Трещины между Востоком и Западом, Севером и Югом все шире
Разрушительная война Израиля в Газе, кровавое вторжение России в Украину, экстерриториальные убийства США, агрессивный экспансионизм Китая – всё это говорит об одном: на смену глобальной системе, возникшей после Второй мировой войны, приходит мир без какого-либо порядка. Но хотя эти потрясения очевидны (и они усугубляются перестройкой торговых и инвестиционных потоков, быстрым техническим прогрессом, глубокими демографическими сдвигами), остаётся открытым вопрос: к чему они приведут?
Предстоящие изменения могут проясниться или даже ускориться по итогам ключевых выборов, которые пройдут в этом году: 4,2 млрд избирателей будут иметь возможность проголосовать в 76 странах, что делает 2024-й самым крупным электоральным годом в мировой истории. Выборы состоятся в восьми из десяти наиболее населённых стран мира (Бангладеш, Бразилия, Индия, Индонезия, Мексика, Пакистан, Россия и США), а также в Евросоюзе.
Предстоящие в этом году выборы послужат мерилом состояния демократии в мире. Поскольку авторитаризм находится на подъёме, есть масса причин для тревог. Более того, новый год начался с полных противоречий выборов в двух демократических странах Глобального Юга – Бангладеш и Тайвань. В Бангладеш оппозиция полностью бойкотировала выборы, назвав их фальсификацией; как и ожидалось, премьер-министр Шейх Хасина обеспечила себе четвёртый подряд срок в этой должности.
Бангладеш – не единственная страна, где выборы в этом году не принесут никаких сюрпризов. Президент России Владимир Путин будет, несомненно, «избран» на новый срок. Если он доработает до конца этого срока, тогда он обойдёт советского лидера Иосифа Сталина, став самым долгим правителем России со времён Екатерины Великой. В Пакистане итоги выборов практически не имеют особого значения, потому что контроль в стране сохраняется за армией.
Впрочем, даже настоящие демократии рискуют склониться вправо после выборов, продолжив тренд, который мы видели в Финляндии (новоиспечённом члене НАТО) и совсем недавно в Аргентине. Хотя Польша не подчинилась этой тенденции, предстоящие выборы в Европарламент (первые после Брексита), скорее всего, её продолжат.
Крайне правые политики способны склонить весы в пользу войны, а не мира. Взгляните на Израиль: хотя катализатором войны в Газе стал чудовищный теракт, совершённый ХАМАС 7 октября, условия для этого конфликта, несомненно, были созданы жёсткой политикой, которую проводило крайне правое правительство премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, самое националистическое в истории Израиля.
Впрочем, так происходит не всегда. В США руководством национальной безопасностью в команде президента Джо Байдена в основном занимаются «либеральные интервенционисты» (по сути, это «ястребы» левого фланга), в то время как на правом фланге многих можно назвать «неинтервенционистами» (или, согласно более критической точке зрения, «изоляционистами»).
Но выборы – это ещё не всё. Помимо избирательных циклов, сохраняются многочисленные опасные тенденции в международных отношениях. Давние правила и нормы, в том числе невмешательство во внутренние дела других стран и запрет территориальных завоеваний, в последние годы всё чаще нарушаются, причём зачастую теми, кто громче всех проповедует необходимость их соблюдения. Страны, написавшие эти правила (начиная с Америки), показывают, что всегда готовы игнорировать правила и нормы, если на кону оказываются их предполагаемые интересы.
Тем временем влияние международных организаций, подобных ООН, слабеет, поскольку создавшие их западные страны сопротивляются структурным реформам, способным привести глобальное управление в соответствие с нынешними геополитическими реалиями. Всё это подрывает основанный на правилах порядок, который Запад, согласно его утверждениям, пытается сохранить.
Другие попытки Запада сохранить мировое господство тоже оказываются контрпродуктивными. Например, регулярное использование санкций в качестве инструмента внешней политики и превращение финансового сектора в оружие стимулировали незападные страны заняться «дедолларизацией» (эта тенденция набирает обороты на рынках нефти) и созданием параллельных финансовых механизмов. Группа БРИКС (Бразилия, Россия. Индия, Китай и ЮАР) 1 января расширила свой состав: в неё вошли Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты. Всё шире становятся трещины между Востоком и Западом, а также Севером и Югом.
Поскольку глобальная напряжённость возрастает, государства мира всё чаще проводят протекционистскую и националистическую экономическую политику. Тем самым замаячил призрак экономической фрагментации и появления соперничающих торговых блоков. Эта тенденция может не просто остановить экономический рост и развитие; она ставит под угрозу мир во всём мире. Вспомните как в 1930-е годы аналогичный переход от многосторонней торговли к торговле внутри геополитических блоков усилил противоречия, которые в дальнейшем способствовали началу Второй мировой войны.
Особенно острым выглядит риск китайской агрессии против Тайваня. На недавних президентских выборах на этом острове победил выступающий за суверенитет Лай Циндэ, поэтому на фоне усиления глобальной турбулентности и замедления темпов роста экономики в материковом Китае, председатель КНР Си Цзиньпин может решить, что у Китая быстро закрывается окно возможностей для силового объединения с Тайванем.
С какой стороны ни посмотреть, на наших глазах происходит большая геополитическая реконфигурация. Её результат во многом будет зависеть от событий предстоящего года.
Copyright: Project Syndicate, 2024. www.project-syndicate.org
Фото на обложке: © AP Photo / Ariel Schalit
Комментариев пока нет