«Таза Қазақстан» – новый лозунг вместо системных изменений - Exclusive
Поддержать

«Таза Қазақстан» – новый лозунг вместо системных изменений

Весной на фоне паводков президент Казахстана инициировал экологическую кампанию «Таза Қазақстан». После этого началась масштабная реклама акции и проведение субботников, которые подаются как «системное изменение подхода к нашей жизни» и «привитие молодёжи абсолютно нового образа мышления». Но есть ли системные изменения на самом деле?

– Я уже предупредил всех акимов, что это не единовременная кампания. То есть вышли на субботники, изобразили труд и разошлись? Нет. Теперь по опыту ряда соседних государств нам нужно постоянно работать над озеленением Казахстана и очисткой территории в регионах и в городах, – заявлял об акции «Таза Қазақстан» Касым-Жомарт Токаев в начале апреля.

Тогда было объявлено, что акция пройдёт с 8 апреля по 11 мая и каждая неделя акции будет носить своё значение. Спустя неделю пафосным заявлением о «Таза Қазақстан» разразился уже премьер-министр Олжас Бектенов, повторив, что «Таза Қазақстан – не разовая акция, не кампанейщина, а постоянная работа, изменение самого подхода к поддержанию порядка, внешнему облику городов и сел». Впоследствии схожие слова повторяли различные депутаты, акимы и президент.

С итоговой целью акции чиновники не смогли определиться. В каждой государственной публикации писалось разное. То госорганы утверждали, что цель – «формирование экологической культуры», то говорили, что это «популяризация ценностей патриотизма по модели Честный человек – Честный труд – Честный успех», то заявляли про «бережное отношение к окружающей среде», то про «несение в массы экологического просвещения», а то и вовсе – «кардинальное изменение внешнего вида городов». 

В общем, за всё чистое, против всего грязного… 

Сама же акция тут же после её начала стремительно стала главной темой государственной рекламы и отчётности городских и областных акиматов. Местные госорганы обязали регулярно публиковать информацию об очередной посадке деревьев, установке скворечников, уборке мусора и так далее. 

В Telegram-канале акимата Алматы, к примеру, в период с 8 апреля по 26 июня, то есть менее, чем за 3 месяца, вышло 109 публикаций с созданным для информации о данной акции хештегом #АлматыНашОбщийДом и 119 с хештегом #АлматыБіздіңОртақҮйіміз. В некоторые дни на эту тему выходило по 10 публикаций, при этом, размещались они порой даже в выходные дни и нерабочие часы пресс-службы. Аналогичная ситуация наблюдалась и в акиматах других регионов. 

В середине мая, казалось, акция была завершена. Хоть баннеры на улицах и оставались, пресс-службы акиматов и правительства перестали столь активно рекламировать очередные посадки деревьев и «скандировать» на этом фоне лозунги. Но в конце мая Касым-Жомарт Токаев вдруг ещё раз заявил о «Таза Қазақстан» дважды за один день – во время встречи с руководителем проекта ECO Network Евгением Мухамеджановым и в ходе выступления на встрече с учёными в «Академии наук», заявив, что он «с большим вниманием следит за тем, какая работа проводится регионами в рамках этой акции, и, в первую очередь, требует от акимов результаты». 

Это тут же было считано акиматами и департаментами информационной политики как клич: акция не завершается, вновь продолжаем её массово пиарить. 

В середине июня Акорда объявила статистические итоги кампании «Таза Қазақстан». В своей публикации она похвасталась, что в акции приняли участие более 2,4 млн волонтёров, общественников, работников бюджетных организаций и предпринимателей, которые «очистили сотни тысяч дворов и территорий, собрали свыше 900 тысяч тонн мусора, посадили порядка 2,5 млн зеленых насаждений, провели работы по очистке более 20 тысяч территорий социальных объектов и по благоустройству свыше 4,6 тыс. объектов общественного пространства, парков, скверов, отремонтировали и заменили более 300 тыс. кв.м. накрывочного материала, привели в надлежащее состояние более 5 тысяч объектов историко-культурного наследия и 758 фонтанов, очистили более 5,8 млн кв.м. площади вокруг рек, озер и других водоемов и свыше 8,4 млн метров арычной сети»…

А потом Токаев сказал про «Таза Қазақстан» за один месяц ещё три раза – во время приёма акима Алматинской области 14 июня, во время торжественного награждения участвовавших в противопаводковых мероприятиях граждан 19 июня (сразу после того, как дал комментарий покушению на Айдоса Садыкова) и во время церемонии по случаю награждения работников СМИ 27 июня. В ходе последнего мероприятия он утверждал, что «отечественные медиа могут сильно помочь с формированием в обществе высокого экологического сознания и культуры бережного отношения к природе», явно намекая, что ожидает от лояльных изданий осуществления дальнейшей рекламы «Таза Қазақстан».

С тех пор реклама акции на всякий случай не снимается. К примеру, министерство культуры и информации на днях включило день «Таза Қазақстан» в первый день декады празднования Международного дня молодёжи, заявив, что «во всех регионах страны молодёжь проведёт благоустройство и очистку парковых зон, берегов рек и озёр, а также территорий историко-культурных объектов». 

Казалось бы, цель кампании весьма благая. Проблема обилия мусора и недостатка зелёных насаждений, действительно, существует. Что не так?

Ключевая претензия заключается в том, что «Таза Қазақстан», вопреки заявлениям властей о том, что она представляет собой некий «новый подход», совершенно ничего нового в вопросе улучшения экологической ситуации в стране не предлагает. Фактически, рекламируется то, что и так должно происходить на регулярной основе. Благоустройство городов и населённых пунктов и защита зелёных насаждений по закону о местном государственном управлении и самоуправлении входит в прямые компетенции маслихатов и акиматов.

Все уборки мусора и посадки зелёных насаждений, которыми сейчас бравирует власть вплоть до президентского уровня, и без того делались до сих пор, но без лишней помпы. 

Пресс-служба МВД РК, бравируя цифрами, рекламирует, что осуществляет проверочные мероприятия, выявляет нарушения правил благоустройства и факты загрязнения мест общего пользования, фиксирует административные нарушения, выписывает протоколы и накладывает штрафы. Опять же, это прямые обязанности полиции. Они и так обязаны делать эту работу. 

Отчитываются о своём участии в «Таза Қазақстан» и государственные компании. К примеру, НК «ҚазМұнайГаз» пишет о том «как нефтяники Казахстана заботятся об экологии страны», рассказывая про проекты по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Но, вообще-то, и эта работа – не столько учтивая забота, сколько обязанность. 

В Казахстане существует Экологический кодекс, согласно которому местные исполнительные органы не реже одного раза в пять лет утверждают целевые показатели качества окружающей среды и обязывают местные компании снижать выбросы. Для нефтяных компаний и компаний в северной части Каспийского моря требования внедрения наилучших международных практик по улучшению экологической пользы и уменьшение вреда для окружающей среды прописаны отдельными статьями.

Также обязанность осуществлять недропользование экологически безопасными способами и снижать выбросы загрязняющих веществ в атмосферу присутствует в профильном законе «О недрах и недропользовании» и в принятом в прошлом году указе президента «Об утверждении Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года».

Но почему-то в публикациях о «Таза Қазақстан» о существовании данных документов, законодательно регулирующих эту деятельность, совершенно забывают. Их вообще не упоминают, а улучшение показателей по интенсивности выбросов на объём произведённой продукции, которое и так должно было происходить, делают огромным достижением. 

Под «Таза Қазақстан» также подтягивают деятельность, совершенно никак не связанную с улучшением экологической ситуации. Например, показушные акции по типу «обменяем пустые бутылки на мороженое», которые, откровенно говоря, в том виде, в котором проводятся, ассоциируются у людей не с защитой окружающей среды, а лишь с временной небольшой «халявой». 

Во-первых, это одномоментное событие, а не практика, которая закрепится на постоянной основе (сейчас бутылки были сданы, но будут ли их сдавать потом без поощрения, непонятно и очень сомнительно). Во-вторых, такие мероприятия подаются под предлогом того, что «это шанс сделать любимый город чище», но в действительности город от этого никак не меняется, ведь люди в основном приносят для получения приза не собранные с улиц бутылки (такого обязательства в условиях акции нет), а просто после того, как выпили воду или напитки, – то есть эти бутылки и так отправилось бы в урну. В-третьих, не говорится, что будет с бутылками после проведения акций. Нет никаких ни доказательств, ни даже обещаний, что они будут переработаны. Наиболее вероятно, что далее они также отправятся на мусорный полигон (тем более, что переработать возможно не все бутылки, а принимались они в ходе акции без разбора). Соответственно, экологическая ситуация от этого никак не меняется. 

Ещё один пример – фонд национального благосостояния «Самұрық Қазына» недавно создал TikTok-аккаунт, в котором разместил на тему «Таза Қазақстан» три видео. Общий смысл всех – «Начни с себя» (об этом же и говорит надпись в конце и в описании).

Предполагается, что видео о разбрасывающим вокруг себя мусор в самолёте мужчине, о выкидывающем окурок на землю условном депутате, который секундами ранее утверждал журналисту, что «всегда поднимал вопросы экологии», и о запнувшемся о бутылку марафонце, должны перевоспитывать граждан, прививать экологические привычки и так далее. Но в действительности подобные нравоучения не имеют направленности на конкретную аудиторию и лишь вызывают раздражение. Тем, кто не мусорит, эти видео не нужны, они и так знают о проблеме. А тех, кто мусорит, видео не перевоспитает. Эффект такой же как от поставленных знаков в духе «Выбрасывая мусор мимо урны, не забудьте хрюкнуть».

Проблема «Таза Қазақстан» в том, что это лозунг, который предлагает лишь разовые инициативы и не осуществляет никаких системных изменений в подходах по улучшению окружающей среды. Это и есть та самая кампанейщина, как бы премьер-министр ни отрицал данный факт.

Качественных и, главное, системных улучшений чистоты в городах при этом нет. Достаточно пройтись по Алматы, Астане или Караганде, чтобы увидеть, что урн в городах до сих пор при всех «понтах» и заявлениях о развитии экологии всё ещё катастрофически не хватает. В ряде мест они либо отсутствуют, либо захламлены так, что туда никакую бутылку не выбросишь. 

Реальный «Таза Қазақстан» – это установки реальных контейнеров для раздельного приёма отходов и создание реально действующих мусороперерабатывающих заводов. Олжас Бектенов напрямую признавал в марте, что основная доля предприятий занимается только сбором вторсырья, его прессованием и дальнейшей реализацией за рубеж, а предприятий, которые перерабатывают отходы и производят конечную продукцию, мало. Работа по выработке механизма утилизации от сбора до переработки министерством и регионами, как признали в правительстве, затягивается.

– Развитые страны возвращают в экономический оборот вторичное сырье по принципу экономики замкнутого цикла. Мы же продолжаем, говоря простыми словами, закапывать мусор в землю, а то и вовсе оставлять на поверхности. Это делает весьма неприглядной картину вокруг населенных пунктов и никак не соответствует санитарным и экологическим нормам, – говорил тогда Бектенов. 

Остаются по-прежнему актуальными проблемы массовой вырубки деревьев в лесных зонах (что, опять же, правительство даже не отрицает) и плохого полива высаженных растений (на что уже который год пытаются обратить внимание акимов городские активисты, но оказываются проигнорированы). 

Тем временем слоганы «Таза Қазақстан», которые никак не решают эти вопросы, продолжают висеть поверх заборов различных недостроенных зданий, а за заборами и возле них, опять же, валяется никем не убираемый мусор…

Примечательно, что у акции «Таза Қазақстан» нет ни полноценно нового слогана, ни новых задач. Всё это уже было раньше. 

При президентстве Токаева такие субботники и агитации «быть экологичным, начав с себя» в 2019 и 2023 годах назывались «Бiрге – таза Қазақстан» и «Жасыл Астана». 

Ещё 10 лет назад, в 2013 году, Нурсултан Назарбаев, будучи на тот момент президентом, рекламировал проект «Зелёный пояс» и ставил задачу увеличить площадь лесонасаждения в пригородной зоне Астаны до 101 тыс. гектаров к 2020 году. А его слова до боли напоминают те, которые звучат сегодня: «Если мы будем ежегодно заниматься озеленением во всех областях, то сделаем Казахстан зеленой страной» и «Каждая область, город, район должны заботиться о том, чтобы привлекать людей, особенно молодежь, к высадке деревьев, беречь их и ухаживать за ними». В 2016 году он же говорил на субботнике «Таза қала – бақытты қала» (опять же, до боли похожее название акции), что «Если каждый гражданин, особенно из числа молодежи, примет участие в очистке населённых пунктов и посадке деревьев, то каждое село, район и город, а с ними и вся страна станут еще краше». 

«Таза Қазақстан» повторяет эти тезисы почти слово в слово, но нас продолжают убеждать в существовании неких абсолютно новых подходов. Однако в действительности они не новые и совершенно не являются системными. Это всё непрекращающийся застой, лукавство и попытка смены фокуса с актуальных проблем.

Но реклама этого слогана, по всей видимости, теперь не остановится. Сейчас правительство по поручению Токаева приступило к разработке Концепции развития экологической культуры среди населения на 2024-2029 годы. Но будет ли она содержать пункты о фактическом развитии, или же опять в очередной раз скатится в повторение всё тех же самых тезисов, одноразовых задач, целей, ничего незначащих цифр по типу числа высаженных деревьев и тонн убранного мусора, которые окажутся заявлены как достижения после траты очередных миллиардов тенге?

Максим Елизаров




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *