Табло убрали, цифры остались: кто и зачем борется с обменниками
28 марта Нацбанк заявил, что обменные пункты должны убрать с улиц табло с курсами валют. Смысл этой инициативы малопонятен обычным горожанам, а у владельцев обменников запрет на табло вызвал шквал возмущения.
– Об этом решении мы на днях узнали… из СМИ, – сообщил руководитель Ассоциации обменных пунктов Арчин Галимбаев на встрече с журналистами 9 апреля.
Сейчас проект постановления о запрете на установку наружных табло с курсами валют находится на стадии публичного обсуждения, поэтому представители Ассоциации еще надеются повлиять на необоснованное, по их мнению, решение.
– По заявлению Нацбанка, наружная реклама с курсами валют не относится к наружной визуальной рекламе, – говорит советник по экономическим вопросам Ассоциации обменных пунктов Рабиям Серикбаева. – На самом деле это не так. Табло с курсами валют на самом деле являются наружной визуальной рекламой и на общих основаниях проходят все уровни одобрения рекламы. Для заключения договора о размещении табло о курсах валюты обменный пункт заключает договор аренды рекламной конструкции, как и все другие рекламодатели. После того, как разработан макет и заключен договор аренды, обменный пункт подает уведомление о размещении информационного табло в местные исполнительные органы. В Алматы это отдел урбанистики. Те, в свою очередь, проверяют законность рекламы и дизайна в соответствии с правилами размещения рекламных конструкций.
После получения разрешения обменник ежемесячно вносит плату за наружную рекламу в местные налоговые органы по месту своего нахождения. То есть размещение рекламы идет на общих основаниях с остальными рекламными конструкциями в нашем городе, как и в любом другом населенном пункте.
Один из основных аргументов Национального банка о запрете уличного табло – они мешают дорожному движению, закрывают знаки, светофоры и так далее.
– Как это происходит, мне не совсем понятно, потому что все это оговаривается до установки табло, в том числе с комитетом дорожной полиции, а также с акиматами и прочими органами, – продолжает Арчин Галимбаев. – Проблемы нужно решать индивидуально, а не тотальными запретами. Если конкретная табличка закрывает дорожный знак или слепит водителей – это административное правонарушение, которое устраняться по предписанию местных исполнительных органов.
По мнению Галимбаева, утверждая, что табло обменных пунктов влияют на безопасность дорожного движения, Национальный банк берет на себя функции министерства внутренних дел, а также дорожной административной полиции.
Руководитель Ассоциации обменных пунктов считает, что при внесении изменений нарушаются права обменных пунктов о распространении информации, а также право потребителей на получение качественной и своевременной информации о курсе валют. Запрет на свободное распространение информации нарушает права предпринимателей, в том числе собственников обменных пунктов. Кроме того, поправки противоречат действующему законодательству «О рекламе». Он не запрещает размещение информации о курсах валют на фасадах, крышах и у входов в обменные пункты. Каждый имеет право получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом.
Запрет на размещение информационных табло на улицах может вызвать возникновение нелегальных обменных пунктов.
– Мы не идем по пути Российской Федерации, где тоже ввели запрет на уличные табло, — говорит Галимбаев. – Там причина была в том, что в стране много серых обменных пунктов. Они делали вывески, работали до первого денежного клиента и после приема денег закрывались, выходя через черный вход. В Казахстане было зарегистрировано два таких случая, которые совершались одним и тем же преступником. В данный момент он находится в местах лишения свободы. Одним из условий действия подобных пунктов в том то, что они работают быстро, без афиширования и чаще всего рекламируются на интернет-ресурсах. А Национальный банк как раз и рекомендует размещать обменным пунктам свою рекламу на интернет-порталах, которыми пользуется население.
Нужно понимать, что далеко не все наши граждане, особенно пожилого возраста, пользуются интернет-ресурсами, к тому же курс валют там не всегда соответствует действительности. В то время как в официальных обменных пунктах информационное табло стоит годами, и люди уже доверяют этому заведению. Таким образом, запрет на размещение таких сведений вне помещения обменного пункта лишает потребителя возможности сравнивать условия, выбирая наилучший курс. Это противоречит политике открытости и прозрачности, декларируемой государством. Информация о курсах валют – не реклама, а социально значимая информация, доступ к которой должен быть максимально простым и открытым.
Кроме того, представители Ассоциации заявили, что законопроект создает неравные условия между разными обменными пунктами. Дело в том, что запрет не коснется обменников, которые размещены в аэропортах, торговых центрах, железнодорожных вокзалах, казино.
– То есть получается какое-то избирательное применение запрета, который противоречит принципам добросовестной конкуренции, – утверждает Галимбаев. – А это прямое нарушение Предпринимательского кодекса РК.
Для того, чтобы выяснить, насколько табло обменных пунктов влияют на ДТП, предприниматели направили запросы в МВД с просьбой дать статистику происшествий по городу Алматы, а также по всей республике.
Обменные пункты предлагают сохранить возможность открытого размещения информации о курсах валют вне помещений. При необходимости ввести единые стандарты для информационных табло – размеры, дизайн, подсветка, удалённость от проезжей части и так далее. – Предлагаемые Нацбанком меры, конечно, не приведут к гибели всех обменных пунктов, – отметил Галимбаев. – Однако малые обменные пункты, не находящиеся в торговых центрах, потеряют поток клиентов и, оказавшись в неравных условиях, потерпят убытки. Цифровой Казахстан, конечно, хорошо. Но хотелось бы иметь и визуальное отображение курсов. Я понимаю, что цифры на обменных табло могут кому-то не нравиться. Но такая экономическая ситуация не только в Казахстане, но и во всем мире.
1 Комментарий
Два момента в статье: «Табло с курсами валют на самом деле являются наружной визуальной рекламой…». «Информация о курсах валют – не реклама, а социально значимая информация…».