Уборка урожая вновь застала правительство врасплох
В Казахстане снова август, снова начало уборки урожая, снова дефицит дизельного топлива, в простонародье — солярки… И снова все это неожиданно, непредвиденно для нашего Правительства… Исчезновение солярки на заправках в августе каждого года с последующим ростом цены на неё уже стало печальной традицией Казахстана.
Напомню, что в конце июля 2018 года солярка стоила на АЗС 160 тенге/литр, потом дизтопливо исчезло на несколько дней, потом оно появилось вновь, но уже по 200 тенге — с ростом на 25%!!! Так было и до 2018 года, и в 2019, и в 2020, и в 2021 годы. Сегодня на дворе 2022 год, а история повторяется.
Все как у Романа Карцева: «Раки вчера были по 5, но большие, а сегодня по 3, но ооооочень маленькие!». А фермерам приходится вновь вспоминать Гегеля, точнее его слова: «История повторяется дважды – один раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса». Правительство вновь и ожидаемо ссылается на объективные обстоятельства, на ситуацию в мире и т.п. И принимает решение ограничить отпуск солярки в одни руки, в два раза повышает цены для перевозчиков грузов из других стран. Получается, что все разговоры о развитии транзитно-транспортного потенциала Казахстана коту под хвост. Ведь весь негатив возникает не из-за того, что солярка вдруг стала стоить 430 тенге/литр, а из-за того, что одним, «своим» продают по 230 тенге/литр, а «не своим», «чужим» по почти двойной цене. Если разбираться в кабинетах, то да, действия нашего Правительства оправданы.
А на самом деле…
Обратимся к ru.globalpetrolprices.com. По их данным, по состоянию на 15 августа 2022 года самые низкие цены на солярку были в «нефтяных» странах. Например, (цены в казахстанских тенге/литр), в Иране литр солярки стоит 5,089 тенге/литр, в Венесуэле — 10,576, в Ливии — 14,659, в Саудовской Аравии — 79,930. В Казахстане же — 236,6 тенге/литр.
Напомню рейтинг стран по запасам нефти на конец 2019 года. В первой топ-10 стран:
1) Венесуэла
2) Саудовская Аравия
3) Иран
4) Ирак
5) Кувейт
6) ОАЭ
7) Россия
8) США
9) Ливия
10) Нигерия.
Казахстан в этом рейтинге занимает следующее, 11 место. Список стран с самыми дешевыми ценами на солярку почти совпадает с рейтингом стран по запасам нефти. Из общего ряда выпадают Казахстан и Россия. Посмотрим цены в странах, с которыми граничит Казахстан.
Туркменистан — 184,071 тенге/литр,
Азербайджан — 224,192,
Кыргызстан — 380,548,
Россия — 409,029,
Китай — 570,671,
Узбекистан — 624,974 тенге/литр.
Да, в Кыргызстане, в России, Китае и Узбекистане, в странах — самых главных наших торговых партнерах — цены на солярку значительно выше, чем в Казахстане.
Повторюсь, что в Казахстане средняя цена на дизельное топливо составляет 236,6 тенге/литр. Получается, что у нас солярка в 1,6-2,6 раза дешевле и есть интерес вывозить дизтопливо из Казахстана в сопредельные страны. Но ведь такая ценовая разница на солярку с соседними странами случилась не сегодня, не в августе 2022 года, не в период начала уборки урожая.
Раз заговорили об уборке урожая, то посмотрим на потребности сельского хозяйства Казахстана в дизельном топливе. Совокупный розничный рынок горюче-смазочных материалов (ГСМ) в Казахстане составляет около 6-7 млн. тонн ГСМ в год. По данным Ranking.kz объем розничной торговли нефтепродуктами на АЗС в 2020 году составил: бензин – 3,9 млн тонн, дизельное топливо – 1,7 млн тонн, сжиженный газ – 799,9 тыс. тонн. Из 1,7 млн. тонн солярки почти половина или 800-840 тыс. тонн потребляет сельское хозяйство страны. Причём этот объём потребления аграрного сектора не возникает вдруг. Он практически сохраняется на одном уровне на протяжении 20 лет.
Например, в 2002-2003 годы объём солярки для сельского хозяйства страны составлял около 750 тыс. тонн в год. Именно в начале 2000-ых годов началась реализация программы поставки фермерам удешевлённого дизельного топлива фермерам. Но если в те годы стоимость солярки на АЗС составляла 30-40 тенге/литр, а фермерам поставляли по 20-30 тенге/литр, то есть дешевле на 10 тенге или на 25-30%, то такое удешевление приносило значительную экономию для крестьян.
Сегодня же при розничной цене 230-240 тенге удешевление составляет около 20 тенге или менее 10%. Да и это снижение цены съедается последующими затратами на доставку солярки до села, до поля. То есть, сейчас программа удешевления дизельного топлива для фермеров НЕ РАБОТАЕТ!
Идёт просто ИБД — имитация бурной деятельности: раз принято говорить об удешевлённом топливе для сельчан, то будем говорить. Каждый год в марте в правительстве собираются руководители минсельхоза, минэнерго, акиматов областей, делят квоты на это самое удешевлённое топливо.
В областных акиматах определяют операторов — оптовых поставщиков дизельного топлива с НПЗ до крестьян. Как определяют — одному Всевышнему известно: никаких нормативных актов, правил отбора операторов нет. В районных акиматах отбирают фермеров — счастливых получателей, якобы, дешевой солярки. Как здесь отбирают — тоже известно только Всевышнему. В лучшем случае райакиматы требуют от фермеров взамен дешевого топлива отремонтировать сельские школу, амбулаторию или клуб. А в не самом лучшем случае, требуют в зависимости от наличия, точнее отсутствия, совести районных бастыков, определенный откат в собственный карман.
Для решения проблемы дорогого для сельского хозяйства топлива еще 4 года назад я предлагал ввести субсидирование стоимости солярки, например, на 100 тенге. Тогда, в 2018 года она подскочила до 200 тенге/литр, то есть получалось субсидирование на 50%! Сельское хозяйство потребляет в общей сложности 800-840 тыс.тонн дизельного топлива в год. В пересчете это составляет около 1 млрд. литров солярки в год. При ставке субсидирования 100 тенге/литр на это потребовалось бы 100 млрд. тенге субсидий из бюджета. Их можно было бы найти в общем объёме субсидирования сельского хозяйства 350-370 млрд. тенге в год за счёт отказа от неэффективных видов субсидий.
Сейчас я предлагаю НЕ СУБСИДИРОВАТЬ отдельно солярку, а из общего объёма субсидий 350-370 млрд. тенге субсидий сельскому хозяйству направлять 300 млрд. тенге на прямое субсидирование фермеров за сельхозпродукцию, произведённую и отгруженную на перерабатывающие предприятия, на экспорт и на импортозамещение. Фермер сам знает, что на эти субсидии ему надо купить лучшие семена, эффективные удобрения и пестициды, технику и топливо. Сегодня мы субсидируем семена, удобрения, пестициды, технику, а взамен поставщики удобрений, пестицидов, техники поднимают цены на них. Дизельное топливо не является исключением в этом ряду.
Получается, что государство вроде бы субсидирует сельское хозяйство, сельчан, фермеров, но конечными получателями бюджетных субсидий становятся поставщики удобрений, пестицидов, техники, а также банки за удешевление кредитов.
Кроме того, я предлагаю для недопущения вывоза дизельного топлива в соседние страны уравнять цены на солярку, например, с Россией, путём увеличения акциза. Пусть сегодня дизтопливо в Казахстане стоит 230-240 тенге/литр. В России — 400-410 тенге.
Дополнительный акциз надо ввести 200 тыс. тенге/тонну или 160 тенге/литр. И тогда солярка в Казахстане будет стоить почти столько же, сколько и в России — 400 тенге/литр. Дополнительные поступления в бюджет по этому акцизу только по объёму внутреннего розничного рынка дизтоплива в 1,7 млн. тонн составят 340 млрд. тенге. Из них около 150 млрд. тенге можно было бы направить на увеличение объёмов бюджетного субсидирования сельского хозяйства.
Поскольку, наряду с сельским хозяйством, вторым крупным потребителем дизельного является транспорт, точнее перевозчики пассажиров и грузов, им тоже можно было бы субсидировать стоимость дизельного топлива.
Источник ФБ
Комментариев пока нет