Узбекистан предлагает свои проекты для развития тюркского содружества - Exclusive
Поддержать

Узбекистан предлагает свои проекты для развития тюркского содружества

Ташкент активизирует работу по диверсификации торговых маршрутов в западном, восточном и южном направлении. Ключевая задача – не только получить доступ к открытым морям и перспективным рынкам, но и минимизировать транспортно-логистические издержки.

Международные санкции в отношении России, введенные после начала войны в Украине, затруднили работу Северного коридора, через который шел основной поток евразийского экспорта в Европу. Среди прочих государств, российским транзитом активно пользовался Китай, поэтому в разгар конфликта ему пришлось срочно переориентировать сухопутные перевозки на Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), пересекающий Центральную Азию. Такие перемены обернулись большим плюсом для Узбекистана, который расположен в сердцевине региона и имеет прямое транспортное сообщение со всеми центральноазиатскими республиками, а также с Афганистаном. Он смог интегрироваться в обновленную логистическую цепочку «Европа – Китай – Европа», создав предпосылки для кратного увеличения транзитных перевозок грузов. Уже в ближайшей перспективе их объем планируется довести до 22 миллионов тонн в год, использовав, в том числе кооперацию с тюркскими странами.

В 2019 году Узбекистан вступил в Организацию тюркских государств (ОТГ), где приоритетом стал вопрос создания и развития конкурентоспособных транспортных коридоров из Китая в Европу и Южную Азию, проходящих через территорию тюркских государств. По сути, речь идет о формировании единой транспортной оси с сопутствующими условиями для быстрого и безбарьерного перемещения грузов. На основе такого подхода была разработана и принята Программа ОТГ по взаимосвязанности в транспортной сфере, создан Транспортный координационный комитет, а также запущены механизмы регулярных встреч руководителей транспортных ведомств и глав железнодорожных администраций.

За последние годы при активном взаимодействии государств Центральной Азии, Южного Кавказа и Турции были запущены несколько транспортных маршрутов межрегионального значения.

В 2019 году Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Азербайджан и Грузия инициировали создание мультимодального коридора, связывающего Центральную Азию с Закавказьем. В 2020 году маршрут заработал. Тогда же стороны договорились о применении преференциальных тарифов, что укрепило жизнеспособность транспортной артерии.

Позже к проекту присоединилась Турция. Так появился комбинированный транспортный маршрут «Центральная Азия – Южный Кавказ – Анатолия» (CASCA+). Он стал частью международного транзитного направления «Страны Азиатско-Тихоокеанского региона – Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Европа». Этот концепт полностью отвечает запросам Ташкента на развитие и взаимовыгодное использование Транскавказского коридора, который служит воротами в Европу. По системе преференций GSP+ Узбекистан имеет возможность беспошлинно ввозить в еврозону более 6 тысяч товарных позиций, что способствует увеличению экспорта узбекской продукции, а вместе с ним грузопотока. В 2024 году объем международных перевозок грузов в Узбекистане составил порядка 60 млн тонн. Доля европейского направления в нем продолжает расти, что связано с неуклонным ростом взаимного товарооборота, который по итогам 2024 года достиг €6,4 млрд. Германия и Франция входят в десятку крупнейших торговых партнеров Узбекистана. Кроме того, укрепление коммерческих связей между Узбекистаном и ЕС позволило запустить маршрут «Центральная Азия – Южный Кавказ – Анатолия».

Ценным предназначеньем проекта CASCA+ является обеспечение государствам Центральной Азии доступа к обширному рынку Турции, которая поступательно расширяет свое экономическое присутствие в регионе. Анкара занимает лидирующие позиции во внешней торговле и инвестиционном портфеле Ташкента. В Узбекистане функционирует 1899 предприятия с участием турецкого капитала (третье место после Китая и России). Поставлена задача в кратчайшие сроки увеличить объемы двустороннего товарооборота до $5 млрд, а также реализовать новые инвестиционные проекты на $10 млрд. Для интенсификации двусторонней торговли планируется снизить таможенные тарифы в рамках Соглашения о преференциальной торговле. Эта мера подкрепляется тесной координацией между Узбекистаном и Турцией по устранению различного рода барьеров в сфере взаимных перевозок, включая оцифровку транспортных услуг. Страны уже внедрили электронную систему обмена бланками разрешений E-Permit и работают над совершенствованием процесса.

В совместной декларации по итогам второй министерской встречи трехстороннего формата сотрудничества между Узбекистаном, Азербайджаном и Турцией в январе 2025 года в Анкаре выражена общая воля развитию сотрудничества по облегчению транзитных потоков. Такая позиция коррелирует с развитием транспортного коридора CASCA+, который служит важным дополнением к ныне действующему и набирающему популярность Транскаспийскому маршруту, также известному как Средний коридор. В работе CASCA+ задействованы сразу три государства Центральноазиасткого региона – Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан. Он идет в обход Казахстана, что в большей степени обусловлено транзитными предпочтениями Ташкента, поскольку движение грузов по территории Туркменистана в направлении Каспийского моря занимает меньше времени, а соответственно обходится дешевле, нежели транзитом через Казахстан.

В декабре 2022 года по CASCA+ из Узбекистана в болгарский порт Бургас был отправлен первый контейнерный поезд. Протяженность маршрута – более 4 тысяч километров. Это оптимальное расстояние для отечественного перевозчика, который благодаря туркменскому транзиту экономит время и средства на транспортировку товаров. Эффект вполне масштабируем с учетом того, что ведется строительство железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». Очевидно, что данная транспортная артерия не замкнется на Центральной Азии, а будет продолжена до Каспия и на морской границе Азербайджана сменится Транскавказским коридором. Этот план впервые был обнародован и поддержан заинтересованными сторонами в 2022 году в ходе первого заседания диалогового формата «Узбекистан – Азербайджан – Турция» в Ташкенте.

В 2024 году предложено создать консорциум для координации маршрута CASCA+, что позволит проекту повысить институциональный уровень, а значит и конкурентный потенциал транзитных возможностей стран Центральной Азии, Южного Кавказа и Турции.

Вопрос увеличения торговых потоков из Центральной Азии в Европу через прикаспийские государства и Турцию постоянно фигурирует в повестке профильных мероприятий ОТГ. Осенью 2022 года в Ташкенте состоялась первая встреча руководителей железных дорог стран-членов ОТГ – Узбекистана, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и Турции. Принимающей стороной была отмечена динамика роста объема железнодорожных, в том числе контейнерных перевозок по тюркским странам, в чем исключительную роль сыграл международный мультимодальный маршрут «Страны АТР – Европа».

Участие в столь масштабном проекте позволяет Узбекистану выстроить транспортно-логистическую сеть экспортных и транзитных перевозок в обход России. Вдобавок страна получает наиболее быстрый и менее затратный способ доставки собственных товаров на мировые рынки. Организация сухопутного транзита из Восточной Азии в Европу по территории Кыргызстана и Узбекистана сокращает торговый путь между субконтинентами на 900 километров, а время доставки грузов на 7-8 дней. Такой эффект достигается за счет возможности очень быстро перевозить товары из КНР в Узбекистан с использованием сети кыргызских автодорог. Сейчас на это уходит всего 2 дня вместо 10 транзитом через Казахстан. Запуск железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан» еще больше ускорит процесс, что приведет к усилению позиций Ташкента и Бишкека в международном транзитном треке.

Проактивная политика Узбекистана по созданию альтернативных путей доставок товаров на Запад набирает темп. Появляется все больше новых торговых маршрутов, ориентированных на Европу с использованием транзитного потенциала как тюркских государств, так и сторонних акторов. Среди последних особо выделяется Иран, который географически очень близок к Центральной Азии и налаживает прочные коммуникации с регионом.

В 2022 году Ташкент и Стамбул запустили регулярный железнодорожный маршрут «Турция – Иран – Туркменистан – Узбекистан» протяженностью свыше4500 км. Это кратчайший наземный путь между двумя странами. Первый грузовой состав, укомплектованный 40 вагонами, прибыл из Измира в Ташкент 3 декабря 2022. Мономодальный характер нового коридора благоприятствует сокращению временных и финансовых затрат на транспортировку товаров, что повышает его рентабельность и создает задел для дальнейшего развития.

Кроме того, формируется мультимодальный коридор «Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция». Ранее между Тегераном и Бишкеком были достигнуты договоренности по организации взаимных перевозок через территорию Узбекистана и Туркменистана. Железнодорожный путь простирается от иранского порта Бендер-Аббас до города Ош вблизи кыргызско-узбекской границы. Продление маршрута до Турции станет для Кыргызстана дополнительной возможностью выхода на европейские рынки, что, безусловно, пойдет на благо экономики страны.

Итак, Узбекистан, будучи относительно молодым членом ОТГ, демонстрирует высокий уровень активности. В 2019 году под началом Ташкента был активирован новый мультимодальный маршрут из Центральной Азии в Европу через территорию Кыргызстана, Узбекистана и Туркменистана далее с выходом к морским рубежам Южного Кавказа. Вскоре инициатива вылилась в более масштабный транспортный проект CASCA+. Он стал частью межконтинентальной логистической цепи «Страны Азиатско-Тихоокеанского региона – Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Евросоюз», создав альтернативу Среднему коридору. Все это оказывает мультипликативный эффектна развитие транспортных связей и расширение транзитного потенциаластран-членов ОТГ, повышая авторитет Организации.

Наргиза Умарова

Старший научный сотрудник Института перспективных международных исследований УМЭД, аналитик ННУ «Bilim karvoni», Узбекистан




3 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. 🤔У Туркменского порта небольшая пропускная способность. Как заявляет Туркменистан, кто хочет пусть модернизирует его порт за свой счёт. Так что без Казахстана никуда 😏

  2. Громко сказано. Маршрут Китай-Кыргызстан-Узбекистан очень сложный, весьма затратный в силу гористой местности. О скорости доставки грузов можно забыть. Ибо в уклон и под уклон скорость значительно снижается. Опять же, горный маршрут потребует немало затрат на содержание путей. Опять же, эти факторы формируют немаленькую стоимость перевозок. И Опять же, и Кыргызстану и Узбекистану придётся влазить в кабалу Китая, ибо жд инфраструктура подразумевает наличие грузовых платформ, вагонов, цистерн, локомотивов, шпал, рельсов, стрелочных переводов, изуальных систем сигнализации, колёсных пар, колёсных тележек,и многого другого. В этом смысле, Казахстан более чем подготовлен, имея в стране железнодорожный кластер, производя все необходимое для жд инфраструктуры.