«Усложни и заплати»: перевозчики обвинили Минфин в создании платного хаоса на границе
Министерство финансов РК оказалось под шквалом критики после публикации проекта о платной электронной очереди для пересечения границы: водители и логистические компании предупреждают, что новые правила бьют по отечественному бизнесу, усугубляют коррупцию и создают искусственный дефицит, сообщает Exclusive.kz.
На портале «Открытые НПА» пятый день подряд публикуются десятки возмущённых отзывов от представителей транспортной отрасли. Главный предмет критики — нововведение Минфина о депозите в размере 20 МРП (78 000 тенге) и штрафе в 100 МРП (393 000 тенге) за повторное бронирование очереди на границе.
«Почему гражданин Казахстана должен платить за проезд по своей родной земле?!» — возмущается Руслан Сафинов, один из комментаторов.
«Вы платите 1 МРП за слот, но он не гарантирует проезд. Машины всё равно стоят по 2-3 суток! А потом — плати ещё 100 МРП за новую бронь», — добавляет логистическая компания KAYRA Logistik.
По мнению перевозчиков, государство предлагает им платить за то, что не работает: сайты сбоят, слоты перехватывают боты, брони сгорают из-за того, что система не обновляет заявки. При этом, как утверждают пользователи, иностранные грузовики — особенно из Китая — проходят КПП вне очереди, в то время как казахстанцы теряют слоты, деньги и контракты.
«Мы спим с ноутбуками, чтобы поймать слот. Очередь купить — можно. Только неофициально, в Telegram. Это не система, это хаос», — говорит одна из перевозчиц, Сая Кенжетаева.
По данным самих водителей, до 39% броней не используется, но чаще всего — по объективным причинам: задержка груза, поломка, погода. Несмотря на это, проект предусматривает штраф 100 МРП уже с третьей отмены.
Многие требуют не только отменить депозит и штраф, но и провести очные слушания с реальными перевозчиками, а не только с ассоциациями. Министерство, по их мнению, не представило обоснований, почему именно 20 и 100 МРП, и не решает корень проблемы — техническую неработоспособность и уязвимость системы Cargo Ruksat.
«Инициатива вроде бы «от имени бизнеса», но покажите, кто из нас — настоящих перевозчиков — это поддержал? Мы этого не видели», — задаётся вопросом Гульмира Зайниева.
Водители утверждают: раньше было плохо, теперь стало дорого и плохо. Система электронной очереди, задуманная для прозрачности, обернулась цифровым барьером, где шанс на проезд продают за сотни тысяч тенге. Некоторые напрямую заявляют о коррупционных рисках, отсутствии наказаний за сбои и «левые» очереди.
«Сначала — 20 МРП депозит. Потом — 100 МРП за перебронь. Но слот всё равно сгорит, потому что система зависла, а ты крайний», — резюмирует один из водителей.
Также среди водителей звучит требование создать отдельную очередь для китайских машин и прекратить их пропуск без слотов, особенно на КПП «Бахты», где, по словам комментатор поправок, казахстанские ТС стоят сутками.
Что дальше?
На фоне растущего недовольства Минфин пока ограничился стандартными разъяснениями: «платежи вводятся для борьбы со спекуляциями» и «инициатива поддержана бизнес-сообществом». Однако волна протестных комментариев показывает, что реальный бизнес — массово против.
Казахстанцы требуют назвать, кто конкретно из бизнес-сообщества поддержал инициативу, и привести экономическое обоснование ставок в 20 и 100 МРП.
«Где ваши расчёты? Почему нет альтернатив — как в Европе, где очередь фиксируется по прибытии машины?» — пишет Сая Кенжетаева.
Как отмечает в комментарии одна из компаний:
«Граница — не способ заработать на своих гражданах. Это — критическая инфраструктура страны. И если вы хотите навести там порядок — начните с себя».
Обсуждение НПА «О внесении изменения в приказ заместителя премьер-министра — министра финансов РК от 25 мая 2023 года № 538 «Об определении размеров плат за пропуск через Государственную границу Республики Казахстан автомобильных транспортных средств, грузов и товаров, а также их прохождение по электронной очереди» продлится до 14 июля. Пока же документ лишь породил волну недоверия среди казахстанцев.
Агзам Абдрахманов
Фото: Gov.kz
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.