Уроки Января – власть готовится к подавлению возможных протестов - Exclusive
Поддержать

Уроки Января – власть готовится к подавлению возможных протестов

На днях государство закрепило за собой право разбираться с потенциальными протестами только силой. И именно на этом Акорда делает упор, забывая о гражданских правах казахстанцев и оставляя на потом их политические права. Как это будет конкретно, пока не ясно, но даже с нормативно-правовой точки зрения выглядит угнетающе. Как минимум.

Человек и закон

Минувшая неделя для президента страны стал плодотворной в плане подписания новых законов. Среди них ряд нормативно-правовых актов, касающиеся деятельности финансовых пирамид, поправки в Административный кодекс о деятельности омбудсмена, изменени по налогам и поступлениям в бюджет. Но наше внимание обратил на себя закон с длинным и настораживающим названием «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования порядка прохождения правоохранительной службы, повышения правовой и социальной защищенности и ответственности сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов и военнослужащих, межведомственной координации, самостоятельности органов внутренних дел, усиления ответственности за отдельные уголовные правонарушения и оборота оружия».

Даже поверхностное его изучение вызывает, как минимум, чувство тревоги если он (человек, а не закон), конечно, не видит в мирных протестах желание «раскачать лодку», а в самих протестующих – потенциальных мародеров и погромщиков. Забегая вперед, скажем, что там есть упоминания о гражданских правах и свободах, которые власти хотят защитить (ограничивая эти права и свободы – в период чрезвычайного положения и при чрезвычайной ситуации), но как-то не очень верится. Тем более, в законе особое место уделено безопасности «особо охраняемых лиц».

Но, прежде чем погрузиться в суть «дополнений и изменений», возникает другой вопрос: почему администрация президента вместе с законотворцами не озадачились другими насущными проблемами правового характера? Хотя бы теми, которые обещал сам Касым-Жомарт Кемелевич еще в марте – обновленными законами о выборах и политических партиях? Или о том, как «поставить на утрату» закон о елбасы, например? Ведь можно просто восстановить выборное законодательство в первозданном виде (конец 1995 года), а первого президента в лидера нации те же (или почти те же) депутаты превратили, вообще, за 18 минут.

УК в РК

А теперь к сути. Новый закон представляет из себя набор поправок в существующие нормативно-правовые акты. Начнем, пожалуй, с редактирования Уголовного кодекса. Если в целом, то «обновление» в основном сводится к ужесточению наказания, а также к расширению спектра деяний. Начинается (если идти по порядку) с неприкосновенности частной жизни и жизнь эта подразумевается, в основном, чиновничья. Причем, в качестве потерпевших теперь могут выступить и близкие родственники должностных лиц, а отягчающим обстоятельством может служить правонарушение «за служебную деятельность или мести за таковую». В том числе, если ты рассказал об этом человеке через Интернет.

Были некоторые уточнения по контрабанде, изготовлению и хищению оружия, в том числе газового и метательного – теперь под статью могут попасть даже «составные части» к ним. По оружию были поправки и в других законах, включая ограничения по возрасту приобретения некоторых их видов. Но вернемся к УК РК. Кроме редактирования действующих статей, появляются и некоторые новые. Например – о бездействии силовиков. Во-первых, это бездействие руководства правоохранительных или иных специальных государственных органов. Если ты ничего не сделал, чтобы предотвратить нападения на граждан их имущество, а также на охраняемых государственных лиц (они, как говорилось, постоянно упоминаются в поправках), то можешь легко получить до 7 лет. Вспомним действия, а точнее, бездействие многих руководителей областных управлений полиции и КНБ, а также бывшего министра обороны – теперь все они попадают под тяжкую статью. Появилась и отдельная статья «Бездействие по службе начальника» – там тоже до 7 лет

Во-вторых, рядовые тоже могут попасть за невыполнение приказа. В обычных условиях уклонение от службы в любом виде, в том числе через подлог документов или членовредительство можно получить 30 суток гауптвахты. В условиях ЧС, при массовых беспорядках или при охране больших чиновников (опять) – до шести, а при наступлении тяжких последствиях – до 10 лет лагерей.

В статье «Неповиновением властям» появилось уточнение «при массовых беспорядках» и срок увеличился до 3 лет, а если неоднократно или по предварительному сговору – до 5 лет. Существенные изменения коснулись и статьи «Применение насилия в отношении представителя власти». Теперь к этому деянию приравнивается и угроза таковая, причем, если это касается и родственников или близких представителя власти. Здесь тоже есть уточнения про «массовые беспорядки» и многое другое. Максимальный срок увеличен до 15 лет (раньше при всех отягчающих было «только» до 12-ти). Увеличено наказание с расширением списка обстоятельств (опять-таки при чрезвычайной ситуации) и по угрозам судьям и следователям – там, вообще, до 17 лет. Как нам видится, это в случае если кто-то пригрозить отправить «судью на мыло», посчитав его действия несправедливыми.

Интересное положение. Чрезвычайное

Это только изменения в Уголовный кодекс. В УПК ряд изменений, дополнений и уточнений касается разных видов оружия – в первую очередь, гражданского. Коротко говоря, перечень такового значительно сужается. Ко всему прочему, теперь, чтобы получить разрешение на приобретение оружия нужно еще пройти соответствующую подготовку. Также ужесточены правила хранения, продажи и перевозки любого вида оружия.

Поправками в закон о противодействии терроризму расширены полномочия комендантов местностей и оперативных штабов, а также еще что-то «по мелочи» и чисто формального характера. А вот закон о чрезвычайном положении дополнен конкретно. Например, введено понятие «кризисная ситуация», в том числе, в «социально-экономической сфере». По всей видимости, это норма разработана и введена наспех, а президент подмахнул ее не глядя. В общем, теперь при ее, ситуации, появлении могут быть введены «особые действия» по ряду нормативно-правовых документов, касающиеся финансовой и социальной части. Какие именно и что это за действия – не уточняется, но, судя по всему, ничего хорошего это не сулит. Также есть, казалось бы, успокаивающие упоминания о нарушении прав граждан, но дальше идет про угрозы безопасности и конституционному строю при «кризисной ситуации», после чего могут быть введены временные ограничения, вплоть до режима ЧП или ЧС. То есть, при нарушении гражданских прав в качестве лекарства нам ограничат и другие права. Клин клином, как говорится.

Президент ожидаемо наделяется дополнительными полномочиями, в том числе, утверждает «Правила» совместных действий центральных и местных органов власти и силовиков, включая Вооруженные Силы РК и другие воинские формирования. Именно – Правила, что вызывает некоторые сомнения в легитимности этого акта, который вряд ли можно назвать правовым (только нормативным, от силы). Но зато они вводятся «по ситуации», а если такая ситуация возникнет, то вряд ли кто-то может оспорить действия президента и пытаться доказать незаконность этих правил.

С войсками складывается противоречивая ситуация. С одной стороны, Минобороны, согласно поправкам, участвуют в предупреждении и ликвидации ЧС, вызванной провокацией со стороны сопредельных государств с целью ввязывания в вооруженный конфликт и нарушения территориальной целостности РК. Но был введен отдельный пункт (рванее это было описано в другой статье закона о ЧП), в котором подробно описывается действия вооруженных сил в условиях ЧС социального характера – кроме патрулирования и охраны важных объектов, перед войсками ставятся задачи по разъединению противоборствующих сторон и пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований. Кто может быть причислен к таковым, можно только догадываться. И вообще, на военнослужащих будут распространяться положения закона о Нацгвардии. Кстати, нацгвардейцы теперь могут использовать служебных собак.

Согласно другой норме, вооруженные силы могут применяться при режиме ЧП – при соответствующем обращении Госкомиссии к президенту страны, председателем которой становится министр внутренних дел. Ну или представитель какого-либо другого госоргана – на усмотрение того же президента. Добавились сюда и новые ограничения. Например, запрещение забастовок и прекращение деятельности отдельных юридических лиц – каких именно и в каких случаях, не указано. То есть, опять-таки появляется широкое поле для деятельности, с которой в условиях чрезвычайного положения никак не поспоришь, даже если захочешь.

Готов стрелять?

Поправки в Закон о правоохранительных органах по большей части, направлены на получение дополнительных льгот, в том числе, в случае гибели или получении увечья исполнении служебного долга. Понятно, почему. Надо же как-то заинтересовать потенциальных наемников. С набором на службу там тоже определенные изменения, но их подробно описывать – время не хватит. Кстати, а вы знали, что депутаты парламента (как судьи и некоторые другие государственные и политические служащие) имеют право на принятие в правоохранительные органы вне конкурса? Мы тоже не знали, но туда им и дорога.

Заслуживает внимание пункт, согласно которому нужно сообщать о смене гражданства не только своего, но и супруги-супруга. Впрочем, если внимательно вчитаться, то можно найти и другие интересные моменты. Как, например, то, что касается воспитательной части служивых. Там статья, которая в прежней редакции была представлена из двух формальных пунктов, разрослась до целой методички. Но мы приведем лишь одну цитату: «Психологическая работа направлена на поддержание психологической готовности личного состава на выполнение задач правоохранительного органа, в том числе в период военного и чрезвычайного положения, проведения антитеррористических операций».

Тут, как говорится, без комментариев. Впрочем, мы как-то особо не заметили комментариев со стороны общества (от властей не дождешься) нового закона. Только некоторые наши коллеги попытались как-то разобраться и рассказать читателям о новеллах. Но общество, похоже, еще не до конца осознало, что ему подкинули. Или, наоборот, осознало. Как бы то ни было, можно сделать вывод, что власти, вместо того, чтобы устранять потенциальную почву для протестов, решили действовать по-старому, но при этом учтя кровавый опыт января. По-своему, естественно…

Мирас Нурмуханбетов




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. […] В принципе, мы довольно подробно рассказывали об этих поправках, поэтому лишь напомним основные моменты. Во-первых, ужесточается наказание за неповиновение властям, а сама статья дополнилась «массовыми беспорядками». К слову, это словосочетание теперь добавили еще в ряд статей. Во-вторых, расширены полномочия Национальной гвардии в условиях чрезвычайного положения (читай, массовых беспорядках), вплоть до применения служебных собак и дронов. Было также регламентировано участие вооруженных сил РК в условиях чрезвычайного положения, что тоже не сулит ничего хорошего. С другой стороны, массу льгот и «пряников» получают сотрудники правоохранительных органов, а заодно с ними должна проводиться идеологическая работа – чтобы неукоснительно выполняли приказы. А вот тем, кто не захочет их выполнять (например, стрелять на поражение без предупреждения), грозит до 7 лет лишения свобода. Командиры и большие начальники также предупреждены нововведениями в УК РК – их легко могут осудить за медлительность и безынициативность. […]