Таксопарки призывают правительство к переговорам
Тысячи казахстанцев рискуют остаться без доступного такси. Почему водители задумались об уходе с платформ, а таксопарки – о банкротстве? Об этом представители Ассоциации таксопарков и курьерских служб Республики Казахстан рассказали журналистам на пресс-конференции.
В рамках налоговой реформы правительство хочет исключить такси из упрощённого налогового режима. Это вызвало волну обеспокоенности среди участников рынка: по их словам, если изменения вступят в силу, на таксомоторные компании и водителей ляжет повышенная налоговая нагрузка, которая может привести к удорожанию поездок, сокращению автопарков и потере рабочих мест. Эксперты предупреждают, что такие меры грозят не только финансовыми потерями для бизнеса, но и ослаблением всей транспортной инфраструктуры страны.

Встречу с журналистами открыл руководитель «Яндекс Такси» в Казахстане Тайыр Байдуйсен. Он рассказал о текущем состоянии отрасли и инвестициях, которые таксопарки делают в инфраструктуру и автомобили.
За последние годы бизнес вложил большие средства в обновление автопарка, обучение водителей и запуск новых тарифов, включая электромобили. Стабильность налоговой среды была ключевым фактором, позволяющим сектору расти и привлекать инвестиции.
– Прошедший год мы продолжали предоставлять комфортные, доступные и безопасные поездки для наших пользователей, для жителей нашей страны. Запускали новые города, новые тарифы, в том числе тариф на электромобили. Таксопарки, покупая и инвестируя в покупку автомобиля, приобретая финансовый операционный лизинг, предоставляют доступ к заработку для большого количества водителей, многие из которых не смогли бы приобрести свой автомобиль самостоятельно. В среднем один автомобиль, приобретённый таксопарком, создаёт более двух рабочих мест каждый месяц, а таких автомобилей тысячи по всей стране, – рассказал Байдуйсен.
Он отметил, что повышение НДС скажется на доходах водителей и инвестиционной привлекательности сектора. Водители, работающие в аренду, и так уже сталкиваются с высокими расходами на топливо, обслуживание и комиссию платформ. Введение дополнительного налога может окончательно лишить их мотивации оставаться в легальном поле, что повлечёт за собой рост серых перевозок.
– При появлении НДС 16% на сумму ставки аренды автомобиля, чистый доход более 20 тысяч водителей может уменьшиться как минимум на 10%. Увеличение налоговых обязательств приведёт, в целом, к уменьшению количества автомобилей в автопарках, что в итоге может привести к росту цен для пассажиров. Падение доходов может сделать работу в такси невыгодной, особенно для тех, кто арендует автомобили, – добавил руководитель «Яндекс Такси» в Казахстане.
Директор крупнейшего таксопарка электромобилей в Казахстане Серик Успанов также подробно рассказал о последствиях изменений для инвестиционной среды. Он напомнил, что таксопарки уже вложили миллиарды тенге в развитие экологичного транспорта, рассчитывая на стабильность налоговой политики. Если эти ожидания не оправдаются, интерес инвесторов может быть охлаждён.
– Несколько лет назад, когда появился розничный налог, мы привлекли 3 миллиарда тенге через зелёные облигации, закупили электромобили. Теперь же нам сложно будет объяснить инвесторам, которые размещали свои деньги минимум на три года, почему правила игры резко меняются. Всё это может привести к тому, что инвесторы попросту начнут уходить, – сказал он.
В свою очередь сопредседатель партии Respublica, директор портала «Учёт.kz» Максим Барышев обратил внимание на социальное значение такси в Казахстане. Он напомнил, что в стране много сезонных рабочих, которые зимой вынуждены искать дополнительные источники дохода. Для них такси становится спасением, но повышение налоговой нагрузки может закрыть эту возможность.
– В Казахстане есть сезонные работники – в строительстве, сельском хозяйстве. С марта по ноябрь у них стабильная занятость, а зимой многие идут в такси, чтобы поддержать семью. Если НДС вырастет, аренда машин подорожает, и для этих людей возможность подработки исчезнет, – сказал он.
Он предупредил, что налоговое давление может привести к массовому уходу водителей в теневой сектор. Это не только обрушит официальные доходы бюджета, но и создаст риски для пассажиров – нелегальные водители не проходят проверки, и безопасность поездок может ухудшиться.
– Если водителям станет невыгодно работать официально, они начнут искать нелегальные схемы. Это ухудшит качество услуг, снизит безопасность перевозок, а бюджет страны недополучит налоговые поступления, – считает Барышев.
Никита Жиляев, руководитель регионального таксопарка «Region», базирующегося в Караганде, Жезказгане и Балхаше, рассказал, что уже сталкивался с работой в условиях НДС и знает, насколько это сложно для бизнеса.
– Из десяти лет работы я два года уже был плательщиком НДС, и это был самый тяжёлый период для компании. Нам приходилось ежеквартально искать деньги, чтобы закрыть налоговые обязательства, и в итоге это сильно давило на финансовую устойчивость бизнеса. Ситуация кардинально улучшилась лишь тогда, когда мы смогли перейти на СНР, – сказал Жиляев.
Он выделил три объективные причины, по которым таксопарки могут оказаться в критическом положении и не выдержать новую налоговую нагрузку: отсутствие возможности зачёта по НДС, текущая невысокая маржинальность бизнеса и рост операционных расходов.
– Все автомобили, которые мы приобретаем, являются отечественными. Это иномарки, которые собираются на территории Республики Казахстан. На них НДС не распространяется. Техническое обслуживание автомобилей тоже в основном без НДС. То есть, ежемесячно мы будем платить НДС фактически со своей личной прибыли. А наш бизнес не самый высокомаржинальный, в среднем наша маржа в течение уплаты лизинговых платежей, которые в среднем длятся 3-4 года, составляет 8-10%. Если нам придётся дополнительно уплачивать 16% НДС, вся прибыль начнёт уходить на налоги, и её не хватит, чтобы перекрыть расходы, – добавил он.
Более того, по словам Жиляева, рост налоговой нагрузки приведёт к повышению цен на аренду автомобилей, на ставки лизинговых компаний и на амортизацию, – а это уже ударит по водителям. Чтобы сохранить текущий доход, им придётся работать больше часов в день, – хотя и так уже многие водители, чтобы обеспечивать свои семьи, зачастую работают по 11-12 часов в сутки с минимальными перерывами.
Владелец компании «А-Лизинг Казахстан» Александр Гаврюшин подтвердил прогноз по ожидаемому повышению цен, подчеркнув, что сейчас лизинг – это ключевой инструмент для обновления автопарков, но рост налоговой нагрузки может такое позитивное влияние попросту разрушить.
– Такси – это не только перевозки, но и поддержка отечественного автопрома. Лизинговые компании закупают тысячи машин у казахстанских производителей, создают спрос на новые автомобили, страховые услуги, ремонт. Если таксопарки начнут закрываться, это ударит по всей цепочке: от производства до страховых компаний, – объяснил Гаврюшин.
По его мнению, ухудшение условий для таксопарков вернёт рынок на десятилетия назад, поскольку компании в случае непосильной налоговой нагрузки начнут отказываться от новых автомобилей, – следовательно, вернутся старые машины с худшим состоянием, что скажется на безопасности пассажиров. Участвовавший в пресс-конференции представитель водителей такси Михаил Асанов отметил, что часть водителей уже сейчас задумались о возврате к нелегальной работе, которая была распространена в прошлом.
– Мы можем вернуться в 90-е, когда люди ловили машины с обочины, рискуя своей безопасностью. Нельзя допустить, чтобы из-за налогов тысячи людей остались без легальной работы, – сказал он.
В ходе пресс-конференции Серик Успанов указал, что таксопарки ведут переговоры с «Атамекеном» в надежде найти поддержку. Они коллективно призывают правительство сохранить ОКЭД такси в упрощённом налоговом режиме. Палата предпринимателей выразила готовность содействовать диалогу с правительством, – но насколько эффективной будет эта коммуникация и прислушаются ли профильные министерства к позиции бизнеса пока непонятно.
Представители Ассоциации таксопарков и курьерских служб Республики Казахстан подчеркнули, что они не против налогов, но выступают за налоговую политику, учитывающую специфику отрасли и её социальную значимость. Они выразили готовность продолжать с госорганами переговоры, предоставлять аналитические данные и искать компромиссные решения, чтобы защитить интересы бизнеса и пассажиров. Максим Барышев рассказал, что у депутатов мажилиса настроения также переговорческие и они намерены изучить в равной степени как мнения предпринимателей, так и позицию правительства. При этом, на принятие нового Налогового кодекса у депутатов осталось не так уж и много времени: его должны принять до завершения текущей парламентской сессии, то есть до 1 июля.
1 Комментарий
[…] Exclusive.kz писал о проблемах, с которыми столкнулись таксопарки в связи с повышением налоговых […]