Тот, кто радуется в день весеннего равноденствия, будет так же жить до следующего - Exclusive
Поддержать

Тот, кто радуется в день весеннего равноденствия, будет так же жить до следующего

Дождем Навруза увлажнилось поле. Из сердца прочь гони и скорбь, и боли. Пируй теперь!…» – писал Омар Хайям, и за прошедшие с тех пор сотни лет «девиз» древнего праздника ничуть не изменился. Так же, как и во времена великого персидского поэта, в день весеннего равноденствия (в этом году он выпадает на 20 марта) во многих странах мира празднуют «новый день» – именно так буквально переводится с персидского слово «навруз», приход весны и возрождение природы.

Казахстан официально входит в число этих стран с 15 марта 1991 года: именно тогда президент, тогда еще – Казахской ССР, Нурсултан Назарбаев выпустил указ «О народном празднике весны – Наурыз мейрамы», где «в целях утверждения общечеловеческих ценностей, укрепления дружбы, братства народов республики, возрождения глубинных народных традиций, а также достижения гармонии природы и человека, его нравственного очищения в духе подлинного гуманизма» постановил «день весеннего равноденствия – 22 марта объявить днем народного праздника весны – Наурыз мейрамы».

Впрочем, ровно за 71 год до этого, 20 марта 1920 года, в наших краях вышел другой указ, точнее – приказ, в котором «согласно постановления ЦИК Туркестанской Советской Республики РСФСР» было принято: «День 22 марта считать всенародным праздником «Начало весны – Науруз». И -подпись: Турар Рыскулов, председатель ЦИК Советов Туркестанской Советской Республики РСФСР. Что важно: день этот объявлялся «неприсутственным» – выходным, и рекомендовалось «занятий в правительственных учреждениях не проводить». То есть все жители бывшего Туркестанского края (Закаспийская, Самаркандская, Семиреченская, Сырдарьинская и Ферганская области) могли на законном основании отмечать древний весенний праздник, готовить Наурыз-коже или сумаляк.

Меньше чем через четыре года Туркестанская Республика была упразднена, а спустя еще пару лет руководство Советского Союза осудит ряд старинных праздников, какие-то – как «буржуазные пережитки», какие-то – как «националистические и религиозные». В число последних попадет и ни в чем не повинный Наурыз, который возник, как известно, в доисламский период и сохранился после прихода Ислама.

Считается, что после этого о древнем празднике забыли на долгие годы, но сохранились «легенды СССР» о том, как в аулах и кишлаках отмечали приход весны – время, когда закладывались основы будущих рекордных советских урожаев. И все равно звучало слово «Наурыз» – название первого весеннего месяца.

А в городах? В городах после «международного женского дня 8 Марта» в праздниках наступала пауза вплоть до Дня космонавтики – 12 апреля (18 марта, День Парижской Коммуны – не в счет, его в СССР перестали отмечать еще до Второй мировой войны). В Казахстане так было до 1988 года, когда о Наурызе заговорил Узбекали Жанибеков, в 1980-х – министр культуры, секретарь ЦК Компартии Казахстана. Еще одна советская легенда: как Жанибекову удалось убедить «старцев из Кремля», что Наурыз – не религиозный, а народный праздник. К большому удивлению партийных советских чиновников из других союзных республик, для которых Наурыз тоже не был «чуждым» и чужим.  

В 2011 году в газете «Вечерняя Астана» вышла статья «Праздник древний, праздник юный». Автор, Валерий Ильин, приводил слова историка Камалбая Марданова:

«В 1988 году меня вызвал к себе секретарь ЦК Компартии Казахстана Узбекали Жанибеков и поручил написать сценарий празднования Наурыза. Я спросил – на основе чего, он ответил, – ты ученый, тебе виднее. Я первым делом пошел в библиотеку, просмотрел литературу и узнал много интересного об этом празднике. Затем составил сценарий, в котором отразил свое видение Наурыза. Сценарий понравился».

Алматинцы помнят, как это было: юрты на ВДНХ (выставке достижений народного хозяйства) КазСССР, сегодня – центр делового сотрудничества «Атакент» в Алматы; шествие в национальных костюмах по проспекту Ленина (ныне – Достык); концерты и огромные дымящиеся казаны с едой на площадях (как писали в СМИ – «горы баурсаков и реки кумыса»), и, конечно, ярмарки, где многие впервые в жизни увидели изделия казахского прикладного искусства, от алаша до текеметов.

…Кстати. Тогда же в Казахстане вспомнили хорошие весенние имена – Наурызбай, Наурызбек, Наурызгуль – и снова начали называть так новорожденных.

В 1989 году праздник повторился в еще бОльших масштабах – и по всему Казахстану. Оказалось, что на самом деле ничего не забылось: повара и ученые азартно спорили по поводу ингредиентов «Наурыз-коже»; старики напоминали, что на этот праздник обязательно нужно здороваться двумя руками; не говоря уже о том, сколько тогда и потом вспомнилось обрядов и легенд, связанных с Наурызом.

Например, о Кызыр ата. Вот как пишет об этом герое Рахым Агибаевич Бекназаров, доктор исторических наук, профессор из Актюбинского регионального государственного университета имени К. Жубанова, в своей статье «Наурыз в культуре казахов: некоторые этнографические особенности изучения праздника»:

«Другой особенностью этнографического изучения праздника Наурыза является присутствие таких мифических персонажей, как Кызыр ата и Әз. Первый воспринимался в образе глубокого старца, который в ночь с 21 на 22 марта обходил природу, мог зайти в любое жилище в гости, предпочтение при этом он отдавал тем людям, которые содержали свое жилище и двор в чистоте, приготовили чистую еду, носят чистую, новую одежду и т. д. И если Кызыр ата обращал внимание на этот дом, то человек считался обеспеченным благосостоянием на целый год. В местах, где он проходил, мерзлая земля начинала таять и прорастала трава, и якобы камень начинал плавиться. До сих пор об утверждении в природе весны присутствует выражение “День, когда расплавился даже мрамор Самарканда”».

Кстати, на архивных черно-белых фото празднования Наурыза тех лет можно увидеть актеров, загримированных под старцев – под огромной растяжкой с надписью «Наурыз» они дают на площади благословение, бата. Неслыханное дело в советские времена.

Впрочем, тогда советские времена уже заканчивались. Как уже говорилось выше, официальный указ президента, тогда еще Казахской СССР Нурсултана Назарбаева «О народном празднике весны – Наурыз мейрамы» вышел 15 марта 1991-го, а через девять месяцев, 16 декабря того же года был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан».

И еще две важных даты в истории Наурыза – не только для Казахстана, но и для всех, кто отмечает этот праздник.

В 2009 году ЮНЕСКО включило Навруз в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. В документах были отмечены «глубокое культурное значение и роль в укреплении взаимопонимания между разными народами» – того самого праздника, который 100 лет назвали «националистическим».

А в 2010 году Генеральная Ассамблея ООН объявила 21 марта Международным днем Навруза, подчеркнув, что его ключевые темы – это мир, единство и обновление, и призвала, как сказано на сайте, к его «глобальному празднованию».

Именно это сотни лет назад предлагал великий Омар Хайям: «тот, кто в день Навруза празднует и веселится, тот будет жить до следующего Навруза в весельи и наслаждении». Поэт и мыслитель знал, о чем говорил: он посвятил этому празднику книгу – «Наврузнома» («Книга о Наврузе»).




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *