Третья мировая война – это конфликт культур и цивилизаций
Языковой вопрос в Казахстане становится все более чувствительным и острым.
Недавно, к примеру, скандал спровоцировала фраза «казакшасойлешники». Новояз, прозвучавший в посту юриста Ержаан Есимханова в соцсети Threads, многие пользователи сочли оскорбительным для государственного языка.
Еще более громкий резонанс поднялся после постов карагандинки Алики Мухамадиевой в той же соцсети, где она допускала оскорбительные высказывания в адрес казахов. После возбуждения уголовного дела по части 1 статьи 174 УК РК (разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни, а также на оскорбление национальной чести и достоинства либо религиозных чувств граждан), мнения казахстанцев вновь разделились. Одни требуют максимального наказания – лишения свободы до 7 лет, другие выступают за декриминализацию этой статьи.
«За слова, которые не привели к последствиям и жертвам, лишать свободы считаю неправильным, – считает известный экономист и общественный деятель Мухтар Тайжан. Достаточно штрафов, общественных работ и тд. Например, за оскорбительный коммент 5 млн тг и 100 часов общественных работ. По нашей печальной практике, 174 статья – это дамоклов меч над всеми. Делается филологическая экспертиза и человек уходит на несколько лет. Сколько азаматов по этой статье было осуждено, сами знаете».
Дискуссии о том, как язык и культура влияют на борьбу с агрессией, ксенофобией и терроризмом начались задолго до российско-украинского конфликта. Декан факультета иностранных языко МГУ им. Ломоносова, профессор Светлана Тер-Минасова напомнила, что это явление предсказал еще профессор политологии из Гарвардского университета Сэмюел Хантингтон. Еще несколько десятков лет он прогнозировал Третью мировую войну как войну культур и цивилизаций. К сожалению, он оказался прав – во всех без исключения странах это привело к проблемам межэтнических конфликтов, развитию ксенофобии, неприятию чужого.
– За примерами далеко ходить не надо, – говорила профессор. – В Америке есть проблемы с так называемыми латиносами – выходцами из Латинской границы (официально 30 миллионов человек, а неофициально гораздо больше). И хотя они сегодня важная составная часть американского общества, их продолжают считать, по мнению московского профессора, третьесортными людьми.
То же самое, с ее слов, происходит в центральных городах России, где представители самых тяжелых и малооплачиваемых профессии чаще всего выходцы из среднеазиатских республик, При этом, они социально не обеспечены, живут полулегально, ущемлены в правах.
– С языком это имеет прямую связь, – утверждала Светлана Тер-Минасова. – Он обманчиво доступен. Им пользуются все, – культурные и некультурные, образованные и необразованные. О нем забывают, как о дыхании, на него смотрят как на данность. Но попробуйте лишить человека возможности дышать минуты на три! Язык тоже мстит за то, что его не замечают. Не случайно говорят, что он способен поставить на ноги безнадежно больного, повести за собой полки, но он может и убить, и рассорить целые народы.
Еще до начала российско-украинского конфликта в МГУ появился институт национальной безопасности. На проходящих в его стенах международных конференциях с участием представителей НАТО, Пентагона и других силовых структур мира (сотрудники факультета иностранных языков привлекались туда в качестве переводчиков), говорили об очень важных вещах – как надо разведывать планы террористов, как предотвращать террористические акты, а больше всего о том, сколько килограммов тротила взрывается в сутки, неделю, месяц и сколько человек погибает от этого в среднем по миру.
– Но, по моему мнению, наряду с этими задачами необходимо осознать – насколько важно не только лечить болезнь, но и заняться ее профилактикой, – была уверена профессор Тер-Минасова. – А корни этой страшной болезни, поразившей человечество, надо искать в языке и культуре. Все теракты мы не предотвратим и все планы тоже не разведаем, но убить зло в зародыше можно. И начинать это надо с самого раннего возраста через язык и культуру. Детские считалочки, сказки, пословицы, поговорки, учебники, учебные тексты по языкам, школьный черный юмор – всего не перечислишь – навязывают агрессию и ксенофобию. Возьмем, к примеру, считалку типа: «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана: «Буду резать, буду бить, все рано тебе водить». Еще более яркий пример «незваный гость хуже татарина». Обидели этой пословицей целую нацию: получается, быть татарином плохо, а незваным гостем еще хуже. А все эти уничижительные названия национальностей – хохлы, армяшки, жиды, китаезы, международные анекдоты, когда в качестве объекта для насмешек выбирают одну нацию (русские – чукчей, англичане – шотландцев, французы – бельгийцев, одесситы – молдаван)? Чего стоит, к примеру, анекдот из книжки «Одесские анекдоты». Приходит молдаванин в детский дом: «Хочу усыновить ребенка». Ему приносят мальчика. Он спрашивает: «А кто он – русский или молдаванин?». Услышав, что русский, мужчина заявляет, что хочет непременно молдаванского ребенка. Тогда нянечка бьет младенца головой об стенку, то есть делает из него идиота, и говорит: «Вот теперь он стал молдаванином».
Откуда берутся такие анекдоты – очень большой вопрос, но они, по мнению профессора, однозначно отражают определенные настроения в обществе.
– Если привлечь к этому общественное внимание, если создать программу вырабатывания в детях хорошего отношения к соседям и другим национальностям, ситуация бы в корне поменялась, – утверждала Светлан Тер-Минасова. – В Японии и Латвии, к примеру, в школы приглашают студентов-иностранцев, которые популярно рассказывают о своей стране, угощают национальными блюдами и к концу урока дети смотрят на них совсем другими глазами – перед ними представитель древнейшей культуры. Надо, изменив акценты, изгнать из языка слова, возбуждающие агрессию и оставить только то, что внушает уважение.
Поголовная безграмотность, охватившая многие общества, по ее мнению, также имеет отношение к агрессии и ксенофобию: понижение культурного уровня располагает к агрессии, так как внутренние тормоза перестают работать.
– В последнем русском фразеологическом словаре, где слова представлены тематически, на рубрику «Физическое насилие» нашлось 98 просторечных народных выражений, в том числе и нецензурщины, – сообщила профессор. – А на понятия «милосердие», «гуманность», «доброта», «смирение» – всего семь словосочетании и то с пометками «книжная» и «журналистская», то есть их нет в активном употреблении. Все это неоспоримо свидетельствует о необходимости учитывать возможность негативного влияния языка и культуры на формирование ксенофобии и агрессии. Осознав это влияние, нужно принять всевозможные меры для предотвращения ксенофобных настроений в обществе.
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.
Всю ксенофобию и межэтнические конфликты разжигает Россия и Путин!