Удар по КТК – это удар по недальновидности казахстанских властей - Exclusive
Поддержать

Удар по КТК – это удар по недальновидности казахстанских властей

Атака украинских беспилотников на КТК вызвала возмущение некоторых депутатов мажилиса – они призвали Украину ответить за нанесенный ущерб казахстанской нефтяной отрасли. Однако более полезно было бы задуматься над тем, почему наши стратегические отрасли так сильно зависят от России и как можно из этой зависимости выбраться.

17 февраля украинские беспилотники атаковали нефтеперекачивающую станцию (НПС) «Кропоткинская» Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК). Она расположена в России, но большая часть транспортируемой через нее нефти поступает из Казахстана – около 90% в 2024 году. Соответственно, наибольший урон эта атака нанесла компаниям, которые добывают и экспортируют казахстанскую нефть.

В пресс-службе «Транснефти», главного акционера КТК, заявили, что объемы перегонки нефти через трубопровод могут сократиться примерно на 30%, а ремонт НПС займет от 1,5 до 2-х месяцев. Однако ряд экспертов считает, что время на восстановление может растянуться на 3-4 месяца.

Для Казахстана нарушения в работе КТК могут грозить существенным сокращением доходов с продажи нефти. Так, в 2023 году 80% всей экспортированной из Казахстана нефти прошло через КТК.

Двух депутатов мажилиса возмутило, что из-за украинской атаки может пострадать экономика Казахстана. По словам Никиты Шаталова, Украина намеренно ударила по объекту, важному для РК.

– Очевидно, что украинская сторона не могла не знать, что 90% нефти, которая проходит по данному трубопроводу, казахстанская, добытая с нашего Тенгизского месторождения, и выгоду от неё получают различные западные компании, экспортирующие сырьё в ЕС. При этом данный трубопровод – международный, и в числе акционеров как «КазМунайГаз», так и американские «Шеврон», «Эксон Мобил» и итальянская Eni, которые заинтересованы в стабильных поставках. Мы можем утверждать, что целью атаки было нанесение ущерба конкретно нашим экономическим интересам, – заявил депутат.

Но при этом Шаталов, как и мажилисмен Марат Башимов, выразили искреннее непонимание такой цели, поскольку Казахстан никогда открыто не занимал позицию России в войне в Украине.

– Самое главное – непонятна причина такой агрессии в отношении Казахстана. Наша страна с самого начала российско-украинского противостояния держала нейтральную позицию и выступала за мирное урегулирование конфликта. Дипломатические контакты между двумя странами не прекращались ни на минуту. Более того, весь мир облетели кадры, когда Касым-Жомарт Токаев открыто и прямо на Санкт-Петербургском форуме не признал ДНР и ЛНР, – сказал Башимов.

Оба депутат потребовали привлечь к ответственности тех, кто принимал решение об атаке на инфраструктуру КТК.

Заявления депутатов во многом логичны. Действительно, не очень понятно, причем тут Казахстан и почему мы должны нести потери из-за агрессии России. Впрочем, генштаб ВСУ заявил, что Россия использовала КТК для отправки горючего на фронт. То есть смысл атаки был не в нанесении кому-либо экономического ущерба, а в том, чтобы усложнить логистику поставок топлива российской армии.

Перекрыл трубу – перекрыл кислород

Однако остается открытым вопрос о том, насколько серьезный ущерб повреждения на КТК окажут Казахстану. Разные эксперты приводят оценки от $300 млн до $1,5 млрд. Но в этих расчетах никто прямо не указывает, кто же должен был получить эти деньги. Например, экономист Олжас Байдильдинов считает, насколько уменьшится чистая выручка с продажи нефти при учете, что восстановление продлится 2 месяца, объем сократится на 30%, и какие-то деньги потребуются на сам ремонт. И получает цифру в $2 млрд, из которых, по его мнению, минимум 30%, или $600 млн, недополучит наш бюджет.

Однако совершенно неясно, откуда берется доля в 30%. Большая часть добываемой казахстанской нефти экспортируется иностранными компаниями. «Казмунайгаз» имеет долю в 20% на ТШО, 17% на Кашагане и 10% на Карачаганаке. Иностранные компании вносят вклад в бюджет Казахстан только через налоги и обязательные выплаты, а какой процент от прибыли они составляют, неизвестно, потому что эта информация закрыта по условиям контрактов.

Кроме того, приведенные цифры дохода с продажи – чистая выручка, без учета внутренних трат компаний (в том числе на оплату долгов, что особенно актуально для КМГ). Сколько из них в итоге дойдут до бюджета, неизвестно. Добавим сюда еще эффективность распределения бюджетных средств по карманам заинтересованных лиц и окажется, что потери для казахстанского общества будут не такими масштабными, как об этом говорят некоторые экономисты.

Очень точно эту ситуацию описывают комментарии под новостями об атаке на КТК:

«Простым казахам что есть, что нет этой нефти… В карман не падало и не упадет…»

«Не Казахстанской нефти, а нефти из Казахстана. Это две большие разницы».

«От удара по КТК пострадают несколько простых казахстанцев – Кулибаев и родственники его жены».

Однако ясно, что если ущерб окажется более сильным, ремонт затянется, а в будущем на другие НПС тоже будут совершаться атаки, – это уже заметит любой казахстанец. К тому же, как недавно ясно дали понять власти, груз ответственности за бюджетный дефицит ляжет на простых граждан, а не на Кулибаева и компанию.

И в этом плане полезно поговорить о том, как так получилось, что устойчивость нашей экономики не просто обеспечивается доходами с продажи нефти, а потому любые колебания на рынке начинают выбивать ее из равновесия, но и сам экспорт нефти зависит от одного трубопровода, который проходит через территорию России.

Причем КТК уже не первый раз прерывает или затрудняет работу. Впервые это произошло в марте 2022 года – на один месяц экспорт нефти приостановили. Но украинские беспилотники были ни при чем: в России заявили, что причина в шторме, который повредил причалы в порту Новороссийска. Ерулан Жамаубаев, тогдашний министр финансов, заявил, что ущерб от приостановки КТК «оценивается в пределах 100–150 миллиардов тенге».

Западные эксперты тогда засомневались, что повреждение порта было реальной причиной остановки работы КТК. Например, немецкое издание Handelsblatt предположило, что это была диверсия против западных компаний, добывающих нефть в Казахстане, целью которой было удержать цены в Европе на высоком уровне, сократив поставки казахстанской нефти.

В июне 2022 года, на следующий день после знаменитого высказывания Токаева о непризнании ЛНР и ДНР, власти Новороссийска заявили, что в порту «ведутся работы по обезвреживанию неразорвавшихся торпед и мин времен Второй мировой войны».

В июле Токаев в телефонном разговоре с президентом Совета Европы Шарлем Мишелем заявил, что Казахстан поможет европейским странам преодолеть энергетический кризис. На следующий день суд Новороссийска приостановил работу КТК на 30 суток из-за «нарушения экологических норм». Это было 5 июля, а 7 июля Токаев заявил о необходимости диверсифицировать транспортировку нефти, приоритетным направлением президент назвал Транскаспийский маршрут.

Но атаки украинских беспилотников раньше тоже были – 4 августа 2023 года они атаковали порт в Новороссийске, однако на работе КТК это не отразилось. Тогда министр энергетики Алмасадам Саткалиев сказал, что «Казахстан выступит с инициативой на политическом уровне по обеспечению стабильной работы данного порта, исходя из того, что выгодоприобретателями от работы нефтяного терминала являются крупные нефтяные потребители, в том числе из Европейского союза». Увы, от новой и уже успешной атаки это не спасло.

В настоящий момент Транскаспийский (он же Срединный) коридор, который президент назвал альтернативой КТК, сильно уступает последнему как в пропускной способности, так и в затратах на транспортировку. Например, в марте 2024 года КМГ и азербайджанская компания SOCAR (нефть танкерами перевозится из Актау по Каспийскому морю в Баку) договорились о постепенном увеличении объемов транспортировки нефти до 2,2 млн тонн в год. Но это в 25 раз меньше, чем перекачивает КТК. Поэтому даже при значительных инвестициях Срединный коридор еще долго не сможет конкурировать с КТК.

В любом случае, вектор на диверсификацию поставок нефти безусловно правильный – лучше поздно, чем никогда. Однако развитие событий в связи с войной в Украине явно этому не благоприятствует. Пока ситуация с потенциальным перемирием складывается в пользу России. И это означает, что если Россия будет чувствовать себя победителем и нормализует отношения с США, то ее влияние на Казахстан только возрастет. Из этого следует, что путь в Европу через Срединный коридор для Казахстана будет явно затруднен из-за давления северного соседа.

Так что если переговоры закончатся успехом для России, то о диверсификации можно забыть. По крайней мере, до следующего удара беспилотником, нанесенным очередной страной, воюющей с Россией.

Руслан Ибрагим




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *