Среди безработных молодежь составляет 17 процентов - Exclusive
Поддержать

Среди безработных молодежь составляет 17 процентов

Современная школа не дает знаний, которые помогают в будущей жизни и карьере. Об этом на встрече с журналистами сказал представитель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане Артур ван Дизен. Особую обеспокоенность международной организации вызывает та группа молодых людей, которая сегодня не вовлечена в образовательный процесс.

Уровень безработицы среди молодежи Казахстана достиг 3,8%. Больше всего ее в Алматы (6,0%), Карагандинской области (5,3%), Астане (4,5%) и Кызылординской области (4,2%). Анализ безработицы показывает, что вчерашние школьники чаще работают на низкоквалифицированных и рискованных работах с меньшей заработной платой. Во-вторых, молодежь составляет 17% всех безработных в стране, а каждый четвертый безработный молодой человек тратит на поиск работы более шести месяцев. Гендерное соотношение безработной молодежи выглядит следующим образом: 42,4% мужчин против 57,3% женщин.

– За последние 150 лет система образования в мире, к сожалению, никак не поменялась, – говорит Артур ван Дизен. – Но в то же время мир вокруг нас меняется быстро. Если наши родители работали по одной профессии всю жизнь и имели одного работодателя, то сейчас ситуация иная.

Проведенный недавно ЮНИСЕФ анализ тенденций на рынке труда показал, что детям, подросткам и молодежи, живущим в странах европейского региона и Центральной Азии, потребуется интегрированный пакет навыков, чтобы найти начальную работу, заняться предпринимательством и справиться с изменяющимися условиями жизни. В то же время исследование в 14 странах выявило, что в Казахстане – низкие показатели компьютерной и информационной грамотности, которая определяется, как способность человека использовать компьютеры для исследования, творчества и общения.

Пробел в системе современного образования решила исправить ЮНИСЕФ в Казахстане, разработав специальную программу. В нее входит развитие таких когнитивных и социальных навыков как командная работа, лидерство, ведение переговоров и разрешение конфликтов. Также необходимо развивать цифровые и специализированные навыки в области особенно STEAM (S-наука, T-технологии, E-инженерия, A-искусство и M-математика).

В сотрудничестве с Союзом молодых работников ЮНИСЕФ был разработан проект Samgau. Его поддержали министерства образования и информации и общественного развития РК. Акселерационную программу, запущенную в 2019 году, сегодня прошли около 25 тысяч молодых людей. Она как развивает навыки, так и выявляет, поддерживает инициативы молодежи. Ее цель – не только обучить, но и предоставить молодым людям гранты, чтобы они в дальнейшем могли начать собственное дело. Для этого было открыто 52 молодежных ресурсных центра. Программу, которая работает и в онлайн-режиме, также поддержали и 190 средних школ страны.

– О Samgau я узнал во время учебы в школе из моего ресурсного центра, с которым сотрудничал по другим проектам как волонтер, – поделился Алишер Махмудов. – И решил принять участие в программе. Вместе с другими ребятами мы прослушали серию семинаров, ориентированных на мягкие навыки по тайм-менеджменту, лидерству и так далее. А затем сформировали две команды, которые реализовали два проекта – «Эколето», во время которого провели субботник в Иле-Алатауском национальном парке и «Экодебаты» – лекции в школах города для открытия новых дебатных клубов. В целом программа предоставила нам хороший инструментарий для организации самих проектов. Ранее я не думал о таких, казалось бы, простых на первый взгляд вещах, как ведение бюджета, приглашение спикеров, то, как правильно рассчитывать свое время. Мы стремились к тому, чтобы наши проекты не носили разовый характер и записали наших ребят в число волонтеров «Таунхаба». Надеюсь, что многие из них работают там и сегодня, продолжают проводить экологические тренинги и субботники. В плане дебатов мы открыли порядка 8 школьных клубов, половина из которых работает по сей день. К слову, сегодня я нашел себя именно в этой области.

Другой проект ЮНИСЕФ – «Развитие цифровых и других навыков у детей, имеющих инвалидность по зрению».

– В период пандемии остро показала себя проблема цифровых навыков, – продолжает Артур ван Дизен. – И то, насколько они важны для нашего общества. Во время пандемии, как известно, школы должны были перейти в онлайн-формат, и у некоторых детей оказалось недостаточно компьютерной грамотности, доступа в интернет. Особое внимание ЮНИСЕФ уделяет уязвимым слоям общества, и фокус был сделан именно на детях, которые имеют нарушения зрения, проблемы с доступом к визуальному контенту. В 2021 году программа стартовала в школе-интернате №4 для слепых и слабовидящих детей им. Н. Островского в Алматы, а затем и в Караганде. Она открыла для ребят с проблемами зрения большие возможности в области цифровых навыков. Проект поддержали Азиатское общество по правам инвалидов «Жан» и компания EPAM Kazakhstan.

По окончанию обучения подростки получают навыки работы с цифровыми технологиями, могут самостоятельно изучать новые программы и устройства. В долгосрочной перспективе это позволит молодым людям быть более конкурентоспособными при поступлении в учебные заведения и в последующей трудовой деятельности. В результате повышения своих цифровых навыков молодые люди расширяют свою самостоятельность, а благодаря специальным навигаторам на телефонах получают доступ к любой литературе, переведенной в цифровой формат. Примечательно, что обучающие ребят тренера также имеют проблемы со зрением и прекрасно представляют себе проблемы, с которыми могут столкнуться их подопечные. Пока цифровые навыки получили 1100 молодых людей, но программа продолжается.

Одна из ее участниц – 17 летняя Ангелина Богдалова поделилась, что за три месяца проекта научилась работать на ноутбуке, печатать, быстро находить необходимую информацию в интернете. Теперь она вместе с четырьмя своими одноклассниками, которые также участвовали в проекте, свободно пользуется программой Windows, смартфоном, цифровыми картами. И главное, девушка может учиться вместе с другими детьми.

Совместный образовательный проект ЮНИСЕФ Казахстан и КазНУ им. аль-Фараби – UniSat – призван популяризировать STEAM-образование среди казахстанских школьниц посредством обучения спутниковым технологиям и созданию наноспутников в лабораторных условиях.

– По данным Всемирного экономического форума, только 14% казахстанских девушек заканчивают высшие учебные заведения в области STEAM, в то время как показатель выпускников среди мужчин – 37%, – подчеркнул представитель ЮНИСЕФ в РК. – В школе девочки обычно превосходят мальчиков по математике и естественным наукам. Но существующие гендерные стереотипы отрицательно сказываются на перспективах получения разнообразной и квалифицированной работы, мешают девушкам полноценно реализовать свой потенциал. Мнение о том, какая работа «подходит» для женщин и мужчин, становятся барьером для девушек и молодых женщин, стремящихся к карьере в STEAM. По всей Центральной Азии число девушек и молодых женщин, обучающихся в этой области, значительно ниже, чем их сверстников-мужчин. Наша программа направлена на устранение этих гендерных стереотипов.

Пилотный проект UniSat был запущен еще в марте 2020 года. 20 девушек и молодых женщин в возрасте от 14 до 35 лет освоили программирование, создали свой первый наноспутник и успешно запустили его в стратосферу в 150 км от Алматы. В 2021 году ЮНИСЕФ расширил программу и включил в нее девушек из Кыргызстана и Узбекистана.

– Я предлагала подобные космические проекты в своей школе. Но мне все время отказывали, говоря, что это нечто невозможное, – говорит участница проекта Жания Кошкимбаева. – А когда я узнала о том, что в университете им. Аль-Фараби создают наноспутники и принимают в проект ЮНИСЕФ девушек, то отправила резюме с описанием всевозможных космических технологий. К моей большой радости, молодые ученые одобрили их. Я успешно прошла собеседование и была принята в проект. Среди нас были и менеджеры, и девушки, которые занимаются профессионально в космической индустрии. Пожалуй, я была одной из самых молодых в проекте. Тогда мне только исполнилось 15 лет. В рамках курса мы прошли все этапы создания космического корабля от начала до конца. Это проектирование, программирование, сборка, испытание и запуск в стратосферу.

Во время работы над проектом Жания поняла, что хочет работать в IT-сфере, с инженерными моделями. Сейчас девушка – студентка 1 курса КБТУ.

Анна Ямпольская




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.