Ya Metrika Fast


English version

У страховщиков хорошие новости для пенсионеров и автолюбителей

Экономика — 9 октября 2023 13:00
0
Изображение 1 для У страховщиков хорошие новости для пенсионеров и автолюбителей

Страховой рынок Казахстана стоит перед новыми вызовами, принять которые он может только активно меняясь. Таким был основной лейтмотив выступлений участников Первого страхового форума, прошедшего в Алматы. Он был приурочен к 20-летнему юбилею Фонда гарантирования страховых выплат.

Сегодня страховой рынок Казахстана демонстрирует стремительный рост, которой и не снится другим финансовым рынкам. Активы страхового сектора выросли более чем вдвое за четыре последних года, и достигли 2,4 трлн тенге прежде всего за счет роста страховых премий и инвестирования в ценные бумаги.

Объем страховых премий увеличился более чем в 2 раза и достиг 578 млрд тенге. Количество договоров страхования выросло в 1,6 раза, с 6 млн до 9 млн договоров, из которых 86 процентов заключено с физическими лицами. «Только за последние 8 месяцев текущего года количество договоров страхования от несчастных случаев увеличилось вдвое, по обязательному автострахованию – на 20 процентов по сравнению с предыдущим годом. – сказала в своем выступлении Председатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Мадина Абылкасымова. Росту страхового рынка, в том числе способствуют реализация государственных программ (льготное автокредитование, ипотечное кредитование), а также активная цифровизация отрасли. На текущий момент 100 процентов договоров страхования заключаются в электронной форме».

Для развития накопительного страхования внедрены новые социально-ориентированные продукты. Накопительное страхование жизни позволит страховщикам активизировать свою деятельность на фондовом рынке в качестве крупных институциональных инвесторов и привлечь на рынок дополнительный капитал. Количество действующих договоров пенсионного аннуитета составляет 67,5 тысяч на общую сумму 345 млрд тенге.

Чингиз Айтматов

Достижению всех этих весьма впечатляющих показателей способствовали, по мнению докладчика, изменения и в правовой сфере. Например, фонд гарантирования страховых выплат был наделен статусом финансовой организации для усиления его роли в обеспечении защиты прав клиентов принудительно ликвидируемых страховых организаций. Закон распространил гарантии фонда на 10 классов страхования, включая все обязательные классы, а также страхование жизни в рамках государственной образовательной накопительной системы и пенсионное аннуитетное страхование.

Елена Бахмутова, руководитель Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) также подчеркнула расцвет страховой отрасли, но отметила и недостатки. «Годовые расходы казахстанцев на страхование жизни постепенно увеличиваются (42 доллара США в 2022 году, против 29 долларов в 2020 году). Однако все это ниже показателей сопоставимых страховых рынков (около 100 долларов в Колумбии и Польше, около 200 в Чехии и Уругвае). Так что возможности для роста еще очень велики.

Интерес к продуктам КСЖ также может быть поддержан распространением на них гарантий Фонда гарантирования страховых выплат», – заявила глава АФК. Среди негативных факторов, препятствующих дальнейшему прогрессу страхования она назвала также все еще ограниченные возможности роста корпоративного и розничного страхования, невысокий уровень страховой грамотности населения Казахстана, а также макроэкономическую волатильность, вызванную геополитической напряженностью и зависимостью Казахстана от экспорта нефти.


К тому же не следует забывать, что страховой рынок отнюдь не является абсолютным «островом спокойствия и благополучия» в стремительно меняющемся мире. Здесь есть свои бури и штормы. За последние 12 лет шесть страховых казахстанских компаний вынуждены были закрыться, то есть в среднем по одной каждые два года. Это сегодня тревожит как участников рынка, так и регулятора.

Цифровизация страховой отрасли становится главным трендом развития ее на ближайшие годы – этот тезис в той или иной форме звучал в выступлениях всех участников форума. На развернувшейся на форуме полемике в ходе панельной дискуссии, посвященной этой теме, руководители страховых компаний также поддержали мнение, что цифровизация как необходима, так и неизбежна. Руслан Омаров, Генеральный директор Первого кредитного бюро заявил, что мы все сегодня уже живем в виртуальной реальности, однако до сих пор еще этого не осознали. Он призвал смелее внедрять цифровизацию в страховое дело, предложив собравшимся разработанные его компанией цифровые программы и инструменты.А. Керимбаев, Председатель Правления АО СК «Freedom Finance Insurance» и А. Беков, Заместитель Председателя Правления АО КСЖ «Халык Life» обратили внимание собравшихся, что цифровизации отрасли зачастую препятствуют накопившиеся недостатки, которые существуют во взаимоотношениях компаний и регулятора, а также между различными государственными ведомствами. Например, страховщикам необходимы базы данных клиентов, а МВД или минздрав, руководствуясь сегодняшними нормативными правилами и законами, препятствуют их получению.

Даурен Иманжанов, Председатель Правления АО СК «Nomad Insurance считает, что «регулятор начал слышать голос компаний, учитывать наши интересы, входить в проблемы, с которыми мы сталкиваемся в практической работе. Это положительно сказалось на рынке в целом, но надо углублять наше взаимодействие, в связи с нарастающей сложностью задач, которые нам придется решать».

Рынок ждут хорошие новости. С 1 января следующего года автовладельцам будет доступен упрощенный порядок урегулирования транспортного происшествия (Европротокол). По незначительным дорожно-транспортным происшествиям заявление на получение страховой выплаты можно будет оформить на месте аварии, без вызова дорожной полиции. Документы можно будет направить страховщику с помощью мобильного приложения или напрямую через его сайт. Решения суда для получения страховой выплаты по таким происшествиям не потребуется.

С 2024 года также будет обеспечен переход на гибкую тарификацию по обязательному автострахованию для установления справедливой системы ценообразования с учетом фактической убыточности в разрезе регионов. По мнению Даурена Иманжанова, это также может создать сложности для компаний в сфере взаимодействия с клиентами и сохранения нормы прибыльности, поскольку расходы страховых фирм неизбежно вырастут, а рентабельность может снизиться. Все эти вопросы также нужно скорее решать, с учетом местных условий.

Однако, как считает Асель Амирбаева, Директор департамента страхового рынка и актуарных расчетов (ДСРАР) АРРФР, все эти опасения компаний способны развеять новые технологии, например – иншуртех. «Иншуртех – это технологии, которые позволяют обеспечивать онлайн– сервисы, маркетплейсы, приложения для взаимодействии страховых организаций с потребителями цифровых услуг. И данные маркетплейсы, приложения и онлайн-сервисы должны позволить оптимизировать финансовые временные ресурсы при оказании страховых услуг как для самих участников страховых организаций, так и для потребителей». Иншуртех в десятки раз сокращает операционные расходы компаний, а регулятору позволяет отслеживать качество страховых продуктов, ценообразование, условия продуктов страхования и другие параметры в текущем режиме, не отвлекая сотрудников компаний на трудозатратные отчеты и проверки.

«Основная цель иншуртех – это человекоцентричность – заявила Асель Амирбаева. – Когда все технологии сделаны для того, чтобы человек мог проактивно получать все блага цифрового мира. Поэтому важно чтобы страховые организации подошли к этому достаточно серьезно.» Регулятор же, по ее словам, будет делать для этого все возможное, чтобы облегчить компаниям путь к цифровизации процессов.


Дмитрий Слинько

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.