, вырезанные из пластов войлока контрастных цветов, сначала сшиваются методов аппликации, и затем простегиваются. В зависимости от качества войлока и работы, условий пользования и хранения, шырдак может прослужить до ста лет, а иногда и дольше.
Вся работа по созданию шырдака: подготовка войлока и пряжи, создание узора, композиционного решения, выбора цветовой гаммы, сшивание, стежка – обычно выполнялась одной женщиной в течение нескольких месяцев. Шырдак изначально не предназначался для продажи, он передавался из поколения в поколение, играя сакральную роль семейной и родовой памяти о матери. Каждая мать считала делом чести оставить своим детям в качестве памятного подарка шырдак, изготовленный собственными руками. В списке приданого невесты шырдак традиционно занимал первое место. Орнамент в шырдаке, кроме декоративной, имел также информационную, магическую и охранно-благопожелательную функции. В результате опроса, проведенного в 2009 году в среде ремесленных общин Кыргызстана, было выявлено 13 видов узоров и узорных композиций, наиболее часто используемых в шырдаках: «табак», «чарчы», «булут», «сулп оюу» и другие.
Сегодня шырдаки перестали быть семейной реликвией. Дешевые фабричные синтетические ковры почти полностью вытеснили из домашнего обихода среднестатистической кыргызской семьи ала-кийизы и шырдаки. Фактически, традиционные войлочные ковры стали элитным продуктом, недоступным для большинства населения Кыргызстана. Еще одной из причин сокращения использования шырдака современными кыргызами, кроме высокой цены, стало изменение культурных традиций нового поколения. Внутренняя и внешняя миграция сельских жителей кардинально меняет их образ жизни. Ушел в прошлое коллективный общинный труд, свойственный традиционному жизненному укладу кочевой культуры. Тяжелый ручной труд при почти полном отсутствии механизации не привлекает молодежь. Постепенно уходит из жизни поколение мастеров, владеющих древними уникальными войлочными технологиями. Их знания остаются по большей части невостребованными в новом, стремительно меняющемся мире.
Тем не менее, не все так мрачно. Ремесленная войлочная продукция пользуется большим спросом на местном туристическом рынке. Также, наблюдается рост экспорта войлочных изделий, чему способствует интерес во всем мире к экологически чистой продукции зеленой экономики. Благодаря своим качественным и эстетическим свойствам, шырдак сегодня является востребованным экспортным товаром, своего рода брендом Кыргызстана, и продается в специализированных магазинах в Европе и США. Производство шырдаков, 1 кв.м которых стоит сегодня от 60 до 110 долларов США, становится рентабельным. Сегодня войлочные ковры производятся, в основном, на внутренний туристический и экспортный рынок мастерицами в двух из семи областей Кыргызстана: Нарынской и Иссык-Кульской.
На фестивале “Кийиз дүйнѳ” (Мир войлока). Иссык-Кульская область. Фото: А. Болжуров
Изданная в 2015 году ОФ CACSARC-kg книга «Шырдак, кыргызский войлочный ковер», которая включила в себя описание технологических процессов и значение узоров, фотографии шырдаков и имена ведущих мастериц, была признана лучшим изданием года по искусству.
Из поколения в поколение кыргызские мастера передавали свои знания и навыки через практическое обучение и устные наставления: от мастера – ученику, от отца – сыну, от матери – дочери. Сегодня обучением традиционным и инновационным войлочным технологиям занимаются ремесленные объединения и поддерживающие организации, как правило, на гранты международных фондов и программ. Войлочные традиции, как и традиционная культура в целом, остаются вне официальной образовательной системы Кыргызстана.
Активисты ремесленного движения Кыргызстана проводят постоянную просветительскую и обучающую деятельность в разных слоях общества. Программа «Знак качества ЮНЕСКО для ремесленной продукции в Центральной Азии», ежегодный международный фестиваль традиционной культуры и ремесел «Оймо», семинары и симпозиумы по традиционным войлочным технологиям, ежегодный республиканский фестиваль «Кыргыз шырдагы», регулярные теле– и радиопередачи о производителях войлочных ковров – вот неполный перечень мероприятий, которые проводят в Кыргызстане НПО и ремесленное сообщество.
В 2012 году номинация от Кыргызстана «Искусство изготовления традиционных кыргызских войлочных ковров ала-кийиз и шырдак» была включена ЮНЕСКО во Всемирный список нематериального культурного наследия человечества, нуждающегося в срочной охране. По инициативе Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО в Кыргызстане, Кыргызстан совместно с Казахстаном подготовили региональную номинацию «Искусство изготовления юрты, кыргызско-казахского жилища», которая была включена в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества в 2014 году. Представленность в Списках ЮНЕСКО вышеперечисленных элементов кыргызского нематериального культурного наследия и демонстрирует вклад КР в мировую культурную сокровищницу и в продвижение культурного диалога между народами мира.
В 2019 году Ремесленный Совет Кыргызстана инициировал участие Кыргызстана в конкурсе Всемирного Ремесленного Совета «Город мастеров», в результате чего Нарынская область КР получила статус «территория искусства войлока», Иссык-кульская область КР – статус «территория искусства изготовления юрты». Это может стать хорошим маркетинговым инструментом для развития туризма и ремесел в этих регионах.
Тем не менее, на фоне конкурентной борьбы за местные и международные рынки, производители современной войлочной продукции сталкиваются со старыми и новыми проблемами, которые тормозят сохранение и развитие кыргызских традиционных ремесел и в том числе войлочных традиций. Одна из самых гравных проблем – деградация в стране культуры овцеводства и остановка селекционных работ по разведению овец породы “кыргызский меринос”. А также нехватка оборудования по первичной обработке шерсти, что ведет к низкому качеству и неконкурентоспособности сельской ремесленной продукции на рынке. Общие проблемы для всего ремесленного сектора: слабое развитие цепочек добавленной стоимости, низкая интернет-грамотность, недоступность рынков сбыта, отсутствие общих виртуальных информационных и маркетинговых площадок, выключенность носителей НКН из системы школьного образования, дефицит учебно-методической литературы по ремесленным технологиям, нехватка финансов.
Но, несмотря на это, можно констатировать факт, что древние войлочные традиции кыргызов сегодня живы и развиваются в основном благодаря усилиям самих ремесленников, НКН предпринимателей и активистов ремесленного движения. Правительство пока не уделяет достаточного внимания вопросам сохранения НКН и, в том числе, древних войлочных традиций. Однако, успешное решение вышеперечисленных проблем возможно только при наличии сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами и системной государственной поддержки.
Комментариев пока нет