Стало ли лучше бизнесу при Токаеве?
В своем первом послании к народу Казахстана в качестве главы государства в 2019 г. К.К. Токаев посвятил развитию малого и среднего предпринимательства целый раздел. Как отметил президент, МСП обеспечивает постоянную занятость жителей села, снижает безработицу. Кроме того, развитие массового предпринимательства дает возможность избавиться от укорененных в сознании патерналистских установок и иждивенчества. Поэтому государство продолжит оказывать поддержку бизнесу.
Правда, с государственной поддержкой дела обстоят не очень хорошо. Тогда, в 2019 г., некие эксперты доложили главе государства, что пользу от финансовой поддержки получают только хозяйства, аффилированные с местными властями. Но была ли решена проблема за прошедшие три года, нам неизвестно, во всяком случае, ни громких разоблачений, ни убедительных докладов мы не видели.
С другой стороны, прошедшие три года были богаты событиями: пандемия, кантар, теперь война в Украине. Тем не менее, правительство считает, что дела в малом и среднем бизнесе идут хорошо. На заседании правительства 27 сентября этого года премьер-министр сообщил, что в текущем году доля МСБ в ВВП достигла 33,5%. Количество субъектов бизнеса составляет 1,4 млн, а общая численность занятых в малом и среднем предпринимательстве – 3,5 млн человек. В свою очередь, министр национальной экономики доложил, что в 2021 году в рамках Нацпроекта господдержкой охвачено 48,8 тыс. проектов, для реализации новых бизнес-идей в сферах услуг и обрабатывающей промышленности 984 проектам предоставлены гранты.
НО! Ни слова о том, как решена проблема аффилированности с местными властями (про которую говорил в свое время президент страны), играющую более важную роль, чем размеры государственной помощи. Ведь, если проблема не решена (а у нас нет оснований считать, что она решена), то вся государственная поддержка идет во вред экономическому развитию, создавая неравные конкурентные условия в малом и среднем бизнесе.
Наше правительство любит количественные показатели и не жалует качественные, даже если они подготовлены в его недрах. Например, в Концепции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2030 года, утвержденной постановлением правительства от 27 апреля 2022 года № 250, про качество рабочих мест в малом бизнесе пишется следующее: «Малые предприятия и ИП не способны решить задачу создания новых качественных рабочих мест. Несмотря на высокую значимость с точки зрения обеспечения занятости в целом, среднемесячная зарплата в малых предприятиях почти на 20% ниже средней зарплаты по Казахстану».
Правительство, как орган государственного управления, должно заниматься не перечислением количественных показателей, а решением качественных проблем. Но не занимается. То ли потому, что не понимает своего предназначения, то ли потому, что не знает как.
На самом деле, у малого бизнеса не все так уж радужно.
На рисунке 1 мы видим, что основные экономические показатели, приведенные к 1 работнику, в первом полугодии ухудшились по сравнению с предыдущим годом. Более того, доходы от реализации и валовая прибыль на 1 работника меньше, чем в 2019 г. Очевидно, что есть качественные показатели, существенно влияющие на положение дел в малом бизнесе.
Состояние дел с точки зрения предпринимателей
Позицию предпринимателей мы будем оценивать по результатам опросов, проведенных в рамках проекта Бежевая Книга Казахстана. Для целей анализа оценки, которые давали предприниматели, были преобразованы в диффузные индексы. Затем были построены модели, устанавливающие взаимосвязь между полученными диффузными индексами и индексами изменений выпуска, доходов от реализации и валовой прибыли на 1 работника, взятых в текущих ценах, посчитанных квартал к предыдущему кварталу. На рисунке 2 приведена динамика фактических данных и результатов моделей. Модели – это регрессии на панельных данных.
Мы видим, что сходимость между фактическими и модельными данными пригодна для качественного анализа. Во всех трех моделях встречаются диффузные индексы оценок уровня автоматизации и цифровизации, влияния тарифов монополий, эффективности господдержки.
Оценки уровня автоматизации и цифровизации оказывают наибольшее влияние на выпуск продукции и доходы от реализации. Очевидно, что уровень автоматизации и цифровизации влияет на производительность труда, гибкость бизнес-процессов, адаптацию к изменениям на рынке и издержки.
В свою очередь, на уровень автоматизации и цифровизации сильнее всего влияет доступность современных технологий. Уровень влияния хорошо виден на рисунке 3: у подавляющего большинства респондентов, которым доступны современные технологии, высокий уровень автоматизации и цифровизации.
Если наша власть реально хочет добиться развития малого предпринимательства, то она в первую очередь должна озаботиться тем, что увеличить доступность современных технологий. И это должно стать основным содержанием государственных программ.
Оценки эффективности тоже важный фактор, но они очень низкие – подавляющее большинство респондентов считает государственную поддержку неэффективной. Оценки можно было бы улучшить за счет роста доступности господдержки. Это демонстрируют модели логистической и пуассоновской регрессий. Очевидно, что нужно менять подход, как к содержанию государственной поддержки, так и ее доступности. Но здесь дальше слов никакого движения нет.
С оценками влияния тарифов монополий все понятно – чем ниже их негативное влияние, тем лучше экономические показатели. Важно другое – этот фактор оказывает существенное влияние, и правительству стоило бы уделить ему особое внимание. Но ему, надо полагать, недосуг. К слову, инициатива президента «тарифы в обмен на инвестиции в ЖКХ», вряд ли улучшит дела в ЖКХ, но точно ухудшит положение дел в малом бизнесе.
Резюме
Наш отечественный предприниматель проявляет высокую способность адаптироваться к самым непростым обстоятельствам. Он не надеется на государство и решает свои проблемы самостоятельно.
Государство не столько помогает нашему предпринимателю, сколько создает для него новые трудности, которые он должен героически преодолевать. Насчет сложностей – это не фигура речи. В первом полугодии ухудшились среднеквартальные оценки негативного влияния тарифов монополий по сравнению с аналогичными оценками прошлого года. Ухудшились оценки доступности и эффективности государственной поддержки. Но, несмотря на это, выросли, пусть и незначительно, оценки уровня автоматизации и цифровизации бизнес-процессов и доступности современных технологий.
Власть любит рапортовать, а не заниматься действительно сущностными проблемами. А это тормозит развитие нашей страны.
P.S. Только совместными и постоянными усилиями мы сможем поменять отношение власти к малому бизнесу. Проходите, пожалуйста, опрос по ссылке: Бежевая книга Казахстана | Аналитический обзор по МСБ (beigebook.kz)
P.P.S. Все написанное является исключительно мнением автора. Другие участники проекта Бежевая Книга могут его не разделять.
Комментариев пока нет