В чьих интересах создают дефицит нефтепродуктов в Казахстане?
В Казахстане в этом году все три крупных нефтеперерабатывающих завода остановятся на плановый ремонт, а значит – сократится производство нефтепродуктов. И это на фоне растущего спроса на топливо и его нелегального вывоза из страны.
Похоже, начиная с весны нас ждут проблемы с нехваткой ГСМ. К августу мы можем увидеть, как цены на бензин и дизтопливо резко пойдут вверх. Правительство может попытаться решить проблему с нехваткой топлива с помощью увеличения импорта российских нефтепродуктов. Россия будет искать новые рынки сбыта своей продукции после ценовых ограничений, введенных в Евросоюзе.
Министр энергетики Болат Акчулаков в феврале сообщил, что в этом году объем производства нефтепродуктов прогнозируется на уровне 13,4 млн тонн. Снижение объемов даже на 2% или 300 тыс. тонн может вызвать нехватку топлива в стране. В прошлом году из-за роста потребления было произведено 13,7 млн тонн нефтепродуктов – на целых 1 млн тонн больше, чем годом ранее. Рекордное количество бензина и дизельного топлива было достигнуто благодаря переносу капремонта Шымкентского НПЗ на 2023 год.
На короткое время
Последние 6 лет в стране наблюдается постоянный рост потребления транспортного топлива (за исключение пандемийного 2020 года). Если в 2017 году потребление бензина составляло более 4,1 млн тонн, то в 2022 году этот показатель превысил 4,9 млн тонн – рост на 19%. При этом производство этого продукта внутри страны за указанный период выросло почти на 70% – с более чем 2,9 млн тонн до свыше 5 млн тонн в год.
Потребление дизтоплива в 2017-2022 годы увеличилось на 18,1% – с 4,7 млн тонн до 5,5 млн тонн. Тогда как внутреннее производство дизеля выросло на 32,5% – с почти 4 млн тонн до 5,3 млн тонн.
Рост производства был достигнут благодаря модернизации казахстанских НПЗ, закончившейся в 2018 году. К этому времени у Казахстана был даже профицит в объеме примерно 500 тыс. тонн светлых нефтепродуктов, которые она могла бы даже экспортировать.
Однако такое положение продлилось не долго. Если по бензину страна сейчас (пока) покрывает свой внутренний спрос за счет собственного производства, то по дизтопливу вынужден уже полагаться на импорт. Ежегодно республика договаривается с Россией о возможном импорте около 500 тыс. тонн этого нефтепродукта. В прошлом году в период осеннего урожая из-за нехватки собственной продукции республика завезла 100 тыс. российского дизтоплива. В 2021 году, как заявил в январе мажилисмен Серик Ерубаев, республика для покрытия дефицита импортировала более 450 тысяч тонн дизтоплива, то есть около 10% своих потребностей. В этом году могут этом импорт может вырасти до 700 тыс. тонн.
Практически, Казахстан снова становится зависимым от импортных нефтепродуктов. При том, что на реконструкцию трех НПЗ в течение 2006-2018 годов было потрачено свыше $6,3 млрд: Атырауский – $3,6 млрд, Шымкентский – 1,85 млрд, Павлодарский – $895,5 млн.
Расширить возможности
Чтобы увеличить выпуск продукции, правительство планирует модернизировать производство на двух заводах. Мощности Шымкентского НПЗ планируется увеличить сразу на 3 млн тонн. Сейчас пропускная способность завода составляет 6 млн тонн. К 2029 году его хотят расширить до 9 млн тонн в год. При этом, как отмечает Болат Акчулаков, завод имеет территорию и сконструирован так, что его можно расширить до 12 млн тонн. ШНПЗ – самый молодой из ныне действующих заводов страны. Он введен в эксплуатацию в 1985 году.
Также власти рассчитывают, что в течение 2023-2025 годов при помощи модернизации части оборудования будет увеличено производство на Павлодарском нефтехимическом заводе (ПНХЗ) – с 5,4 млн тонн до 6 млн тонн. Завод был введен в эксплуатацию в 1978 году.
Вместе с тем, остается открытым вопрос с обеспечением сырьем этих двух заводов. АНПЗ, расположенный нефтедобывающей Атыруаской области, получает сырье с казахстанских месторождений. Заводы в Павлодаре и Шымкенте строились для переработки нефти, поставляемой по трубопроводу из Западной Сибири России. После распада СССР, по мере увеличения внутренней добычи, Шымкентский стал использовать преимущественно нефть, добываемую в Кызыординской и Актюбинской областях. Однако, добыча в этих регионах стремительно падает. За последние десять лет объем добычи нефти в Кызылординской области снизился с 11 млн до 4 млн тонн, в Актюбинской – с 8 млн до 5 млн тонн в год. Запасы месторождений истощаются и нужно применять специальные технологии, чтобы нарастить добычу или хотя бы поддерживать на существующем уровне. Чтобы полностью обеспечивать сырьем НПЗ в Шымкенте, придется увеличивать поставки нефти с месторождений Атырауской области. Тогда нужно будет расширять еще и пропускную способность нефтепроводов.
Непростая ситуация и на ПНХЗ. Завод и сейчас перерабатывает главным образом российскую сырую нефть. Поставки сырой нефти осуществляются по обменно-транзитной схеме с «Роснефтью». Стороны договорились, что РФ будет поставлять на ПНХЗ часть своей нефти, идущей через территорию Казахстана по нефтепроводу в Китай, а взамен казахстанские компании будут поставлять свое сырье в КНР. При этом казахстанские производители несут расходы на транспортировку до Павлодара.
В отличие от Шымкентского и Павлодарского заводов, АНПЗ находится в более благоприятной ситуации, так как расположен вблизи основного добывающего региона Казахстана. Но добыча на более старых активах национальной компании «КазМунайГаз» (КМГ) в регионе также снижается, а операторы Тенгиза, Кашагана и Карачаганака не горят желанием поставлять нефть на местные НПЗ, если она не будет оплачиваться по конкурентной цене. Эксперты полагают, что цена на нефть на внутреннем рынке должна находиться на уровне экспортного паритета. То есть это цена на международном рынке за вычетом стоимости транспортировки по морю, по трубопроводу и других транспортных расходов, а также экспортных пошлин. В Казахстане же до недавнего времени платили примерно 30-40% от мировой цены или в среднем 110 тыс. тенге за тонну нефти. А с этого года цены, возможно, будут еще ниже.
Реформы ради?
Агентство по защите и развитию конкуренции недавно сообщило, что закупочная цена нефти КМГ снижена со 100 до 70 тыс. тенге за тонну. При этом в январе на 27% увеличена стоимость переработки. Увеличилось число жалоб на отказы в реализации нефтепродуктов.
Глава агентства Марат Омаров считает, что усиление государственного присутствия на рынке в лице КМГ, который приобрел частную долю в компании «Petrosun», помимо монополизации, означает экономически неэффективное управление рынком.
По его словам, несмотря на смену формы собственности у основного поставщика нефти (давальца), практика приобретения нефти у независимых недропользователей по заниженным ценам сохраняется, что ставит под угрозу 20% частного рынка.
В среднем на долю КМГ и Petrosun приходится около 80% рынка нефтепродуктов. Нацкомпания контролирует три крупных НПЗ Казахстана: Атырауский – на 99,53%, Павлодарский – 100%, Шымкентский – 49,72% (оставшаяся часть у китайской CNPC).
Ранее нефтяные компании выступили против инициативы минэнерго по созданию на внутреннем рынке единого оператора для реализации сырой нефти. По их данным, КМГ и Petrosun могут стать единственными поставщиками давальческой нефти на казахстанские НПЗ. Они уверены, что инициатива приведет к монополизации закупок нефти, к снижению цен на сырье и финансовым потерям для участников рынка.
Бизнес просит повторно рассмотреть вопрос и законодательно запретить монополию на покупку нефти и реализацию нефтепродуктов со стороны КМГ, Petrosun, НПЗ и разрешить независимым компаниям переработку собственной нефти самим либо через собственные дочерние структуры.
После прошлогодних январских событий власти объявили о грядущих реформах в топливно-энергетической сфере. На внутреннем рынке предполагается создать условия, при которых исчезнут посредники, которые ничего не производят, но сильно завышают стоимость нефтепродуктов. Таких посредников в прошлом году было около 30.
Правительство не разглашает точных данных о том, сколько компаний добывает нефть в республике. В 2019 году их было около 100. При этом почти 90% всей добычи приходится на 10 крупных предприятий, большинство из которых с иностранным участием. Иностранцы, за исключением китайцев, всю добытую нефть экспортируют.
То есть на внутренний рынок поставляют нефть мелкие нефтекомпании, а также предприятия, контролируемые CNPC, и КМГ, которая отгружает частично свою нефть, частично – нефть, скупаемую у других недропользователей.
Помимо трех крупных НПЗ, принимают и перерабатывают нефть около 30 мини-НПЗ мощностью переработки до 1 млн тонн в год, которые выпускают в основном темные нефтепродукты, такие как мазут. Чтобы получить востребованные бензин и дизтопливо нефть надо сдавать в три крупные НПЗ.
Чтобы исключить посредников правительство вводит норму, согласно которому сырье на НПЗ сможет поставлять только сама нефтедобывающая компания или ее дочернее предприятие с долей не менее 50%. Логика понятная – чтобы посредники не увеличивали конечную стоимость. Но это делает монополистом КМГ и не увеличивает объем выпускаемых в стране нефтепродуктов. Но если даже производство вырастет, как быть с нелегальным и транзитным вывозом ГСМ? По некоторым данным, в 2022 году в день в среднем в республику заезжало около 4,4 тыс. единиц грузового транспорта, которые, конечно же, предпочитают заправляться в Казахстане из-за того, что у нас цены ниже, чем в соседних странах.
Согласно данным GlobalPetrolPrices, 6 февраля стоимость литра дизтоплива в Казахстане составляла 240,8 тенге, в Кыргызстане – 393,6 тенге, России – 369,7 тенге, Узбекистане – 507,3 тенге. Нужно отметить, что все выше перечисленные страны, за исключением Узбекистана, входят в ЕАЭС.
Узбекистан не имеет достаточных нефтяных ресурсов, чтобы обеспечить внутреннее производство и спрос на топливо, поэтому вынуждена импортировать, как нефть, так и нефтепродукты. Но вот в Туркменистане и Азербайджане, которые имеют свою нефть и НПЗ, и не входят в ЕАЭС, цены на дизтопливо ниже, чем в Казахстане. Они составляют 175,759 тенге и 214,6 тенге за 1 литр, соответственно.
Во благо ЕАЭС (России)
C 1 января 2025 года в силу должны вступить условия международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.
Формирование общих рынков включают в себя разработку и подписание этого договора, а также трех видов правил, которые должны быть разработаны в 2023 году по данным минэнерго Казахстана. В частности, должны быть приняты Единые правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, Правила торговли нефтью и нефтепродуктами на общих рынках нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, а также Правила проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами.
Общий рынок в ЕАЭС, помимо всего прочего, предполагает выравнивание цен на нефтепродукты в странах союза.
Эксперты полагают, что так как экономика России, как в плане производства, так и производства, больше, чем у остальных участников Союза, то и цены на нефть и нефтепродукты будут ориентированы на российские. Практически, это означает, что РФ, которая в год производит 272 млн тонн нефтепродуктов или почти в 20 раз больше, чем Казахстан, будет диктовать свои условия на этом рынке.
К тому же с 5 февраля в Евросоюзе и Великобритании вступил в силу запрет на импорт российских нефтепродуктов, а также запрет на их морские перевозки. Исключение на перевозку можно сделать, если нефтепродукты продаются по установленному потолку цены: для бензина и дизтоплива – $100 за баррель, для мазута – $45 за баррель.
То есть Россия сможет продавать свое дизтопливо в ЕС в среднем за $0,6 за 1 литр. Это чуть выше, чем в Казахстане, но ниже, чем в самой России, Кыргызстане и Узбекистане.
Европа импортировала в прошлом году из России около 60 млн тонн дизтоплива. Теперь ее надо куда-то девать. В Индию и Китай (как нефть) не отправишь, потому что они сами экспортеры этого вида топлива.
Возможно, как и в случае с природным газом, РФ захочет часть выпавшего экспорта направить в Казахстан и страны Центральной Азии. И тут дефицит нефтепродуктов у нас в стране, остановка трех крупных НПЗ на капремонт, как нельзя кстати. Плохо, что цены на топливо вырастут.
Комментариев пока нет