Те, кто получает прибыль от казахстанской нефти, должны инвестировать ее в казахскую культуру - Exclusive
Поддержать

Те, кто получает прибыль от казахстанской нефти, должны инвестировать ее в казахскую культуру

Корпорации, которые занимаются разработкой нефтегазовых месторождений и добычей нефти и газа на территории Казахстана, должны вкладываться в развитие национальной культуры и искусства. «Это же наши недра», – подчеркнула дизайнер Айжан Жузбай во время страновой презентации Казахстана в рамках Global Fashioning Assembly 2024 (Глобальной Ассамблеи Моды).

«Сэндвич идентичности» – такое название дали презентации организаторы, Альянс Креативных Индустрий Казахстана и бизнес-инкубатор Born Nomad.

Слева направо: Алина Абильда, Айка Алеми, Камиля Сулейменова

«Наша сессия «Сэндвич идентичности» будет посвящена важному вопросу: что влияет на нашу идентичность? – сказала в начале дискуссии Айка Алеми, дизайнер, соучредитель и член правления Альянса Креативных Индустрий Казахстана и директор Born Nomad, – Казахстан находится между Китаем с юга, Россией с севера, но, кроме того, многие другие страны, даже не находясь географически рядом с нами, оказывают на нас влияние».  

Участники дискуссии – дизайнеры Алия Жамантаева и Айжан Жузбай, мастера декоративно-прикладного искусства Алина Абильда и Камиля Сулейменова, ювелир и куратор Жанна Асанова, ивент-продюсер Майра Измайлова и историк искусств Раушан Каргабекова – ответили на вопросы модератора Айки Алеми о том, как, по их мнению, постколониальные и постсоветские травмы влияют на формирование национальной идентичности, а глобализация – на казахскую культуру, и как найти баланс между сохранением традиций и современными вызовами.

«Главная отличительная особенность моего бренда украшений «Jaylan» – это применение древнетюркского письма, а именно – орхоно-енисейских рун, – рассказала ювелир Алина Абильда. – В 1893 году датский лингвист Вильгельм Томсен впервые дешифровал рунические надписи, и первыми переведенными словами были «тюрк» и «тенгри». Эти два слова стали ключом для разгадки всего тюркского алфавита, буквы которого вы можете видеть сейчас на именной подвеске на моей шее – на ней написано мое имя «Алина». Этот оберег обеспечивает мне, говоря современным языком, связь с моими аруахами (духами предков, – ред.), для того чтобы мои аруахи видели меня и чувствовали, поддерживали меня на выбранном мною пути. То есть я беру тюркские историю, символизм, язык и перевожу на современный лад – при помощи серебряных ювелирных украшений. И, поскольку древнетюркскими рунами можно написать любое имя – такую подвеску, такой персонализированный талисман и оберег я могу сделать для любого человека».

Подвеска мастерской «Jaylan»

Неожиданный ответ на вопрос модератора – почему в современных казахских культуре и искусстве очень много про прошлое, совсем мало про настоящее и почти ничего о будущем? – дала мастер по войлоку Камиля Сулейменова.

«Здесь, наверное, больше вопрос больше нашего мышления, – сказала Камиля Сулейменова, психолог по одному из образований. – Когда мы ставим себе задачу, мы почему-то меньше строим планы на будущее, а больше – находим возможности оправданий в прошлом, связываем наши действия, то, что у нас получается либо не получается, со своей историей, корнями, прошлым, но, может быть, при этом мало фантазируем? Нам страшно фантазировать и придумывать свое будущее, гораздо проще основываться на тех знаниях, которые у нас есть. И я думаю, это больше связано со страхами – примут ли у нас наши фантазии?».

Дизайнер Айжан Жузбай считает, что после событий января 2022 года начался подъем интереса к национальной одежде.

«То есть эта встряска нужна была не только для политических реформ, но и, наверное, для нашей культурной идентичности, – сказала дизайнер. – В этот период, когда, возможно, был страх потерять нашу независимость, наш народ начал активно проводить национальные мероприятия, разные «пати» в казахском стиле. И те же клиенты, которые в 2017-2019 году не покупали мою одежду, потому что считали ее дорогой – «потом когда-нибудь куплю, а сейчас лучше Dolce & Gabbana» – начали звонить мне с вопросом, что сейчас есть национального? То есть они перестали равняться на представителей элиты в европейской одежде и вспомнили о национальной идентичности. И, естественно, на этой «волне» появилось много дизайнеров, которые вдруг решили заняться казахской одеждой и начали использовать узоры орнаментов «вдоль и поперек», вырывая их из контекста, лишая смысловой нагрузки или даже придавая отрицательный смысл».

Участники сессии «Сэндвич идентичности» в Астане

И снова о смыслах – но уже в украшениях – говорила во время сессии «Сэндвич идентичности» ювелир и куратор Жанна Асанова.

«Как у нас относятся к украшениям? Прежде всего как к ценному материалу – золото, серебро, бриллианты, камни. То есть мы до сих пор относимся к украшениям как к какой-то инвестиции, какой-то ценности, которую можем потом передать по наследству. А я хочу показать, что идея не совсем в этом. Да, есть украшения, которые ценятся за каратность, материал и камень, но есть и другие украшения: украшения как идея, как высказывание, как картина, как скульптура, как новый медиум современного искусства. И это относится ко всей креативной индустрии: дело не в потраченном материале, а в идее, в том, что вы хотите сказать».  

По словам Айки Алеми, цель мероприятия – получить не только ответы на актуальные вопросы, волнующие участников казахстанского сектора креативных индустрий, но и обратную связь от международной аудитории (зарубежные участники задавали свои вопросы во время прямой трансляции) – была успешно достигнута.

«Очень интересно, – сказала дизайнер, – что мнения, высказанные творческими людьми и их кураторами, оказались разнообразными и даже диаметрально противоположными. То есть все, кто участвовал, высказали совершенно непохожие мнения, разные точки зрения, у всех свое видение – и это очень вдохновило. То, что люди у нас могут независимо мыслить. В этом и есть залог развития наших талантов и наших креативных индустрий».

«Нам не хватает таких событий, – подытожила Айка Алеми. – Обычно мы видим финальный результат – выставку, показ мод и т.д. А вот как творцы думают, что их волнует, как они относятся к разным вопросам, и прежде всего – к проблеме идентичности? Потому что вопрос идентичности – это фундамент самосознания и центральная часть творчества и образности».

В рамках Глобальной Ассамблеи Моды в 2024 году проходят презентации 20 творческих объединений из 26 стран мира.   




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *