Свидетельства древней казахской цивилизации варварски уничтожаются - Exclusive
Поддержать

Свидетельства древней казахской цивилизации варварски уничтожаются

Разговоры о поиске национальной идентичности не могут быть состоятельными без знания о нашем прошлом. Но мало просто сохранять уже имеющееся знание и механически передавать его через поколения, нужно его углублять и переосмыслять. О том, почему в Казахстане эти проблемы мало кого волнуют и можно ли это исправить, Exclusive.kz поговорил с одним из авторов четырехтомного издания «История цивилизации непокорной степи», профессором, кандидатом исторических наук Гульнарой Капековой.

– Какие темы и исторические периоды вы освещаете в вашем четырехтомнике?

– В 90-е годы я работала ректором университета в Талдыкоргане. И однажды директор Института археологии Карл Молдахметович Байпаков обратился к нам, чтобы вместе организовать изучение археологических памятников в нашем регионе. Мы отправляли студентов собирать материал по всей Алматинкой области (в тогдашних границах) в поисках курганов, петроглифов и других артефактов.

Описание собранных материалов составило основу первой книги. Это справочник всех археологических памятников, которые находятся в Алматинской области.

Я сама из Жетысу. Поэтому я решила начать описание истории Казахстана, которое я задумала еще раньше, именно с этого места. Мой отец, которым я всегда очень гордилась, говорил, что, прежде чем путешествовать по разным странам и изучать их, нужно сначала узнать, чем интересно то место, где ты родился.

Четвертый том, то есть последний, тоже посвящен Семиречью, как бы замыкая повествование. А вторая и третья книги посвящены вопросам, которые касаются всего Казахстана.

Например, мы изучали орнамент и причины возникновения орнаментов – почему у людей появляется желание их делать.

Меня также очень увлекла тема врачевания казахов. Медицина всегда появлялась там, где появлялись люди – нужно было придумывать, как залечивать раны. Но у казахов медицина отличается от других народов. И это связано с тем, что сами казахи имеют важные отличия от других.

Во-первых, мы никогда не были рабами. У нас не было рабовладельческого строя, не было феодального, у нас даже капитализма не было. Мы были свободны.

Еще одна особенность – казахи родились на лошади, образно говоря. Это мне так археологи ответили на вопрос: «Когда казахи приручи лошадь?». И сила казаха именно в его лошади и его скоте. Был голодомор, когда гибло стадо, и мы стали нищими. Сегодня мы лишились совхозов и колхозов, снова без скота, и мы снова нищие. Наше богатство – это не нефть, не полезные ископаемые. А то, что дала нам природа, – это наш скот.

– Оказывало ли вам какую-то помощь государство – в сборе материалов, издательстве книги, исследовании?

– Если говорить конкретно про этот четырехтомник, то нет, не оказывало. Хорошо еще, что не мешало. Но на других этапах своей научной деятельности, конечно, я получала гранты на многие книги, какие-то публиковались полностью за счет государства.

– Вообще, учитывая, что под слоем земли в Алматинской области похоронена великая цивилизация, я бы на месте наших идеологов во власти занялась восстановлением этого наследия и сделала бы туристические маршруты для всех, кто хочет понять наше прошлое. Ведется ли какая-то работа в этом направлении?

– На 90% работа, которая связана с сохранением и изучением наследия, ведется Институтом археологии.

С популяризацией истории все обстоит хуже. Вообще, наша книга написана не в научном жанре, а в научно-популярном. Мы хотим, чтобы как можно больше людей знали нашу историю. Когда еще были живы археолог Карл Байпаков и историк Кенес Нурпеисов, мы пытались показать на телевидении наши исторические фильмы, которые были сделаны за свои деньги. Но интереса это не вызвало.

Если спросить у любого человека в Казахстане, сколько золотых воинов было найдено на нашей земле, окажется, что никто не знает ответа. Кто такая Уджарская принцесса, знаменитая знахарка, жившая в Уджаре, тоже мало, кто знает. А почему золотой воин стал символом независимости нашей страны? Аль-Фараби, имя которого постоянно на слуху у алматинцев, – что он сделал? Какой его вклад? Единицы ответят. Так вот почему у нас нет передач, которые бы об этом рассказывали?

Возвращаясь к археологии. Поговорите с активистами-археологами в Талдыкоргане, и они вам расскажут о том, что сейчас рядом с петроглифами завод колупает щебень. Какие-то узоры просто срезают люди, чтобы повесить у себя, условно говоря, в бане.

Летом я была на Тамгалы-тас. Там все осыпается. Наши дети, наши внуки уже не увидят этих узоров. Да, когда-то на нашей земле были великие цивилизации, но их артефакты разрушаются, и есть риск, что они не сохранятся.

– Некоторые говорят: «Хватит в прошлом копаться, забудьте уже. Что вы опять со своими ханами и батырами ковыряетесь. Двадцать первый век, нужно идти вперед». Как бы вы ответили на такой упрек? Почему нам все-таки важно знать свое прошлое?

– Чтобы понять, кто мы и куда нам идти, нужно понять, откуда мы пришли. Я уже неоднократно в своих выступлениях говорила, что психологический тип казаха отличен от других национальностей. Даже своей физиологией мы совершенно отличны от других. Например, у казахов обзорное зрение, те, кто живут в степи, видят сильно дальше городских жителей. У европейцев, которые уже давно живут в основном в городах, везде перед глазами стены, одни сплошные дома. А у нас – громадная, широкая земля.

А психологически? Первые указы ханов начинались с того, что нужно ценить своих родственников, ценить свой дух, заниматься своим здоровьем, быть честными, воспитывать детей и так далее. Нужно же изучать, как формировалось наше сознание и наш социум!

Мы были номадами, но также жили и в городах, у нас была прекрасная архитектура – все это уживалось вместе. А почему мы разговаривали на чагатайском языке? Потому что мы были почтальонами Азии и разносили информацию на наших лошадях. Мы первыми узнавали информацию, и наше слово было первым.

Поэтому я снова повторяю: в начале нужно изучить историю, надо понять, кто мы, из каких периодов истории сложилась наша жизнь. У нас есть масса недостатков, мы, например, не особенно любим работать. Но есть и много достоинств. Нам нужно узнать, как мы стали собой в процессе исторического развития.

И не стоит забывать, что наше прошлое может быть очень интересно и гражданам других стран, другим нациям. Я когда рассказывала про Казахстан в Швейцарии, все спрашивали, как можно к вам приехать, чтобы все это посмотреть. Потом я решила узнать, что предлагают турфирмы. Экскурсии на страусовые фермы! Европейцы что, страусов не видели? У нас столько красивых, уникальных мест, что мы просто обязаны этим заниматься. Нужно обязательно развивать туризм.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *