Спикер Кошанов VS премьер Смаилов: политическая конкуренция или противостояние персон? - Exclusive
Поддержать

Спикер Кошанов VS премьер Смаилов: политическая конкуренция или противостояние персон?

Депутаты парламента Казахстана вдруг обнаружили, что правительство страны пытается ограничивать их законодательные инициативы. И попытались взбунтоваться.

Впервые за время существования парламентаризма в Казахстане у депутатов появились необычные претензии к правительству. Осмелевшие мажилисмены заявили о том, что некоторые нормы презентованного им законопроекта противоречат Конституции.

Эти заявления прозвучали 16 января 2024 года на презентации поправок в законодательство по вопросам доступа к информации и общественного участия в Комитете по социально-культурному развитию мажилиса. Причем, претензии высказали депутаты от разных партий. Но самыми резкими были выступления мажилисменов от «Amanat», включая Ерлана Саирова, возглавляющего рабочую группу по законопроекту. Не церемонились и члены Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе: начавший дискуссию от Amanat Абзал Құспан, поддержавший его руководитель фракции Народной партии Казахстана в мажилисе Магеррам Магеррамов. Другой член этого Комитета, юрист Марат Башимов, кроме тезиса о необходимости отмены нормы о получении заключения правительства на законопроекты, вообще предложил отменить Предпринимательский Кодекс. Это радикальное предложение было связано со ссылкой разработчиков законопроекта на нормы Предпринимательского Кодекса об оценке регуляторного воздействия принимаемых парламентом законов до их рассмотрения.

В чем же суть претензий депутатов?

Пункт 6 статьи 61 Конституции Казахстана предусматривает, что все законопроекты, требующие сокращения государственных доходов или увеличения государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения правительства страны, кроме проектов законов, внесенных президентом. Т.е. Основной закон страны предусматривает эту норму только в связи с доходами или расходами бюджета, вне зависимости от инициатора законопроекта: депутатов парламента и правительства.

Мажилисмены усмотрели в этом попытку правительства усилить контроль над парламентом в изменениях, предложенных разработчиками в закон «О нормативно-правовых актах». Эти нормы предусматривают обязательное публичное обсуждение инициированных депутатами законопроектов на портале «Открытые НПА», как это происходит со всеми НПА, принимаемыми исполнительными органами. С учетом заключения правительства. Однако в поправках не уточняется, требуется ли заключение правительства на все инициированные депутатами законопроекты, или только требующие сокращения доходов или увеличения расходов бюджета. Также предусматривается рассмотрение заключений правительства на Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности.

Более всего депутатов возмутило предложение разработчиков законопроекта об изменениях в статью 82 Предпринимательского Кодекса. В действующей статье ПК требования о проведении анализа регуляторного воздействия (АРВ) принимаемых законодательных норм не распространяются на законопроекты, инициированные президентом страны, депутатами парламента, и на поправки, предложенные депутатами в процессе рассмотрения законопроектов в парламенте. Разработчики законопроекта предложили оставить освобождение от АРВ только для законопроектов, внесенных президентом. В обосновании же написали, что «на практике депутатские законопроекты/депутатские поправки зачастую содержат нормы, предусматривающие введение нового регуляторного инструмента и (или) требования, или ужесточение регулирования в отношении субъектов предпринимательства. Упрощенный порядок прохождения законопроектов, инициируемых депутатами, ограничивает граждан (выделено в исходном документе – прим. ред.) в получении информации о планируемых законодательных поправках, в отдельных случаях также позволяет государственным органам в ускоренном порядке без общественного обсуждения (в т.ч. с бизнесом) вносить законодательные поправки в парламент. В результате по депутатским законопроектам/депутатским поправкам не проводится (выделено в исходном документе – прим. ред.) оценка воздействия на общество в целом, население и бизнес».

Все выглядит вполне логично.

Но депутаты напомнили правительственным чиновникам цитату из послания президента Казахстана Токаева 2023 года о влиятельном парламенте и подотчетном правительстве. И с благородным возмущением высказывали пришедшим на презентацию законопроекта представителям правительства, причем даже не министрам, а вице-министрам культуры и информации Данияру Кадирову и юстиции Алме Мукановой, претензии о попытках правительства контролировать парламент.

Конфликт попытался приглушить глава Комитета мажилиса по социально-культурному развитию Асхат Аймагамбетов, председательствовавший на заседании. Он назвал это «недопониманием» между разработчиками законопроекта и депутатами из-за неправильных формулировоки и предложил их «скорректировать».

В официальном сообщении о прошедшей презентации законопроекта на сайте мажилиса также ничего не говорилось о возникших разногласиях.

Тем не менее, аманатовец Мурат Абенов заявил, что внесенный законопроект, ни много ни мало, ставит под сомнение партнерские взаимоотношения правительства и парламента. Абенов посчитал, что утвержденное парламентом правительство спустя менее года уже пытается поставить парламент под свой контроль. Он внес предложение полностью отклонить законопроект, который, по его мнению, демонстрирует политическую конкуренцию между ветвями власти. И посоветовал правительству тихо отозвать законопроект, чтобы не создавать политическую напряженность между парламентом и правительством.

Вся эта бурная, полная эмоций, благородного возмущения парламентариев дискуссия на час вызывает двоякое впечатление.

С одной стороны, это напоминает «бурю в стакане». И, как сказал Аймагамбетов, решается изменением формулировок в законопроекте.

С другой стороны, возможно, Абенов вольно или невольно озвучивает ситуацию, которая действительно имеет место. А именно – конкуренцию между мажилисом и правительством. Только не политическую, к сожалению. Учитывая историю развития парламентаризма и государственного управления в Казахстане, это, скорее, конкуренция между председателем мажилиса и главой правительства. За доверие президента, за то, кто лучше может реализовать его послания и поручения.

Потому что пока, к сожалению, в Казахстане по-прежнему решения принимает только один человек. И все ветви власти соревнуются в лояльности к нему, борются за его благосклонность.
Поэтому и не берут ответственность на себя, не принимают самостоятельных политических решений, которых от них требует президент. И даже в обосновании к законодательным поправкам ссылаются на поручения президента и его администрации.

После эмоциональной дискуссии на презентации законопроекта в мажилисе в столице заговорили о надвигающейся отставке правительства, ожидая на созванном спустя 3 дня совместном заседании палат парламента громких новостей.

Но депутаты, до того так ратовавшие за свою влиятельность по формуле президента, единогласно поддержали предложение главы государства о направлении казахстанских военных в зоны операций миротворческих сил ООН. И более ничего.

Остается дождаться рассмотрения взбудоражившего мажилисменов законопроекта на пленарном заседании палаты.

История законотворчества казахстанского парламента дает основания предположить, что благородное возмущение депутатов в адрес правительства закончится редактированием текста законопроекта. Но это не означает, что конкуренции между спикером мажилиса и главой правительства не существует. Возможно, ее проявления мы еще увидим не раз.

Әділет Оқап




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *