В честь маэстро: в Алматы теперь есть памятник Ермеку Серкебаеву
В Алматы открыли памятник певцу Ермеку Серкебаеву. Возможно, для нового поколения стоит пояснить: народному артисту СССР, «королю баритонов» – так называл его известный украинский оперный певец Дмитрий Гнатюк и «лучшему Фигаро Советского Союза» – а это уже слова другого знаменитого коллеги, Муслима Магомаева.
Понятно, что при таких вокальных и артистических данных, формальных и неформальных титулах и званиях Ермек Серкебаев много раз мог поменять как театр, где служил много лет – оперы и балета имени Абая, так и город Алматы – например, на Москву или Милан, куда его приглашали петь в Большой театр и Ла Скала.
– Но папа безумно любил Алматы, – сказал на открытии памятника сын певца Байгали Серкебаев, заслуженный деятель Республики Казахстан, один из основателей знаменитой группы «А-Студио». – Он никогда бы не променял этот город ни на один город земли, поэтому особенно радует, что памятник ему поставили именно здесь, в центре старого Алматы.
На фото: Байгали Серкебаев
«В центре старого Алматы» – это перед бывшим зданием «Казахконцерта» на Абылай хана, где сегодня «прописан» Казахский государственный академический оркестр народных инструментов имени Курмангазы. Оно было построено во второй половине 1950-х годов, когда в СССР вышло постановление об отмене архитектурных излишеств – это с одной стороны, а с другой – началось достаточно активное использование национальных мотивов. В итоге было построено эффектное солидное здание, которое и сегодня, в эпоху сверкающего стекла и металла, обращает на себя внимание. Теперь будет привлекать еще больше – благодаря памятнику Ермеку Серкебаеву.
Этот бронзовый монумент высотой 2,4 метра изготовлен из бронзы. Авторы – казахстанские скульпторы Айдос Буркитбаев, Тимур Ермухаметов, Акылбек Орманбеков и Куаныш Асылбай. Певец стоит, подняв руку, как во время исполнения песни или арии (а, может, обращаясь к слушателям?) около одного из своих любимых инструментов – рояля, и вся эта композиция расположена на необычном постаменте из гранита: это не сцена, не концертная площадка, а… несколько виниловых пластинок – еще один отсыл к эпохе, когда творил великий казахский баритон (к слову, его пластинки с ариями из опер, романсами, песнями и сегодня пользуются популярностью у меломанов).
– Куда бы я не выезжал на гастроли, допустим, в Большой театр в Москву, или в Киев, – поделился воспоминаниями на открытии памятника певец, народный артист СССР Алибек Днишев, – всегда все тогдашние корифеи – Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Дмитрий Гнатюк – спрашивали: «Как Ермек? Жив-здоров?». И я отвечал: «Ереке жив-здоров, поет, все нормально».
К этому списку знаменитых музыкантов, названных Алибеком Днишевым, стоит добавить еще два великих имени: когда молодой Ермек Серкебаев спел в Москве русскую народную песню «Не бушуйте, ветры буйные», его поздравили великие певцы Иван Семенович Козловский и Антонина Васильевна Нежданова. «Очень славно поешь, мой мальчик», – сказала великая певица казахстанскому исполнителю.
Ермек Бекмухамедович вообще нравился людям. Его по-настоящему любили, им восхищались. Хотя, конечно, хватало и завистников, которые пытались объяснить все успехи артиста его удачей и везением. И только родные и семья знали, что стояло за этим «везением».
…Он родился в 1926 году в Петропавловске – и, пожалуй, не стоит объяснять, что это были за годы для Казахстана. Голод 1920-х, а потом 1930-х годов, Вторая мировая война – семья Серкебаевых пережила их так же, как другие простые казахстанцы. Ермек Бекмухамедович не был сыном бая: его отец Бекмухамед Хусейинович был учителем казахского языка, редактором газеты «Кедей сози» в Петропавловске, одним из первых членов Союза писателей Казахстана и драматургом: спектакли по его произведениям ставились в Омске и Оренбурге. Музыкальные способности, как не раз говорил в интервью Ермек Серкебаев, достались ему от мамы – Зылихи Сабировны, она тоже была учителем, а еще – прекрасно пела.
В 1937 году семья переехала из Кокшетау (тогда – Кокчетав) в Алма-Ату, где Ермек Серкебаев в начале 1940-х поступит в музыкальное училище имени Чайковского, но не вокальное отделение, а на скрипичное. Через много лет эту его мечту о скрипке осуществит его племянница Жамиля, дочь младшего брата, дирижера Мурата Серкебаева: она станет известной исполнительницей.
Консерваторию имени Курмангазы Ермек Серкебаев закончит уже как певец, и в конце 1940-х станет солистом Казахского театра оперы и балета имени Абая, где исполнит многие знаменитые партии в казахских, русских, итальянских и других операх.
И была в его жизни и карьере еще одна составляющая – это кино. «Ангел в тюбетейке», «Встречи на Медео», и, конечно, знаменитый «Наш милый доктор» с не менее знаменитой песней «Надо мной небо синее» Александра Зацепина, которая не только стала «визитной карточкой» Ермека Серкебаева, но и немало способствовала популярности композитора.
Как вспоминал позже в интервью Александр Зацепин: «Я работал музыкальным оформителем на Алма-Атинской киностудии. Тогда же мне дали написать песню для какого-то киножурнала, потом для короткометражного фильма «Наш милый доктор» – песню «Надо мной небо синее, облака лебединые». Народный артист СССР Ермек Серкебаев спел ее – и песня стала популярной, часто звучала по радио. Леонид Гайдай знал ее». Знал – и позвал на ставший в будущем культовым фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
Это далеко не единственный пример, когда Ермек Серкебаев, иногда даже сам о том не зная, помог осуществиться планам и мечтам коллег-музыкантов, и просто помог людям.
Как сказал на открытии памятника Байгали Серкебаев: «Моего папу очень любил народ и мой папа очень любил народ».
…16 января, когда открывали монумент, над Алматы было не пасмурное, а очень синее небо – иначе и не могло быть. Ведь это памятник Ермеку Серкебаеву.
Комментариев пока нет