Станет ли Центральная Азия яблоком раздора?
Зарубежные политики не устают повторять, что Центральная Азия сегодня является ключевым регионом на геополитической арене. Но с точки зрения казахстанского политолога, профессора Казахстанско-немецкого университета Рустама Бурнашева не следуют такие заявления принимать за чистую монету, всегда есть нюансы. Станет ли Центральная Азия яблоком раздора между развитыми странами – в материале Exclusive.kz.
По мнению профессора Бурнашева, если анализировать причины появления внешних партнеров в нашем регионе, то становится очевидным, что на самом деле мы не представляем какого-либо значительного интереса для крупных держав мира.
– Проблема в том, что когда мы смотрим на ситуацию изнутри и видим только наши проблемы, то нам кажется, что у нас очень мощное присутствие внешних партнёров. Но если мы сравним присутствие этих же партнёров в других странах, то можно заметить, что это их присутствие точечно, ограничено и далеко не приоритетно. Поэтому говорить о том, что к нам проявляется какой-то особый и системный интерес, с моей точки зрения, не приходится, – говорит Рустем Бурнашев.
Политолог рекомендует не обольщаться лестными дифирамбами западных политиков, а просто посмотреть какие страны Центральной Азии вызывают у них наибольший интерес.
– Мы не можем говорить, что все страны (Центральной Азии – Ред.) интересны для наших внешних партнёров. Очевидно, что это нет так. Если для них Казахстан представляет некий интерес, и в какой-то степени Узбекистан, то о ровно о таком же интересе к Таджикистану или Кыргызстану говорить уже не приходится, – отмечает Бурнашев.
Задние мысли, прикрытые лестью
Между тем, казалось бы, что последние несколько лет американские и европейские политики, преследуя свои интересы, зачастили в страны Центральной Азии. К примеру, в 2019 году первый заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Элис Уэллс посетила Кыргызстан и Узбекистан. Причина ее пребывания в Кыргызстане – возвращение 4,6 млн. долларов, выведенных из страны семьей экс-президента Бакиева, а Узбекистану г-жа Уэллс напомнила, что США неоднократно оказывали финансовую помощь. Здесь стоит напомнить, что с приходом к власти Шавката Мирзиёева отношения между США и Узбекистаном заметно потеплели, о чём собственно каждый раз подчёркивают американские политики. И, безусловно, политик из США должна была убедиться, что планы президента Мирзиёева не изменились.
Визит американского политика, дипломата, директора Центрального разведывательного управления США Майкла Помпео в Казахстан и Узбекистан в 2020 году оказался не менее интересным. Американского политика очень интересовали намерения Узбекистана вступить в ЕАЭС (в качестве страны – наблюдателя ЕАЭС – с 11 декабря 2020 года) в качестве полноправного члена, а заодно вновь «прощупать» настроение Шавката Мирзиёева относительно узбекско-американского сотрудничества.
В Казахстане же его интересовали проводимые президентом Токаевым «демократические реформы». Помпео должен был понять политику Токаева в постназарбаевский период, а заодно ненавязчиво продемонстрировать, что США обеспокоены китайским вектором Казахстана. Именно этим можно объяснить его встречи с этническими казахами из Китая, чьи родственники арестованы китайскими властями. Другие встречи американского политика – с экс-президентом Нурсултаном Назарбаевым и главой МИД Мухтаром Тлеуберди – были также посвящены темам усиливающейся роли Китая в мире и положения этнических казахов в КНР.
В 2023 году с официальным визитом прибыл государственный секретарь США Энтони Блинкен. Он направлялся на встречу глав внешнеполитических ведомств стран Центральной Азии и США в формате «С5+1», которая должна была состояться в Узбекистане, но вначале прилетел в Астану на запланированную встречу с президентом Токаевым. Что на самом деле интересовало Блинкена? По всей видимости, решение Казахстана принять бежавших от мобилизации граждан России, и возможно вопрос по дальнейшему выстраиванию казахстанско-российских отношений и отношений Казахстана с Китаем. О последнем Блинкен особо подчеркнул на «С5+1», направив чёткий сигнал и Пекину, и всем остальным странам, что не следует поддерживать Россию в войне с Украиной. Ну, а чтобы у лидеров стран ЦА не возникало идей играть в двойные игры, Вашингтон пообещал выделить 25 млн. долларов каждой стране ЦА.
В марте 2024 года в Алматы проходит крупный форум «B5+1: Бизнес – партнерство и процветание в Центрально-Азиатском регионе», где американские политики в своих выступлениях вновь подчеркивают интерес западного мира к нашим странам.
Директор миссии USAID в Центральной Азии Луис Ривера, выступая с докладом на форуме напомнил, что миссия USAID оказывает поддержку экономического роста по всему региону. И за 12 лет присутствия организация провела несколько торговых форумов, которые в результате косвенно способствовали увеличению торговли между странами ЦА.
– Кроме этого, в прошлом году USAID помог экспортерам ЦА подписать 19 контрактов стоимостью более 51 млн. долларов, – сказа Луис Ривера.
Ведущий экономист и руководитель программы по Центральной Азии группы Глобальных практик по улучшению финансов, институтов и обеспечению равенства возможностей Дэвид Найт подчеркнул, что регион ЦА является интересным для иностранных инвестиций регионом.
– Но международное сообщество должно убедиться, что оно может работать со всем регионом ЦА в целом, – подчеркнул Дэвид Найт.
Срываем маски: в чём реальный интерес запада к странам ЦА
Казалось бы, очевидно, что когда в страну приходят инвестиции, правительства стран – доноров получают возможность диктовать свои условия. Однако, по мнению политолога Рустама Бурнашева, Казахстану не грозит давление со стороны внешних партнёров.
– Мы не развиваемся с учетом интересов каких-то инвесторов. Мы самостоятельная и независимая страна, у которой есть своя политика. Да, безусловно, эта политика коррелируется и в какой-то степени находится под влиянием наших партнёров. Но вместе с тем наша страна суверенна и в свою очередь может предлагать потенциальным партнёрам проекты, которые интересны уже нам.
Таким образом, у нас проявляется весьма специфичная картина. Технически каждая сторона – и наши партнёры, и мы – может продвигать свои интересы. И потому здесь уже скорее следует задавать вопрос в иной плоскости – кто, как и насколько умело пользуется ситуацией.
– Понятно, что от участия в крупных международных проектах, Казахстан только выигрывает. Например, возьмём Китай с его мега-проектом «Один пояс, один путь». Принимая в этом проекте участие, мы получаем достаточно хорошие и серьёзные дивиденды. То же самое происходит когда мы говорим о прокачке российского газа, который идет по газопроводам через нашу территорию в Узбекистан или Китай. Казахстан тоже получает приличные дивиденды за транзит. Конечно, всегда есть и некоторое продавливание интересов, и некая взаимовыгода. Но с другой стороны, как мне кажется, необходимо понимать, что мы находимся на периферии интересов крупных геополитических игроков, – говорит Рустам Бурнашев.
Тогда вновь возникает вопрос: «В чем реальный интерес политиков Запада к нашим странам?». Ответ, по мнению политолога, здесь весьма прост – интерес представляют даже не стратегическая территория и не проводимые «демократические реформы» или объединение торгового рынка, а только отдельные сектора нашей экономики. Как правило, это добыча и экспорт ресурсов.
– Да, если мы посмотрим интерес США и стран Евросоюза к экономике Казахстана, то мы увидим, что их присутствие касается в первую очередь добычи и транспортировки нефти. Да зарубежные политики говорят о реформах и инвестициях, о помощи которую они могут оказать нам и таким образом, создается неадекватная картина, которая показывает, что Центральная Азия как регион играет какой-то для них интерес. Но на самом деле нет. Мы как регион для этих стран не представляем никакого интереса. И наша экономика в целом тоже не представляет для них интереса. Лишь отдельные страны и только их отдельные сектора экономики, – говорит Бурнашев.
Он считает, что внимание США к странам Центральной Азии не может быть слишком пристальным. В 2001 году, когда началась операция в Афганистане, внимание к нам со стороны США было очень высокое. Но уже к 2005-2006 гг. оно начало рассеиваться. И после вывода войск США из Афганистана интерес к нашей стране ещё более снизился. Остаётся только вопрос транспортного «Северного коридора», связывающего северо-западную часть ЕАЭС и страны Скандинавии с государствами Центральной Азии. Поэтому у США нет больших стратегических интересов в Центральной Азии на данный момент. Исходя из этого, нет и большого количества инструментов на руках, чтобы как-то влиять на то, какую позицию будут занимать страны Центральной Азии.
Таким образом, можно сделать вывод, что на самом деле ни Казахстану, ни Центрально-Азиатскому региону в целом не стать яблоком раздора между крупными державами.
– Может быть, мы и являемся яблоком раздора, но это настолько маленькое яблочко…. Хотя нам, конечно, кажется что оно большое, а на самом деле нет. С одной стороны это минус для нас, но с другой стороны большой плюс. Потому что мы имеем возможность развиваться самостоятельно, без внешнего давления, – резюмировал Рустам Бурнашев.
1 Комментарий
почему применяется двоиные стандарты: в одном месте «узбекско-американского» а на другом «казахстанско-российских» вместо правильного «казахско-российских» так как Казахстан — унитарное государство