Стало ли лучше бизнесу при Токаеве?  - Exclusive
Поддержать

Стало ли лучше бизнесу при Токаеве? 

В своем первом послании к народу Казахстана в качестве главы государства в 2019 г. К.К. Токаев посвятил развитию малого и среднего предпринимательства целый раздел. Как отметил президент, МСП обеспечивает постоянную занятость жителей села, снижает безработицу. Кроме того, развитие массового предпринимательства дает возможность избавиться от укорененных в сознании патерналистских установок и иждивенчества. Поэтому государство продолжит оказывать поддержку бизнесу.

Правда, с государственной поддержкой дела обстоят не очень хорошо. Тогда, в 2019 г., некие эксперты доложили главе государства, что пользу от финансовой поддержки получают только хозяйства, аффилированные с местными властями. Но была ли решена проблема за прошедшие три года, нам неизвестно, во всяком случае, ни громких разоблачений, ни убедительных докладов мы не видели.

С другой стороны, прошедшие три года были богаты событиями: пандемия, кантар, теперь война в Украине. Тем не менее, правительство считает, что дела в малом и среднем бизнесе идут хорошо. На заседании правительства 27 сентября этого года премьер-министр сообщил, что в текущем году доля МСБ в ВВП достигла 33,5%. Количество субъектов бизнеса составляет 1,4 млн, а общая численность занятых в малом и среднем предпринимательстве – 3,5 млн человек. В свою очередь, министр национальной экономики доложил, что в 2021 году в рамках Нацпроекта господдержкой охвачено 48,8 тыс. проектов, для реализации новых бизнес-идей в сферах услуг и обрабатывающей промышленности 984 проектам предоставлены гранты.

НО! Ни слова о том, как решена проблема аффилированности с местными властями (про которую говорил в свое время президент страны), играющую более важную роль, чем размеры государственной помощи. Ведь, если проблема не решена (а у нас нет оснований считать, что она решена), то вся государственная поддержка идет во вред экономическому развитию, создавая неравные конкурентные условия в малом и среднем бизнесе.

Наше правительство любит количественные показатели и не жалует качественные, даже если они подготовлены в его недрах. Например, в Концепции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2030 года, утвержденной постановлением правительства от 27 апреля 2022 года № 250, про качество рабочих мест в малом бизнесе пишется следующее: «Малые предприятия и ИП не способны решить задачу создания новых качественных рабочих мест. Несмотря на высокую значимость с точки зрения обеспечения занятости в целом, среднемесячная зарплата в малых предприятиях почти на 20% ниже средней зарплаты по Казахстану».

Правительство, как орган государственного управления, должно заниматься не перечислением количественных показателей, а решением качественных проблем. Но не занимается. То ли потому, что не понимает своего предназначения, то ли потому, что не знает как.

На самом деле, у малого бизнеса не все так уж радужно.

На рисунке 1 мы видим, что основные экономические показатели, приведенные к 1 работнику, в первом полугодии ухудшились по сравнению с предыдущим годом. Более того, доходы от реализации и валовая прибыль на 1 работника меньше, чем в 2019 г. Очевидно, что есть качественные показатели, существенно влияющие на положение дел в малом бизнесе.

Состояние дел с точки зрения предпринимателей

Позицию предпринимателей мы будем оценивать по результатам опросов, проведенных в рамках проекта Бежевая Книга Казахстана. Для целей анализа оценки, которые давали предприниматели, были преобразованы в диффузные индексы. Затем были построены модели, устанавливающие взаимосвязь между полученными диффузными индексами и индексами изменений выпуска, доходов от реализации и валовой прибыли на 1 работника, взятых в текущих ценах, посчитанных квартал к предыдущему кварталу. На рисунке 2 приведена динамика фактических данных и результатов моделей. Модели – это регрессии на панельных данных.

Мы видим, что сходимость между фактическими и модельными данными пригодна для качественного анализа. Во всех трех моделях встречаются диффузные индексы оценок уровня автоматизации и цифровизации, влияния тарифов монополий, эффективности господдержки.

Оценки уровня автоматизации и цифровизации оказывают наибольшее влияние на выпуск продукции и доходы от реализации. Очевидно, что уровень автоматизации и цифровизации влияет на производительность труда, гибкость бизнес-процессов, адаптацию к изменениям на рынке и издержки.

В свою очередь, на уровень автоматизации и цифровизации сильнее всего влияет доступность современных технологий. Уровень влияния хорошо виден на рисунке 3: у подавляющего большинства респондентов, которым доступны современные технологии, высокий уровень автоматизации и цифровизации.

Если наша власть реально хочет добиться развития малого предпринимательства, то она в первую очередь должна озаботиться тем, что увеличить доступность современных технологий. И это должно стать основным содержанием государственных программ.

Оценки эффективности тоже важный фактор, но они очень низкие – подавляющее большинство респондентов считает государственную поддержку неэффективной. Оценки можно было бы улучшить за счет роста доступности господдержки. Это демонстрируют модели логистической и пуассоновской регрессий. Очевидно, что нужно менять подход, как к содержанию государственной поддержки, так и ее доступности. Но здесь дальше слов никакого движения нет.

С оценками влияния тарифов монополий все понятно – чем ниже их негативное влияние, тем лучше экономические показатели. Важно другое – этот фактор оказывает существенное влияние, и правительству стоило бы уделить ему особое внимание. Но ему, надо полагать, недосуг. К слову, инициатива президента «тарифы в обмен на инвестиции в ЖКХ», вряд ли улучшит дела в ЖКХ, но точно ухудшит положение дел в малом бизнесе.

Резюме

Наш отечественный предприниматель проявляет высокую способность адаптироваться к самым непростым обстоятельствам. Он не надеется на государство и решает свои проблемы самостоятельно.

Государство не столько помогает нашему предпринимателю, сколько создает для него новые трудности, которые он должен героически преодолевать. Насчет сложностей – это не фигура речи. В первом полугодии ухудшились среднеквартальные оценки негативного влияния тарифов монополий по сравнению с аналогичными оценками прошлого года. Ухудшились оценки доступности и эффективности государственной поддержки. Но, несмотря на это, выросли, пусть и незначительно, оценки уровня автоматизации и цифровизации бизнес-процессов и доступности современных технологий.

Власть любит рапортовать, а не заниматься действительно сущностными проблемами. А это тормозит развитие нашей страны.

P.S. Только совместными и постоянными усилиями мы сможем поменять отношение власти к малому бизнесу. Проходите, пожалуйста, опрос по ссылке: Бежевая книга Казахстана | Аналитический обзор по МСБ (beigebook.kz)

P.P.S. Все написанное является исключительно мнением автора. Другие участники проекта Бежевая Книга могут его не разделять.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.