Украину ожидает жестокая война за раздел территорий?
В отличие от первого срока в Белом доме, Дональд Трамп, вторично избранный президентом США, явно собирается выполнить многие из предвыборных обещаний. Выдвинутые им кандидаты в новый кабинет (например, дружественная Кремлю Талси Габбард в качестве директора Национальной разведки, или любитель теорий заговора и борец с вакцинацией Роберт Кеннеди-младший в роли министра здравоохранения и социальных служб) подтверждают, что Трамп намерен вести кампанию выжженной земли против американских государственных учреждений и так называемых «внутренних врагов». Как следует из его победной речи, он также серьёзно настроен «прекратить войны», начиная с войны в Украине.
Трамп уже давно заявляет, что завершит войну в Украине в течение 24 часов после вступления в должность. Высказывалось много предположений, какое именно урегулирование имеет в виду Трамп, но во всех этих сценариях было одно общее: расчленение Украины. Если это должно стать ценой мира, тогда уместно вспомнить печальную историю территориальных разделов.
Мало какие исторические события вызывают столь же длительную вражду, но ещё меньше – приводили к такому же насилию. Три раздела Польши в конце XVIII века, наверное, являются самой близкой европейской параллелью к идеям Трампа по поводу Украины. Начиная с 1772 года, австрийская Габсбургская монархия, королевство Пруссия и Российская империя постепенно захватывали и аннексировали территории этой страны, фактически разделив польские земли между собой и стерев с карты мира когда-то крупнейшее сухопутное государство Европы.
Такое покорение вызвало неизбежное вооружённое сопротивление. Поляки регулярно устраивали партизанские кампании в течение всего срока оккупации, в том числе крупные восстания в 1831 и 1863 годах. Сопротивление продолжалось и в XX веке, когда перед Первой мировой войной Юзеф Пилсудский вёл кампанию за независимость, иногда прибегая к терактам. Враждебность к России сохраняется до сих пор, при этом Кремль должен ответить ещё и за сталинские репрессии против польского народа.
В свою очередь Франция десятилетиями питала ненависть к Германии из-за включения кайзером Вильгельмом I территорий Эльзаса и Лотарингии в состав новой Германской империи после Франко-прусской войны 1870-71 годов. Примирение между двумя странами началось только в 1950-х годах благодаря появлению Европейского объединения угля и стали (предшественника современного Евросоюза) и НАТО.
Британское решение разделить Ирландию, оставив в составе Соединенного Королевства северную провинцию Ольстер, спровоцировало гражданскую войну между тем, кто соглашался уступить Северную Ирландию (ими руководил Майкл Коллинз), и теми, кто отвергал любой договор, который не предоставлял независимость всей Ирландии. Эта свирепая война из-за мира длилась всего два года, но её наследием стал террор (католический и протестантский), который завершился лишь в 1998 году благодаря соглашению Страстной пятницы, заключённому при посредничестве США.
Впрочем, наиболее жестокие разделы наблюдались в Азии в XX веке. В 1932 году Японская империя выделила из состава Китайской Республики территорию Маньчжурии и создала там марионеточное государство Маньчжоу-Го. Безжалостное 13-летнее правление японской Квантунской армии (включая порабощение миллионов людей, извращённые медицинские эксперименты, массовые убийства меньшинств) стало своеобразной моделью для действий нацистов в Восточной Европе. Китайские обиды на жестокую японскую оккупацию настолько глубоки, что китайское руководство до сих пор напоминает о них, чтобы разжечь недовольство политикой современной демократической Японии.
По количеству убитых непосредственно из-за раздела территорий ничто не сравнится с событиями на Индийском субконтиненте в 1947 году после ухода британцев, когда появились Индия с индуистским большинством и Пакистан с мусульманским большинством. Этот раздел спровоцировал одну из крупнейших миграций в мировой истории с участием примерно 18 млн человек: мусульмане направлялись в Пакистан (тогда он включал современный Бангладеш), а индусы и сикхи – в Индию. Межрелигиозная агрессия, включая изнасилования, сожжения и массовые убийства, привела к смерти почти 3,4 млн человек.
За 77 лет, прошедших после раздела Британской Индии, между Индией и Пакистаном состоялись четыре войны, причём во время последней (Каргильская война 1999 года) обе страны уже обладали ядерным оружием. Никакого исторического сближения, подобного сближению Франции и Германии, пока что не предвидится.
Раздел Вьетнама в 1954 году (на северную зону под властью коммунистического Вьетминя и южную зону под управлением Республики Вьетнам) оказался столь же кровавым, дав старт двадцатилетней войне, которая унесла жизни трёх миллионов вьетнамцев. (Примечательно, что вьетнамцы, похоже, не питают особых обид на США за их роль в этой национальной трагедии, при этом Америка потеряла там 58 тысяч солдат, прежде чем вывести войска в 1975 году).
Наконец, есть ещё раздел Палестины в 1947-1948 годах – на независимое еврейское государство и независимое арабское государство. Это решение ООН вызвало десятилетия вражды, репрессий, терроризма и войн, которые продолжаются до сих пор. Достаточно взглянуть на руины в секторе Газа, чтобы увидеть ужасающие последствия этого раздела.
Итак, что может дать раздел Украины? С февраля 2022 года в своей борьбе за территориальную целостность украинцы демонстрируют храбрость и динамизм. И эти качества, несомненно, помогут им в восстановлении страны. Но учитывая масштабы понесённых человеческих и экономических потерь, им будет трудно смириться с идеей раздела. И это будет особенно трудно сделать из-за того, что президент России Владимир Путин не скрывает своего убеждения, что Украина – это не просто «соседняя страна». По его мнению, «современная Украина полностью создана Россией», и поэтому должна существовать только под российским зонтиком.
Украинцы понимают, что на любых будущих мирных переговорах их лучший шанс предотвратить дальнейшее вмешательство России обеспечат нерушимые международные гарантии безопасности, если уж не срочное вступление в НАТО. Трампу явно не нравятся нынешние обязательства США в сфере безопасности, однако, если он откажется предложить такие гарантии, это навредит даже самой России.
Путин пришёл к власти во время разрушительной войны и продолжительного восстания в российской республике Чечня; их частью были теракты чеченских сепаратистов в Москве и других российских городах. Украинцы пообещали устроить партизанскую войну против России ещё в 2022 году. Но если других вариантов не останется, тогда этот риск повысится. Трампу следует убедить Кремль в необходимости справедливых переговоров. В ином случае терроризм, характерный для периода после раздела территорий, может прийти в Россию, причём, возможно, даже в больших масштабах, чем когда-либо могли себе представить чеченцы.
Copyright: Project Syndicate, 2024. www.project-syndicate.org
2 Комментария
Нина Хрущёва профессор международных отношений в университете The New School, Кулеба Дмитрий стал сотрудником Гарвардского университета в Кембридже штат Массачусетс, США. Вот эти будут преподавать студентам, писать статьи и книги, искажая историю стран и мира в угоду США.
Кулебе 43 года, на фронт не пошел, пусть погибают простые украинцы.
Простые украинцы понимают,грош цена этим «нерушимым» международным гарантиям,когда появляется маньяк их нарушающий.