Угроза войны за водные ресурсы в Южной Азии
Более шестидесяти лет назад был заключен самый щедрый в мире пакт о совместном использовании водных ресурсов. Согласно «Договору о водах Инда» (ДВИ), Индия, расположенная выше по течению, передала львиную долю вод системы из шести рек Инда на субконтиненте Пакистану, расположенному ниже по течению. Но неоднократные попытки Пакистана использовать договор для подрыва усилий Индии по обеспечению собственной водной безопасности заставили Индию пересмотреть свою щедрость.
В прошлом месяце она направила Пакистану уведомление о намерении провести переговоры о новых условиях ДВИ. В его нынешнем виде договор разрешает Всемирному банку передавать любые разногласия между Индией и Пакистаном либо нейтральному международному эксперту, либо в арбитражный суд в Гааге. Но Индия утверждает, что Пакистан, с его неоднократными просьбами о международном вмешательстве, чтобы заблокировать скромные по размерам индийские гидроэнергетические проекты из-за технических возражений, злоупотребил – и даже нарушил – положения ДВИ об урегулировании споров.
Разочарование Индии усилилось в октябре прошлого года, когда Всемирный банк назначил как нейтрального эксперта, так и арбитражный суд в рамках двух отдельных процессов для урегулирования разногласий с Пакистаном по поводу индийских гидроэлектростанций Кишенганга и Ратле в Джамму и Кашмире. Индия утверждает, что арбитражные судебные разбирательства, которые начались через два дня после отправки ею своего уведомления Пакистану, противоречат ДВИ, поэтому она их бойкотирует. Всемирный банк, со своей стороны, признал, что «одновременное осуществление двух процессов создает практические и юридические проблемы».
План пересмотра условий Индии, направленный на то, чтобы запретить третьим сторонам вмешиваться в двусторонние споры в рамках ДВИ, скорее всего, является прямым ответом на эти события. Но, как хорошо известно Индии, Пакистан вряд ли согласится на переговоры. Это наводит на мысль, что недавнее уведомление Индии Пакистану всего лишь ее первый гамбит. Следующим шагом вполне может стать попытка заставить Пакистан прекратить долгосрочное спонсорство трансграничного терроризма.
Это напряжение длится не первый год. Шесть лет назад, после нападения базирующихся в Пакистане террористов на индийских военных в Джамму и Кашмире и гибели 19 военнослужащих, премьер-министр Индии Нарендра Моди заявил, что «кровь и вода не могут течь вместе». В некотором смысле его заявление отразило самую суть ДВИ, разработанного Индией именно для того, чтобы улучшить отношения с Пакистаном и избежать кровопролития на субконтиненте.
Когда в 1960 году был подписан ДВИ, отмечалась высокая китайско-индийская напряженность, поэтому Индия фактически попыталась обменять воду на мир со своим другим крупным соседом, Пакистаном. Договор, в соответствии с которым Индия удерживает менее 20% всех вод бассейна, является единственным международным водным соглашением, воплощающим доктрину ограниченного суверенитета — когда страна, расположенная выше по течению, соглашается отказаться от значительного использования речной системы в интересах своего партнера, расположенного ниже по течению.
Но сделка, видимо, лишь подогрела аппетит Пакистана к управляемому Индией региону Джамму и Кашмир, через который протекают три крупнейшие реки системы Инд. Через пять лет, в 1965 году, Пакистан неожиданно развязал войну – второй конфликт между двумя странами из-за статуса региона.
Все это время ДВИ гарантировал Пакистану огромную долю воды Джамму и Кашмира – главного природного ресурса региона. Это препятствовало экономическому развитию последнего, привело к хронической нехватке электроэнергии и вызвало недовольство населения на этой территории. И когда Индия попыталась справиться с энергетическим кризисом в регионе, построив речные гидроэлектростанции, которые разрешены договором по реке Инд и не приведут к существенному изменению трансграничных водных потоков, Пакистан сделал все возможное, чтобы заблокировать прогресс.
По иронии судьбы, пакистанские официальные лица и законодатели иногда выступали с собственными призывами пересмотреть ДВИ, а пакистанский сенат даже принял резолюцию 2016 года о «пересмотре» договора и «внесении новых положений», которые благоприятствовали Пакистану. Но такие действия, далекие от продвижения интересов Пакистана, просто напомнили индийской общественности, что во времена растущего дефицита водных ресурсов договор по реке Инд – тяжкая ноша для страны.
Безусловно, у Пакистана множество собственных проблем, связанных с водой. Возник глубокий разрыв между провинциями, расположенными ниже по течению, и провинцией Пенджаб (выше по течению), которая использует большую часть вод Инда в своей расточительной сельскохозяйственной практике. Отвод воды из Пенджаба, которому способствуют крупные поддерживаемые Китаем плотины в пакистанской части Кашмира, включая массивную плотину Диамер Бхаша, превращает дельту Инда в солончаковое болото, расширяя масштабы экологической катастрофы.
Но во всем этом нет вины ДВИ, защита которого явно отвечает интересам Пакистана. Однако Пакистан должен перестать сосредотачиваться только на своих правах по договору, пренебрегая при этом своими обязанностями. Это включает, в том числе, переосмысление использования терроризма в качестве инструмента государственной политики – тактики, которая противоречит духу ДВИ и угрожает вынудить Индию выйти из него одностороннем порядке.
Такие действия не привели бы к внезапному прекращению речного стока в Пакистан, поскольку Индии не хватает необходимой для этого гидроинфраструктуры, и она не планирует здесь ничего менять. Но это позволило бы Индии осуществлять разумные гидропроекты без плотинных водохранилищ, независимо от возражений Пакистана. Что еще более важно, это разорвало бы важнейшую дипломатическую нить между Индией и Пакистаном.
Для того, чтобы любой договор выжил, преимущества, которые он предоставляет всем сторонам, должны перевешивать обязанности, которые он налагает. ДВИ и близко не соответствует этому стандарту для Индии, которая до сих пор не получила от него никаких ощутимых выгод. То, что было названо «самым успешным в мире договором по водным ресурсам», принесло огромную пользу Пакистану, у которого есть мощный стимул отказаться от своего воинственного подхода и пойти на компромисс и сотрудничество, необходимые для спасения договора.
Copyright: Project Syndicate, 2023. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет