Традиционные стратегии развития теряют свою эффективность - Exclusive
Поддержать

Традиционные стратегии развития теряют свою эффективность

Борьба с изменением климата и неравенством трудна даже в лучшие времена. Но бороться с этими проблемами кажется просто невозможно сейчас, когда война в Украине явно движется в сторону эскалации, китайско-американское соперничество с каждым днём повышает риски, а экономика многих стран с трудом справляется с быстрым ростом долга и инфляции. Однако даже в столь неблагоприятных условиях можно добиться прогресса с помощью системных подходов снизу.

В мировой экономике углубляются расколы, и традиционные стратегии развития, в значительной мере зависящие от международной торговли и инвестиций, теряют свою эффективность. Между тем бюджеты национальных правительств и многосторонних банков развития оказались слишком напряжены из-за требований финансировать климатические действия, необходимости восстанавливаться после пандемии и осуществлять выплаты долгов, а также (во многих случаях) из-за конфликтов.

Однако проблема ещё более фундаментальна. Борьба с нищетой, неравенством, изменением климата и экологической деградацией – это сложные системные задачи. Но доминирующие подходы властей сосредоточены на разработке отдельно взятых решений для конкретных проблем или даже специфических аспектов этих проблем, при этом мало или вообще никакого внимания не уделяется тому, как все эти решения – и проблемы, которые они призваны решать, – взаимодействуют между собой.

Учёный-эколог Донелла Медоуз определяет систему как «взаимосвязанный набор элементов, которые последовательно организованы с целью чего-либо достичь». Наша планетарная система разрушается, потому что её элементы, находящиеся под контролем людей, организованы таким образом, что они приводят к достижению плохих результатов. Только признав взаимосвязанную природу наших социальных, экологических и экономических систем, и начав холистическим образом решать возникающие проблемы, мы сможем оптимизировать функционирование этих систем и гарантировать человеческое и планетарное благополучие.

Этого нельзя достичь с помощью тех решений, которые в подавляющем большинстве случаев выбирают правительства: это изолированные решения, принимаемые сверху. Например, когда власти используют специализированные ведомства для помощи развитию сёл и деревень, они повышают транзакционные издержки, строя бессвязными кусками физическую инфраструктуру и не создав единых баз данных, способствующих координации. Кроме того, эффективность этих действий снижается из-за слабости связей с местными сообществами.

Многосторонние действия, осуществляемые национальными государствами, обычно ещё менее эффективны. Масштабы многосторонних банков развития и агентств, предоставляющих финансовую помощь, просто слишком велики, и поэтому отдельные структуры и игроки действуют в соответствии с собственными целями и стандартами.

Вместо этого нужны стратегии для инициатив снизу, которые опираются на локальные, некоммерческие социальные предприятия, имеющие социальные задачи в дополнение к экономическим целям. Эффективные социальные предприятия – это такие предприятия, которые, если позаимствовать данное гуру менеджмента Питером Друкером определение успешных некоммерческих организаций, «настроены ‘делать добро’», но при этом «понимают, что благие намерения не способны заменить организацию, руководство, подотчётность, показатели и результаты».

Микропредприятия, а также малые и средние предприятия (сокращённо ММСП), намного лучше крупных компаний подготовлены к использованию того миссионерского менеджмента, который требуется для социальных предприятий. На долю ММСП, а это 90% всех предприятий в мире, приходится 70-80% общей занятости. Соответственно, эти компании, которые зачастую получают мало или вообще никакой прибыли, несут ответственность за источники существования миллиардов работников. Тем самым они становятся бесценным хранилищем знаний о нуждах и интересах большинства людей.

Эти интересы включают экологические императивы, неразрывно связанные с экономическими и социальными соображениями. Беднейшие и наиболее уязвимые группы населения обычно оказываются в наибольшей степени подвержены негативному влиянию экологических угроз – от загрязнений до природных катастроф. В то же время нищета может подталкивать местные сообщества к избыточной эксплуатации природных ресурсов, например, лесов и рыбных запасов, в отчаянном поиске источников доходов.

Между тем у ММСП нет доступа к формальным рынкам капитала, не говоря уже об отсутствии целостной политической и институциональной системы (включающей инфраструктуру поддержки и помощи, а также стабильную правовую среду), которая бы дала им возможность действовать в качестве эффективных социальных предприятий. Как показал опубликованный в 2015 году доклад Программы развития ООН, все эти недостатки серьёзным образом препятствуют развитию социальных предприятий.

Между тем небольшое количество крупных фирм обладают огромными богатствами и рыночной силой, которые зачастую позволяют им оказывать политическое влияние. Но даже в тех случаях, когда транснациональные компании могут похвастаться своими целями экологического, социального и корпоративного управления (ESG), эти цели всё равно остаются вторичными в сравнении с целью максимизации прибыли. Эти компании в меньшей степени связаны с местными сообществами, поэтому они не очень хорошо подходят для выработки таких низовых микрорешений, которые в своей совокупности помогают добиться системных изменений.

У нас есть необходимые инструменты и ресурсы для решения коллективных проблем, с которыми мы столкнулись. На глобальном уровне нет недостатка в ноу-хау и нет дефицита финансирования, которое можно мобилизовать из государственных, корпоративных и благотворительных источников. И у нас есть средства для распределения этих активов. Уже сейчас технологии позволяют создать «глобальное всеобщее достояние знаний», с помощью которого социальные предприятия могли бы получать доступ к ноу-хау, а через доверенную аккредитацию — и к необходимому им финансированию.

Однако предстоит ещё многое сделать, чтобы получить максимум пользы от этих активов. Для этого нужно будет воспользоваться существующими технологиями, ноу-хау и бизнес-моделями, чтобы помочь социальным предприятиям добиться экологической устойчивости и социального воздействия. Если говорить шире, мы должны соответствующим образом пересмотреть наши стратегии устойчивого развития, признав, что системные проблемы требуют системных решений.

Copyright: Project Syndicate, 2023. www.project-syndicate.org

Эндрю Шэн

Почётный научный сотрудник Азиатского глобального института при Гонконгском университете. Сяо Гэн – председатель Гонконгского института международных финансов, профессор и директор Института политики и практики Шэньчжэньского финансового института при Китайском университете Гонконга (Шэньчжэнь).




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *