То, что казашкам нужно взять из прошлого в будущее - Exclusive
Поддержать

То, что казашкам нужно взять из прошлого в будущее

Жизнь стремительно несется вперед, сметая или отбрасывая старое, при этом привнося в нашу жизнь не совсем традиционное, из другой культуры и другой философии. Особенно много неоднозначных споров в обществе возникает из-за так называемой исламской моды, что набирает все большую популярность в современном казахстанском обществе. И именно сейчас, как никогда раньше, необходимо освещение, популяризация, пропаганда своего наследия, чтобы не только дизайнеры, но и общество понимали и ценили свои традиции, чтобы женщины позволили себе носить элементы традиционной одежды и аксессуаров, присущие именно нам, казахам.

После показа. Айжан Беккулова в своей знаменитой белдемше. Фото: Д.Бабушкин

И в этой статье хочется еще раз рассказать о казахской традиционной распашной юбке – белдемше, атрибуту одежды Великой степи, которая должна занять достойное место в гардеробе каждой современной женщины — хотя бы в Казахстане, с перспективой на международный охват.

Еще лет 15 назад, в Шымкентском областном историко-краеведческом музее (ныне Туркестанский областной музей) я увидела в экспозиции черную бархатную богато орнаментированную вышивкой в технике біз кесте (вышивка специальным крючком) юбку белдемше, без пояса (пояс был утерян, к сожалению), датированную концом XIX – началом XX вв. В музее было две белдемше, но сейчас одна юбка передана в экспозицию Национального музея Республики Казахстан в Астане и украшает зал народного прикладного искусства. Этот раритет произвел на меня такое впечатление, что я даже сделала себе реплику, заказав казахским мастерицам по вышивке и шитью Гулжай Хусман и Ауес Сагинаевой такую же юбку белдемше, поменяв лишь цвет – с чёрного на глубокий малиновый, также популярный в Казахстане.

Белдемше Айжан Беккуловой. Исполнители: Гулжай Хусман и Ауес Сагинаева. Фото: Гульнар Танкаева

Сшитое и вышитое белдемше стало своеобразной «парадной униформой» для меня как председателя Союза ремесленников РК. Выступая на конференциях и симпозиумах в Казахстане и за рубежом, я показываю почти забытую нами уникальную вещь. Могу сказать, что куда бы и когда бы я не надевала свою белдемше, это производит взрывоподобное впечатление. Многие, увидев в первый раз белдемше, открывают для себя какую-то новую страницу истории казахов.

Мне кажется, если сравнивать с другими странами Центральной Азии, мы, к сожалению, больше всех забыли наш национальный костюм, как-то резко «подсев» на европейскую одежду. Даже был период, когда считалось, что носить традиционное – это «моветон». И белдемше, вместе с другими национальными вещами, пропала из обихода. А ведь этот атрибут оказался очень и очень практичным.

Как считает один из ведущих казахских дизайнеров Муслим Жумагалиев, который является одним из инициаторов проведения специального ДНЯ чествования НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ в Казахстане, «…казахи очень прагматично относились к вещам в силу особого образа жизни. Зачем возить с собой лишнее? Поэтому у нас не было вычурности, в отличие от Европы с ее рококо и барокко. Наша одежда утилитарна, комфортна, носибельна – была когда-то и, может быть, сегодня. Главное – грамотно и со вкусом ее преподнести». Стоит напомнить, что в целях популяризации и более широкого распространения национальных традиций официально объявленный День казахской национальной одежды отмечается в последнюю пятницу апреля.

Обращаясь к историческим справкам, надо сказать, что в книге «Традиционная одежда Средней Азии и Казахстана», изданной еще в 1989 году в Москве в издательстве «Наука», в статье Н.П.Лобачевой «О некоторых чертах региональной общности в традиционном костюме народов Средней Азии и Казахстана» есть краткое упоминание об этом виде национальной одежды. «Общим моментом в казахско-кыргызской одежде является поясная распашная юбка — бельдемче, носимая только замужними женщинами, но когда-то, видимо, входившая и в мужской костюм. В «Манасе» она упомянута как боевая одежда. Подобная деталь военного костюма отмечена у кавказских народов. К.И.Антипина проследила распространение похожей одежды в Юго-Восточной Азии. Нечто напоминающее бельдемче есть в костюме согдийских купцов, изображенных в упоминавшемся храме 9 Безеклика. Увязать все эти примеры в одно целое пока затруднительно. Во всяком случае в этнографии богато украшенные вышивкой бельдемче известны в основном по костюму киргизов и в меньшей мере — казахов. Этот вид поясной одежды у киргизов — очень древний, так как встречается и в составе погребальной одежды. У народов Поволжья в женском костюме есть деталь, очень напоминающая бельдемче, называющаяся гулагай, пулакш, пулау (мордва-эрзя)».

В книге приводится кыргызское произношение бельдемче. В то время, как у казахов эта юбка произносится через ш – белдемше. Встречается и другое название этой юбки – шалғы. Судя по материалам книги, основные исследования и сбор материала проводились не в Казахстане, поэтому так скудно упоминается одежда казахов. Да и путаница с называнием казахов кыргызами в период царской России внесла сумятицу: те или иные предметы прикладного искусства казахов не были правильно атрибутированы – их ошибочно отнесли к кыргызам. А другую информацию по этой юбке сложно найти в литературе. Буквально небольшие абзацы крайне редко встречаются в научных трудах.

К сожалению, и в популярном трехтомнике по народным ремеслам казахов известного археолога, собирателя древностей и одного из первых исследователей казахского декоративно-прикладного искусства академика Алькея Маргулана об этой юбке-белдемше упоминаний нет.

Но уже даже эта короткая информация дала мне толчок, чтобы попробовать выяснить какую-либо деталь об этом атрибуте у пожилых людей. В итоге стало известно, что юбку эту носили замужние женщины, которые после рождения ребенка защищали поясницу. Само название «белдемше», от слова «бел» – талия, поясница, означает, что эта юбка призвана защищать почки, спину, поясницу своей хозяйки, спасать от холода. Поэтому у белдемше всегда высокий пояс на подкладке, который чаще всего делается из исконно казахского материала – войлока или со стежкой с проложенной шерстью внутри. По одному из источников, шерсть верблюжья или баранья. Эта юбка, если говорит о крое, шилась либо из прямоугольника, напоминая распашной фартук на широком поясе, который надевали поверх платья или халата, либо из клиньев, расклешенных книзу. Юбка шилась из тяжёлого материала и иногда утеплялась изнутри, чтобы не продувало. В условиях тяжелого кочевого быта, резкоконтинентального климата эта юбка берегла от ветра и сквозняков поясницу, органы таза – от охлаждения, ею подвязывали живот во время беременности. При всех ее «целебных» свойствах она еще и украшала женщину!

Белдемше Айжан Беккуловой. Исполнители: Гулжай Хусман и Ауес Сагинаева. Фото: Гульнар Танкаева

Белдемше были до колен, ниже колен и даже длинные до пола. Есть варианты этой юбки в совсем укороченной версии. Практически на всех юбках – широкий пояс, что закрывал и держал в тепле поясницу, спину и почки своей хозяйки. Полы юбки расходились спереди, отсюда и определение — распашная юбка. Также белдемше были повседневные и праздничные. Простые, как правило, простеганные, без декорирования, неярких цветов, делались из вельвета (в простонародье – чи/ши бархат/барқат), сукна, других плотных и тяжелых тканей. Праздничные варианты вышивались на бархате, плотном шелке, были варианты и кожаных (скорей всего замшевых) юбок (в выделке замши казахи были большими умельцами), оторачивались мехом ондатры или выдры, обшивались рядами серебряных бляшек или монет, богато орнаментировались вышивкой, часто біз кесте (вышивкой крючком — кстати, у кыргызов эта техника называется «керме сайма»). Упоминание о кожаных/замшевых юбках встречается в трудах у Г.Е. Катанаева, где отмечается, что белдемше были из чистой кожи. Надевались поверх платья. Могли скромное платье превратить в праздничное. По сохранившимся архивным фотографиям видно, что женщины носили эти юбки и поверх чапана, как бы утепляя его. Вообще для кочевников характерна многослойная одежда, когда на платье надевали распашную юбку или поверх камзола – шапан. Многослойность в одежде позволяла регулировать температурный баланс тела.

В книге по казахскому народному костюму сказано: «Есть свидетельства того, что казахская (киргизская) белдемше или белшалғыш появилась в прошлом как один из декоративных нарядов замужних женщин. Белдемше встречались на киргизских погребальных обрядах. До конца XIX века женщины носили иx поверx платьев во время праздников. Белшалғыш особенно распространены среди казаxов южныx регионов, среди Старшего жуза и рода қонырат Среднего жуза, на Востоке в Семипалатинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской областях, Горном Алтае. Верxняя часть белдемше на поясе соединяется друг с другом, к подолу же расширяется. Белдемше сшивали из барxата, шұға (сукно) и шелковых тканей, края вышивали бахромой, украшали различными украшениями. Были также виды, покрытые драгоценным мехом. Особенно вышивали переднюю часть, пояс, подол. У пожилых женщин белдемше были в основном черными. Пояс юбки застегивался на застежку (қапсырма), (либо на шнурки – А.Б.). Длина была немного меньше длины платья, но в некоторых источниках говорится, что она закрывает весь подол платья. У этой одежды было два разных формата: первый – ткань была расклешена по подолу, второй – по ширине. Найманы и кереи, проживающие в Восточно-Казахстанской области, также имеют несколько видов белдемше. Пожилые люди также шили белдемше, которые носили сзади, чтобы согреть талию. Белдемше, которые носят в такой моде, использовались только до конца XIX века, но сейчас не встречаются. Раньше белдемше, похоже, была одной из обязательных вещей, которые носили замужние женщины. Бабушки в зимний период подшивали шерсть между слоями ткани белдемше».

В некоторых областях Казахстана, например, в Жетысу, женщина впервые надевала белдемше на небольшой семейный праздник, куда приглашали ближайших родственниц мужа и соседок по аулу. То есть у юбки были еще и обрядовые функции: она «фиксировала» переход молодой женщины из одной категории в другую (обычно белдемше надевали после рождения первого ребенка). И юбку использовали вплоть до глубокой старости.

Читала, но не зафиксировала конкретный источник, на просторах всемирной паутины сведения, что белдемше/белдемчи могли начать носить во время беременности, однако чаще такую юбку родители невесты дарили ей вместе с бесік (детской колыбелью) после рождения первенца. В орнаменте юбки матери кодировали благопожелания своей дочери.

У этнографа, исследователя и художника Ералы Оспанова в книге «Казахи. Искусство номадов», есть три архивные фотографии с изображением женщин Семиречья в белдемше (датированы ХХ веком), надетых в одном случае поверх теплого простеганного жилета, в другом – поверх камзола, в третьем – длинная до пола, только поверх платья.

Есть белдемше и у казахов Синзяня (КНР). По фото из материалов экспедиции Центрального государственного музея РК мы можем видеть пожилую женщину в белдемше (Синьцзянь, Барколь, 2008 г.) В данном случае белдемше напоминает стёганый фартук квадратной формы, надеваемый назад и закрывающий поясницу. Иногда, когда этот фартук повязывали наперед, то он носил уже название алжапқыш или алшалғыш (как разновидность).

Белдемше встречалась у казахов и в военном обмундировании. Об этом есть упоминание в автореферате диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук «История военной лексики в казахском языке» Тузелбая Байжановича Байжанова. «Белдемше – название одеяния казахских батыров, защищающего спину и часть ребер от холодного оружия; встречается в казахском героическом эпосе…». Далее автор цитирует выражения из эпоса, где говорится об этом предмете, также приводит встречающиеся аналоги у других народов, и продолжает: «…Таким образом, белдемше – боевое одеяние, состоящее из искусно отделанных металлических пластин, прочно прикрепленных к ткани, и надежно защищающее от холодного оружия. В памятниках древнетюркской письменности оно не сохранилось. В казахском языке оно появилось, видимо, в 15 веке. Структура его такова – бел+дем+ше».

Искусствовед Раушан Каргабекова ссылается на строчки из «Кокетайдын ертегiсi», где говорится, что требовалось от 200-600 металлических пластин для белдемше (это те сведения, где Байжанов говорит, что неизвестно, что такое «белдемше құяқ»). И далее Каргабекова приводит свою интерпретацию структуры слова: «бел — спина; дем — буквально дышать, дем салу — например, когда лечат, так говорят, а суффикс — ше — словно помогает понять, что это делается быстро или повязываемая наскоро». Но диссертация писалась еще в 1993 году и исследования по древнетюркской письменности продолжаются, поэтому и дата фиксации самого термина еще может поменяться.

Также название предмета одежды под названием белдемше встречается и у кузнецов. Это фартук, который они используют при работе.

Подобный предмет гардероба встречается и у других народов. Например, украинская — плахта, нарядная юбка, русская – понёва.

Со слов искусствоведа Раушан Каргабековой, у ее апашки (нағашы) из Жамбылской области была короткая белдемше, сшитая из коричневого вельвета с простой машинной стежкой, застегивалась на 4-5 пуговиц, простая, без особых украшений, которую апа использовала в межсезонье.

Вот такой интересной юбкой оказалась это белдемше, заслуживающая более пристального внимания как со стороны исследователей, так и со стороны дизайнеров и публики.

По воспоминаниям моего друга по Фейсбуку Галии Джунусалиевой: «Когда-то в Алма-Ате была фабрика «Тускииз». Там шили среди прочего красивейшие белдемше, с великолепным растительным орнаментом. А сверху была отдельно короткая, до пояса, также вышитая безрукавка… Потом пропала фабрика, как и многие другие алматинские производства: фабрика «Сувенир», ковровая, АХБК, мехкомбинат и др. Никто и не помнит…».

Нельзя допустить, чтобы эта уникальная вещь стала «утерянным атрибутом». И, как всякую новинку, ее необходимо «раскручивать». Я рассказываю на конференциях, показываю на неделях мод… Объясняю, что это совершенно современная вещь: белдемше просто потрясающе смотрится с джинсами! Или, если у вас вечером мероприятие, а вы не успеваете зайти домой переодеться, захватите с собой белдемше: она сделает эффектным и нарядным любое, даже самое простое платье…

Нашу национальную юбку уже оценили американки. Мастерица-вышивальщица техники біз кесте, член Союза ремесленников Казахстана Гулжай Хусман возила ее на знаменитую Международную ярмарку ремесел в Санта-Фе (США), и там эти юбки пользовались большой популярностью. Заокеанским дамам понравились как дизайн, так и сама идея белдемше: юбки, которая спасает вашу спину от простуды и вполне подойдет для долгих перелетов и путешествий. Сейчас я уже подготовила целую коллекцию войлочных белдемше. В наши дни широко практикует изготовление нарядных, с ручной или машинной вышивкой, белдемше известный мастер по золотому шитью Айжан Абдубаит. И уже все чаще и чаще к этой теме обращаются и другие дизайнеры.

Спасибо нашему ведущему журналисту Гульнар Танкаевой за ряд статей в разных изданиях об этой замечательной юбке, что помогает просвещать широкую публику, за популяризацию истинно традиционного искусства и его носителей.

И мои небольшие исследования по белдемше очень актуальны: мы запустили онлайн-базу по декоративно-прикладному искусству Казахстана на сайте crafts.kz для ремесленников, исследователей, широкой публики. В Казахстане такой онлайн-ресурс по традиционному казахскому искусству создается впервые. Мы планируем регулярно пополнять его информацией по традиционному дизайну и традиционным техникам, по мастерам прикладного искусства. Данный проект организован при поддержке Фонда Евразия в рамках программы «Социальные инновации в Центральной Азии (Social Innovation in Central Asia)», финансируемой Агентством США по международному развитию (USAID), реализованный Союзом ремесленников Казахстана.

И однажды мы вернем в обиход нашу собственную казахскую юбку –белдемше!

Айжан Беккулова

Председатель Союза ремесленников Казахстана, член национального комитета по Нематериальному культурному Наследию Республики Казахстан, Советник и почетный член Всемирного Ремесленного Совета по Азиатско-Тихоокеанскому региону, художник, член Союза художников Казахстана




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *