Уволит ли народ министра Мусина?
Бурное обсуждение качества и стоимости интернета на фоне высказываний министра цифрового развития Багдата Мусина и очередного повышения цен на связь привело к петиции с призывом отправить одного из самых молодых министров в отставку. Сам Мусин пока хранит молчание.
Во время прошедшей 25 июля стихийной «пресс-конференции» Багдат Мусин очень много говорил про интернет в стране. На фоне перманентных сбоев с доступом к сети министр утверждал обратное: призывал журналистов сравнивать «яблоки с яблоками» и опираться на аналитические исследования.
– В настоящее время мы 35 городов обогнали по качеству связи, и даже Токио! Не я этот рейтинг формировал, – заявил Мусин, выступая в кулуарах кабмина после общего заседания парламента. Но эти слова вызвали только возмущение пользователей.
Министр признал, что со связью существуют проблемы, рассказывая во время этой же «пресс-конференции», как в тот же день звонил с жалобой председателю правления «Казахтелеком» из-за обнаруженного им обрыва подключения к Kcell. Но все неполадки он постарался «загладить», утверждая, что технические сбои могут быть из-за того, что «у них ведутся работы по переключению с 4G и 3G на 5G». На вопрос о том, почему операторы об этом не предупреждают, министр ответил, что нужна законодательная поправка, которая бы обязала их объявлять о разрывах длительностью более пяти минут через СМИ.
Во время этой же «пресс-конференции» министр также попытался аккуратно «переложить вину» в сбоях на самих казахстанцев, призвав их экономить трафик.
– Понятно, что казахстанцы привыкли потреблять 15-20 гигабайт информации. Но давайте экономить. Давайте понимать, что мобильный интернет – он дорогой. Когда домой приходите, надо к wi-fi переключаться. Должна быть культура, культура экономии, – заявил он и затем сравнил интернет с водой, утверждая, что связь может деградировать от большого количества потребления.
Скандальному выступлению Мусина перед журналистами предшествовал разговор с Токаевым на совещании по поводу развития столицы, прошедшем 11 июля, после ее дня рождения. На нем президент напрямую сказал: «Стабильность интернета и сотовой связи в столице оставляет желать лучшего, что наносит серьезный ущерб экономике города и создает крайне негативное впечатление у его гостей». Токаев задал вопрос: «Что министр может сказать по этому поводу? В чем дело?». В ответ Мусин тогда заявил не про временные трудности из-за перехода с 4G и 3G на 5G, а про то, что виноваты «радиофобы» и дешевые тарифы.
– Мы проводили замеры мобильного интернета. 67 локаций нами определено, где реально пропадает связь полностью. В этих 67 локациях мы проводили с жителями работу. Там живут «радиофобы», которые боятся установки базовых станций на их жилых комплексах. <…> Вторая проблема – это дешевизна тарифов и то, что наши пользователи интернета постоянно «зависают» в интернете, и это несет высокую нагрузку. В Европе и Америке пользователь прежде, чем открыть какое-то видео подумает надо ему это или нет, потому что его мегабайты сжигаются и он, грубо говоря, теряет деньги, – сказал Мусин.
При этом, опубликованное Акордой видео было обрезано, но аким Астаны пообещал, что «60-70% до октября будут полностью обеспечены качественными услугами связи и интернетом, оставшиеся 30% жителей – члены инициативной группы, которые против установок базовых станций».
Позднее Мусин в публикации на своей странице Instagram пояснял, что его выступление было оборвано, поскольку это уже не первый разговор с президентом на данную тему. В тексте он также подчеркнул свою позицию о дешевизне тарифов, которая в опубликованной записи выступления подробно не была раскрыта.
– Хотел бы акцентировать внимание на стоимость связи. Мы в мире в топ-20, если не в топ-10, по дешевизне. Но, важно понимать, что дешевая связь – это риски для операторов. Это бизнес и, поэтому, для развития бизнеса, то есть строительства сети и улучшения качества, необходимы инвестиции. Инвестиции с дохода. Если доход низкий, нет инвестиций в развитие, то есть нет качества. Ну, и еще рост потребления трафика в стране, с развитием новых социальных сетей, вырос в разы. Что это значит? Это значит, что выросла и нагрузка на сети операторов. Но стоимость не росла пропорционально росту потребляемого трафика, – написал министр.
Уже спустя неделю после слов о дешевых тарифах, 18 июля, все операторы мобильной связи одновременно в одностороннем порядке объявили об увеличении цен. Свое решение они объяснили не словами министра, а инфляцией. При этом, рост по некоторым тарифам в действительности произошел в несколько раз, что никак не соотносится с инфляцией, и вместе с ростом цен у некоторых тарифов были ухудшены условия – например, отключения ранее гарантированных услуг (или «акций») с безлимитным доступом в социальные сети, мессенджеры и YouTube.
– Мы тоже ностальгируем по прежним ценам на продукты питания, ГСМ и недвижимость. Но мир меняется, и, чтобы продолжить предоставлять вам лучший сервис, нам необходимо меняться. Заверяем вас, что мы серьезно и ответственно относимся к повышению цен. Корректируем только те тарифные планы, которые значительно ниже среднего по рынку. Меняем их постепенно и оповещаем абонентов об изменениях за 30 дней, чтобы свести к минимуму влияние на наших клиентов, – заявлял Beeline.
– В связи с рядом факторов, включая экономическую ситуацию, мы вынуждены принять решение о небольшом изменении цен на тарифные планы. Изменения связаны с ростом обоснованных затрат на инфраструктуру, запуском и развитием новых технологий, нарушением глобальных логистических цепочек, инфляцией, повышением стоимости электроэнергии, высокой стоимостью частот для внедрения новой технологии и другими обстоятельствами, которые создали определенные вызовы, – утверждали принадлежащие «Казахтелекому» Tele2 и Altel.
Чиновники, включая самого Мусина, который своим заявлением фактически предоставил операторам спусковой крючок на повышение цен, новость об изменениях условий тарифов никак не комментировали. Вскоре, 21 июля, агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан сообщило по запросу издания BES.media, что они получили жалобы потребителей, на основе которых начали мониторинг цен и направили операторам свои запросы.
Агентство при этом подчеркивало, что «обоснованность повышения цен может установить только в ходе расследования при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства по установлению монопольно высокой цены».
Примерно в то же время стало известно, что АЗРК вышло с предложением о государственном регулировании цен на услуги сотовой связи до момента полной демонополизации рынка.
– Вследствие монополизации государством и высокой концентрации рынка, наблюдается снижение состязательности за клиента между операторами, увеличились жалобы на повышение цен, на навязывание потребителям невостребованных услуг, а также на качество услуг связи и интернета. За 2022 год и истекший период т.г. МЦРИАП было проведено 1492 проверок в отношении сотовых операторов по качеству услуг связи и выписано штрафов на сумму 3 млрд. 44 млн. тенге. В МЦРИАП с 2022 года по начало т.г. поступили более 350 жалоб касательно увеличения тарифов и подключения дополнительных услуг в одностороннем порядке. Кроме того, за аналогичный период в адрес Агентства поступило более 100 официальных жалоб граждан в части повышения тарифов. К примеру, в Агентство поступили жалобы на оператора Билайн, связанные с ростом цены на тарифный план «Яркий+» на 52,4%, на Теле2 по тарифному плану «Зазвони» (рост 100%), и др., – указывалось в описании проблемы предлагаемого консультативного документа регуляторной политики.
В том же НПА также было указано, что мобильные операторы подали совместный иск в СМЭС Астаны, чтобы отменить некоторые нормы правил оказания услуг связи, которые были приняты по инициативе агентства в рамках защиты прав потребителей. Тем не менее, публичное обсуждение инициативы АЗРК завершилось 28 июля, и на данный момент пока остается неизвестным получит ли она какое-либо продолжение.
Тем временем, заявления Мусина стали спусковым крючком не только для увеличения цен, но и для проявления активного недовольства казахстанцами. На фоне повышения тарифов и выступления со словами о Токио и необходимости экономии на казахстанской платформе Alash появилась петиция, в которой министра призывают уйти в отставку.
– Все имеющиеся казахстанские сотовые операторы разом подняли цены на свои тарифы, когда качество интернета остается на прежнем уровне. Если сравнивать доходы корпораций с 2021 и 2022 годом, то явно видно, что у них доход растет, тут можно сразу пресечь их отговорки касательно нехватки средств на развития цифровизации, включая цены на тарифы. Нет никакого четкого обоснования поднятия цен на тарифы интернет-связи, если только это не является лоббированием интересов. Считаю, что многие казахстанцы поддержат петицию об отставке Багдата Мусина, так как он не в силах удержать ценообразование на интернет-услуги, а даже наоборот находит способы их поднять, – пишет автор петиции Тамирлан Муратулы.
На момент написания данного материала обращение подписали более 36000 человек. Из них 18950 человек поддержали ее текст, 17050 – нажали кнопку «против». При этом вторая категория начала проявлять бурную активность лишь в последнее время, после появления новостей в СМИ о петиции и выступления бизнесмена Рамиля Мухоряпова, основателя Chocofamily Holding, в поддержку Мусина. Еще буквально 31 июля, как указывали казахстанские СМИ, голоса разделялись в значении 7858 за отставку и лишь 300 против.
С начала развития скандала прошла неделя, но министр до сих пор не комментировал позицию казахстанских граждан. Будучи ранее публичным в социальных сетях, он напрочь перестал проявлять в них какую-либо активность: в социальной сети Instagram последняя его публикация была лишь 15 июля, в его личном Telegram-канале – 12 июля.
25 июля во время своего выступления Мусин утверждал не только про обгон Токио, но и про то, что «мы находимся не на плохих позициях» среди стран, с которыми Казахстан одинаков по плотности населения (такие как Австралия и Аргентина). По этому поводу он пообещал выслать журналистам аналитику, в которой бы подтверждались его слова, но также до сих пор этого не сделал.
Лишь 3 августа пресс-служба министерства цифрового развития в коротком пресс-релизе с довольно невзрачным заголовком «Потребление интернета в Казахстане выросло в 3 раза с 2018 года» написала, что «министр цифрового развития Багдат Мусин провел совещание с председателями операторов сотовой связи, по итогам которого поручил предоставить план-мероприятий по улучшению качества Интернета», указав, что «поводом послужили многочисленные жалобы пользователей на скорость и качество сети», и анонсировала на эту тему совместный с операторами связи брифинг лишь на 11 августа – ровно месяц после выступления министра перед Токаевым.
Отметим, что Мусин (наравне с Токаевым) стоял в первых рядах инициативы по легализации петиций. В 2020 году министр сообщал, что официальный сайт казахстанских онлайн-петиций будет запущен в течение второго полугодия 2021 года – правда, по итогу этого до сих пор не произошло (более подробно данную тему Exclusive.kz разбирал в материале «Петиция как экстремальная форма голоса народа» в сентябре 2022). В декабре 2022 депутаты мажилиса одобрили законопроект по вопросам общественного контроля, который узаконит подачу гражданских петиций через специальный интернет-портал, а в июне этого года возглавляемое Мусиным министерство пообещало, что петиции, набравшие 2,5 тыс. голосов будут рассматривать на районном уровне, 5 тыс. – на областном, 50 тыс. – на правительственном. В связи с этим отсутствие каких-либо комментариев со стороны Мусина на петицию по поводу своей личности кажется довольно примечательным.
Тема развития качества интернета в целом является крайне важной с учетом того, что интернет стал базовой потребностью человека и важной составляющей экономики государства (Exclusive.kz упоминал это в материале «Оставит ли нас цифровая экономика без работы?» в апреле 2023). Мусин получает замечания по поводу отсутствия развития уже в течение нескольких лет. Премьер-министр Смаилов поручал ему решить данный вопрос в сентябре 2022 года, а в январе 2023 высказывал замечание из-за возмущений и жалоб от казахстанцев на низкое качество, указав, что «хорошее соединение иногда отсутствует даже в крупных городах». В текущем году по этому поводу был даже создан отдельный нацпроект «Доступный интернет», на реализацию которого до 2027 года потребуется 1,2 трлн. тенге (из которых 500 млрд. – госбюджет, остальные – средства операторов связи).
Тем временем, став в 2020 году министром, Мусин, будучи на тот момент самым молодым и заметным членом Кабмина, сам говорил, что операторов связи необходимо наказывать за слабый интернет, пересмотрев установленные требования по его качеству. Только с начала 2023 года мобильные операторы были оштрафованы на 614 млн. тенге. В то же время инвестиции в развитие, по словам самого же министра, операторы из год в год лишь снижают. На проблемы жалуются не только жители, но и госорганы – в мае-июне управление общественного развития Алматы пыталось добиться запрета на участие «Казахтелекома» в госзакупках (в итоге суд отказал). Но на рынке по-прежнему остается монополия, и это никак не способствует улучшению ситуации.
6 Комментариев
[…] Преобразования не затронули министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. Ранее, в конце июля-начале августа, казахстанцы бурно обсуждали качество интернета и повышения стоимости на фоне высказываний Багдата Мусина, после чего появилась петиция с призывом отправить министра в отставку. Exclusive.kz выпускал об этом материал «Уволит ли народ министра Мусина?». […]
[…] Напомним, в июле министр цифрового развития Багдат Мусин объяснял ставшие в последнее время частыми неполадки со связью тем, что технические сбои могут быть у операторов из-за того, что «ведутся работы по переключению с 4G и 3G на 5G», а также виной «радиофобов» и дешевых тарифов. На фоне высказываний министра все операторы мобильной связи одновременно в одностороннем порядке объявили об увеличении цен, а впоследствии появилась петиция с призывом отправить Мусина в отставку. Exclusive.kz подробно описывал случившееся в материале «Уволит ли народ министра Мусина?». […]
[…] Exclusive.kz подробно рассказывал о том, как бурное обсуждение качества и стоимости интернета в Казахстане на фоне высказываний министра цифрового развития и очередного повышения цен на связь привело к петиции с призывом отправить Мусина в отставку, в материале «Уволит ли народ министра Мусина?». […]
[…] Отметим, что Мусин был переназначен несмотря на массово поступившую в прошлому году критику со стороны жителей Казахстана из-за спорных высказываний и неспособности решить проблемы с мобильными операторами, о которой Exclusive.kz писал в августе в материале «Уволит ли народ министра Мусина?». […]
[…] описывал случившееся в августе 2023 в материале «Уволит ли народ министра Мусина?». Несмотря на недовольства граждан работой Багдата […]
[…] теперь глава нацкомпании «Казахтелеком» Багдат Мусин оправдывал сложившееся в стране качество интернета высоким […]