Станет ли СЭЗ Алатау экономической столицей Казахстана? - Exclusive
Поддержать

Станет ли СЭЗ Алатау экономической столицей Казахстана?

В январе 2024 года село Жетыген Алматинской области стало городом Алатау. И не просто городом: власти хотят превратить Алатау в мегаполис и организовать внутри и вокруг него специальную экономическую зону (СЭЗ) площадью 88 тысяч гектаров. Авторы проекта считают, что это решит проблему перенаселенности Алматы и подстегнет экономику Казахстана. Реалистичны ли эту прогнозы? Не окажется ли новая СЭЗ такой же убыточной, как ее предшественники? Как будет выглядеть новый мегаполис? И причем тут Дубай?

Вместо маятниковой миграции город-миллионник: зачем нужна СЭЗ Алатау

Новая СЭЗ Алатау будет расположена в Алматинской области – вдоль трассы, соединяющей Алматы и Конаев. Власти считают, что Алатау сможет стать драйвером для национальной экономики и будет иметь важное социальное значение. Можно выделить две основные причины, почему чиновники считают целесообразными затраты на этот масштабный проект.

Во-первых, Алматинская область и особенно Алматы вносят значительный вклад в экономику страны. Так, наибольший вклад в ВВП РК за 2023 год внесли именно Алматы и область – почти 25%. Алматы особенно выделяется среди других субъектов республики развитостью бизнес-среды. За январь–май этого года доля числа предприятий составила 27,6% от общего показателя по стране. По данным Бюро национальной статистики АСПиР, большую часть из них составляют малые компании, на которых работают не более 100 человек.

Кроме того, Алматы привлекает значительную часть иностранных вложений. Из 44,5 тысяч иностранных компаний, работающих в Казахстане, половина зарегистрирована в Алматы или области.

Однако есть барьеры, которые сдерживают развитие Алматинской агломерации – отсутствие площадей для строительства в центральных, привлекательных, но перегруженных районах мегаполиса; а также высокие цены на земельные участки для нового бизнеса. Эти факторы значительно увеличивает себестоимость любого проектов на первоначальном этапе. Отсюда потребность перезапустить развитие Алматинской агломерации – расширить территорию, пригодную для ведения бизнеса, и создать на ней специальные льготные условия.

Во-вторых, проект СЭЗ Алатау призван снизить маятниковую миграцию в Алматы и в целом перераспределить население более равномерно по региону. Сейчас в четырех районах вокруг Алматы проживает 76% населения Алматинской области. Ежедневная маятниковая миграция оценивается экспертами в 400 тысяч человек. Кстати, как говорят сами жители нынешнего Алатау (бывшего села Жетыген), около 70% трудоспособного населения каждый день ездит на заработки в Алматы.

Население в самом мегаполисе за последние 10 лет выросло почти в два раза. Алматы просто уже не вмещает столько людей – постоянно происходит хаотичная застройка окраин, да и внутри города растет число многоэтажек, несмотря на ограниченные возможности существующей инфраструктуры. В общем, запрос на разгрузку города очевиден. Что предлагают власти?  

Город-сад или песочный замок?

Вообще, шаги к тому, чтобы разгрузить Алматы и сделать социально-экономическое развитие Алматинской области более сбалансированным, начались еще раньше. Исходя из этой же логики, в 2022 году власти переместили административный центр из Талдыкоргана в город Конаев, бывший Капчагай. Таким образом новый административный центр стал в три раза ближе к Алматы. И теперь Алматы-Алатау-Конаев должны составить единую агломерацию. Предполагается, что создание Алатау повлияет и на развитие этих соседних городов.

Изначала будущий город-миллионник хотели назвать по-модному 4G City, однако позже решили остановиться на Алатау. Он займет огромную территорию в 88 тысяч гектаров. Для сравнения площадь Алматы – примерно 68 тысяч гектаров. Город будут строить фактически с нуля. Сейчас на этой территории, охватившей несколько бывших сел и дачных участков, живет около 50 тысяч человек. Чиновники планируют, что к 2030 году число жителей достигнет около 300 тысяч (примерно, как в Актау или Костанае), а к 2050 – 1,9 миллиона, чуть меньше, чем сейчас в Алматы (2,2 миллиона).

Поскольку мегаполис будет создаваться с чистого листа, инициаторы проекта считают, что это поможет учесть градостроительные ошибки Алматы – жилищное строительство будет вестись с соблюдением новых норм по обеспеченности социальной инфраструктурой, зелёными территориями, местами для отдыха и развлечений.

Город будет поделен на четыре тематические зона:
– Gate Districts (финансово-деловой центр, самый близкий к Алматы);
– Golden Districts (район образования и здравоохранения);
– Growing Districts (магнит для индустриально-логистических объектов);
– Green Districts (район для отдыха и развлечений, Диснейленд, аквапарки, зоны отдыха, в непосредственной близости к Конаеву и Капчагайскому водохранилищу).

Большая часть горожан нового мегаполиса будет проживать на территориях Gate Districts (ближе всего к Алматы) и Golden Districts. На территориях Growing Districts и Green Districts акцент будет делаться на развитии промышленности и туризма. Поэтому жилая застройка на этих участках будет менее плотной. Основной вклад в экономику будут приносить финансовые и индустриальные центры Gate Districts и Growing Districts – большая часть рабочих мест будет именно там.

Система городского зонирования в рамках СЭЗ вдохновлялась международным опытом. В частности, за пример брали интегрированную экономическую зону DIEZ в Дубае, которая совмещает в себе три отдельных СЭЗ: Dubai Airport Free Zone, Dubai Silicon Oasis и Dubai Commerce City. Первые две СЭЗ появились еще в 2000-х, а последняя в 2021 году, тогда же три зоны объединили. Сейчас объем производства в DIEZ составляет около 5% от ВВП Дубая.

Насколько проектировщики действительно учтут негативный градостроительный опыт в Алматы, сейчас сказать сложно. Тем более, что пока разговор о «новых нормах» остается абстрактным – в чем конкретно будут заключаться эти нормы, неизвестно. Финансист Расул Рысмамбетов в комментарии для Orda.kz отмечает, что «самой большой ошибкой было бы отдавать земли Алатау для многоэтажной застройки, не изучив ошибки планирования Алматы и Астаны». Особенно учитывая сейсмоопасность региона.

По мнению эксперта, перед тем как утверждать план развития нового города, нужно провести комплексный аудит всей сферы земельных отношений в Алматинской области – ранее многие земли, предназначенные для сельского хозяйства, незаконно перевели сначала в категорию ИЖС (индивидуальное жилищное строительство), а позже в МЖС (многоэтажное жилищное строительство). Рысмамбетов считает, что существует высокий риск, что эта история получит продолжение уже при развитии Алатау: начнутся спекуляции земельными участками, непродуманная застройка и воровство бюджетных средств.

Как показывает пример Астаны – строительство города с нуля еще не означит, что он будет комфортным для жизни. А в случае с Алатау есть риск того, что новый город просто станет спутником Алматы. Чтобы этого избежать, сначала стоит озаботиться созданием рабочих мест, организацией инфраструктуры, и только после этого массово строить жилье. Иначе вместо снижения маятниковой миграции лишь увеличится амплитуда маятника.

А еще непонятно, что чиновники будут делать с жителями этих территорий – будет ли учитываться их мнение, или все как обычно будут решать на бумаге «эксперты». А потом с удивлением обнаружат, что 50 тысяч жителей не хотят, чтобы сносили их дома ради «умного» города, и начнут записывать обращения к президенту и писать петиции.

Зона, свободная от налогового бремени

Проект состоит из двух связанных, но все же отдельных частей – строительство города-миллионника и организация эффективной СЭЗ. Последнее особенно важно, иначе город не сможет самостоятельно развиваться и будет зависеть от Алматы.

Территория СЭЗ всегда предполагает значительные налоговые льготы – это ключевой способ привлечь инвестиции. Согласно проекту СЭЗ Алатау, налоги на землю, имущество и КПН будут нулевыми. Государство берет на себя обязательства по стабильности налогового законодательства, освобождает от таможенных пошлин на импорт оборудования, сырья и материалов (до 5 лет). Резиденты СЭЗ смогут также пользоваться всеми действующими государственными программами поддержки. Например, обращаться за субсидированием инвестиционных затрат на строительно-монтажные работы и покупку оборудования.

Руководитель Kursiv Research Сергей Домнин в комментарии для Exclusive пояснил, что эффективность СЭЗ обычно оценивают по соотношению затрат на создание со стороны властей и со стороны бизнеса: чем больше приходится на один бюджетный тенге частных, тем лучше.

– Другие важные показатели – объем выпуска резидентов, объем налоговых отчислений. СЭЗ предполагает отдельные налоговые послабления, однако уровень и регулярность прочих налоговых поступлений от резидентов – очень важный показатель эффективности государственной промышленной политики в целом и конкретных администраторов проекта. Поскольку он обращает внимание на реализацию задач по поддержанию производительных рабочих мест, – отметил эксперт.

Сейчас в Казахстане действуют 13 СЭЗ, многие из них ориентированы на конкретную область – промышленность, химию, логистику, металлургию или ИКТ. Кстати, СЭЗ с названием «Алатау» существует еще с 2003 года – правда, она занимает значительно меньшую площадь, чем нынешний проект, и представляет собой инновационный технопарк. Их эффективность уже давно вызывает скепсис не только у критиков власти, но и у самих чиновников. Президент Токаев сам неоднократно сомневался в целесообразности расхода бюджетных средств для организации работы СЭЗ. Удастся ли Алатау не повторить судьбу своих предшественников?

Авторы проекта ставят цель разместить более 170 проектов по 17 наименованиям ОКЭД (общий классификатор видов экономической деятельности) по приоритетным видам деятельности, на общую сумму 12,5 трлн тенге. Кроме того, в планах создать 110 тысяч новых рабочих мест. В Минэкономики отметили, что на каждый 1 тенге госинвестиций планируется привлечь 3,8 тенге частных.

Хотя отдельные СЭЗ показывают неплохие результаты, например «Астана – Новый город», целиком система пока не выглядит очень успешной, считает Домнин.

– По данным Минпрома РК, с начала 2000-х на СЭЗ из бюджета пустили 402 млрд на строительство инфраструктуры, вернулось налогов на 353 млрд. Если сделать корректировку на чистую приведенную стоимость этого денежного потока, разрыв будет еще больше.

По мнению эксперта, успешность всего проекта СЭЗ Алатау предсказать сложно. Однако уже сейчас ясно, что проблемы, характерные для других казахстанских специальных экономических зон, не обойдут стороной Алатау.

– Финансирование из бюджета и из частных источников может быть нерегулярным и недостаточным, наверняка будут сложности с затяжкой реализации проектов, строительством инфраструктуры. Есть кейсы, когда инвесторы недостаточно активно заполняют и площади с подготовленной инфраструктурой. Дело не всегда в коррупции: меняются условия внешней среды, и при предлагаемом нашим СЭЗ объеме налоговых и таможенных послаблений проект перестает быть эффективным. Уже по ходу реализации предприятия с новыми для РК технологиями – именно такие стараются заполучить в СЭЗ – испытывают потребность в кадрах и в сырье, – отмечает Домнин.

Однако в целом, считает исследователь, у этого проекта есть преимущество – близость Алматы, агломерации, которая сама по себе является одним из крупнейших центральноазиатских рынков сбыта и рынков труда. Кстати, относительная эффективность СЭЗ «Астана – Новый город» во многом объясняется тем же. Поэтому есть надежда, что масштабный проект СЭЗ Алатау хотя бы частично оправдает ожидания.

Руслан Ибрагим




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.