В детской лудомании виноваты родители? - Exclusive
Поддержать

В детской лудомании виноваты родители?

Подростки Казахстана все глубже погружаются в виртуальный мир онлайн-игр, теряя связь с реальностью и рискуя своим психическим здоровьем и социальным развитием. Кто виноват в развитии детской лудомании – сами дети, родители, школа или власти? И как можно решить эту проблему? Exclusive.kz приводит мнения специалистов.

На распутье одиночества и ненужности

– По данным Министерства здравоохранения Казахстана предполагаемое количество детей и молодежи, которая имеет проблему игровой зависимости, в нашей стране составляет более 36 тысяч человек, – говорит руководитель Института семьи Казахстана и Центральной Азии Эльмира Алиева. – Министерство туризма и спорта предоставляет другую цифру – лудоманией страдает до 450 тысяч человек. К сожалению, мы не обладаем точными данными о поставленных на учет людей, которые имеют эту проблему. Известно лишь, что на июнь 2024 года в государственных медицинских учреждениях официально прошли лечение 19 человек с данным диагнозом.

По словам специалиста, проблема с каждым годом растет. Каждый взрослый человек в силу жизненных обстоятельств занят своей работой и решением материальных проблем, оставляя минимальное количество времени на искреннее общение со своими детьми и близкими. Забота взрослых выражается в стремлении обеспечить безопасность и комфорт своей семье, однако не всегда хватает время быть эмоционально включенным в жизнь своего ребенка. Оставаясь на распутье одиночества и ненужности, они видят выход только в виртуальном мире.

– Сегодня практически каждый ребенок имеет у себя гаджет, чтобы выйти в интернет, социальные сети, где видит массу привлекательных картинок, – делится Эльмира. – На той стороне экрана его ждет многомиллиардная империя, которая всячески старается сохранить внимание ребенка в виртуальном мире. Психологическое развитие ребенка, который с раннего возраста попадает в виртуальный мир, меняется. Реальное и виртуальное пространство для него сливаются воедино, что ведет к опасным последствиям.

Вместе с тем, по словам специалиста, когнитивные факторы каждого человека, который с раннего детства попадает под виртуальное воздействие, регрессируют, тормозится развития его личностных качеств. Он лишается возможности общаться комфортно, открыто, получать радость от взаимодействия с другими людьми. Это может привести и к преступлениям, свидетелями одного из которых мы стали совсем недавно. Геймер из Астаны в аффективном состоянии расправился с членами своей семьи, зарезав двоюродного брата и покалечив трех родственниц. Конфликт произошел из-за мобильной игры, в которую играл 21 парень.

По мнению руководителя программы по работе с игровой зависимостью в Казахстане Александра Рущука, игровая зависимость – следствие того, что человек не удовлетворен своей жизнью.

– Прежде всего, причина в том, что в отношениях между людьми не хватает близости, – уверен Рущук. – Мы перестали интересоваться жизнью друг друга, нет контакта душ, контакта личностей. Также наблюдается отсутствует коммуникативных навыков, в том числе критического мышления. Это те навыки, которые помогают удовлетворять потребности и желания. Мешают стыд, страх, вина. Подростки избавляются от них с помощью девиантного поведения и любых форм зависимости. У меня большое количество клиентов из КНБ, МВД, акиматов. Это говорит о том, что в игровую зависимость попадают люди с высшим образованием, из приличных семей, с хорошим достатком.

Профилактика игромании в Казахстане, по мнению Рущука, проводится крайне неверно.

– Недостаточно просто говорить, что вредно, что полезно и приводить примеры. Необходимо дать возможность приобретать полезные навыки, где люди могут адаптироваться к качественной жизни. И этого не достигнуть одной встречей и одним диалогом с психологом. Более того, у нас нет органа, который бы курировал профилактику.

Профессор кафедры коммуникативных навыков в работе Казахского национального медицинского университета имени Асфендиярова Фатима Багиярова считает, что постоянное погружение в виртуальную реальность значительно подрывает здоровье детей.

– Прежде всего нарушается функция мозга ребенка, сокращается количество серого вещества, – рассказывает врач. – Человеку становится трудно приниматься решения, контролировать и осознавать свои действия. Игра становится тем источником, который приносит ощущение жизни. Дофамин выделяется, когда человек получает удовольствие и вознаграждение, похвалу. Это шикарный нейромедиатор, который дает нам большое удовольствие от жизни. Когда человек начинает играть, то получает дофамин в большом количестве. И мозг приходит к выводу: зачем ему искать его в реальной жизни? Параллельно с дофамином серотонин начинает истощаться и вырабатывается у человека только при стимулировании мозга какими-то раздражителями. В итоге вырабатывать серотонин с мелатонином помогают только свето-импульсы экрана. Отсюда появляются раздражительность, тревога и депрессия. Это обычное состояние игромана, которые в данный момент не играет. Нейромедиаторы, которые помогают нам наслаждаться жизнью, начинают истощаться. И говорить пациенту: «Брось, найди силы в себе покончить с вредной привычкой», – мягко говоря, не серьезно. Просто потому что он просто физически не в состоянии это сделать.

Когда нужно бить тревогу

Педагог-психолог общеобразовательной школы № 4 Кокшетау, магистр педагогических наук Ирина Терентьева считает, что, если во время еды ребенок не может оторваться от гаджета, держит смартфон, даже когда идет, не расстается с ним во время отдыха, постоянно боится пропустить что-то важное в ленте новостей, это может говорить о развитии зависимости.

В то же время Ирина Терентьева уверена, что все проблемы зависимости детей идут от взрослых, которые практикуют в своей жизни двойные стандарты.

– Сегодня школа, как и все процессы образования, полностью погружены в процессы цифровизации, – говорит Ирина. – Информационные технологии присутствуют практически на каждом уроке. Это интерактивные доски, панели, платформы, электронный дневник… Получается, происходит полная легализация технических средств за исключением телефона. Телефон в руках детей вызывает у педагогов только отрицательные эмоции. Считаю, что телефон надо легализовать и реабилитировать, дав ему достойную оценку как учебному инструменту. Сегодня мы считаем, что телефон у взрослого человека – рабочий инструмент, а у детей он воспринимается как развлечение. При этом взрослые не выпускают гаджет из рук, постоянно транслируя детям свою зависимость от него. Но мы должны четко понимать, что дети сначала копируют поведение взрослых, а уже потом слушают их наставления.

Второе противоречие, по словам Ирины, в том, как сейчас используется дистанционное обучение. Так, ученик с 7 до 17 лет должен находиться в телефоне порядка 5-6 часов, но, как утверждают специалисты, дети не должны сидеть в смартфоне дольше полутора часов.

Еще одно противоречие — телефон необходим для ребенка как средство коммуникации с родителями.

– Но тревожные родители звонят и пишут своим детям непрерывно, не давая им возможности стопроцентно погрузиться в обучаемую социальную среду, – продолжает Терентьева. – Так как взрослые не умеют рационально относится к коммуникациям в социальных сетях, постоянно находятся в каких-то рабочих контактах, это вызывает напряжения и требует разрядки. Самая простая разрядка – найти в телефоне игру или какое-то развлечение. Получается замкнутый круг – чем больше общаемся, тем больше напряжение и сильнее потребность в разрядке.

Какой же выход из этой ситуации? Прежде всего, по мнению психолога, взрослым людям стоит начать говорить о рациональном использовании коммуникаций в социальных сетях. Чтобы понять, насколько дети зависимы от гаджетов и виртуальных игр, требуется разработать диагностические экспресс-методики зависимого поведения, которые бы могли применяться в образовании. Нужны широкие просветительские программы для взрослых по вопросам психологического здоровья, в том числе и профилактики зависимого поведения в любой аудитории, где она организована. Школа может научить планировать и самоорганизовываться как детей, так и взрослых, проводя для этого совместные встречи и классные часы.

Хорошей новостью можно считать, что сейчас уровень психиатрической помощи в Казахстане изменился, уровень психиатров, психотерапевтов, психологов вырос. Есть клинический протокол диагностики и лечения патологического влечения к азартным играм, одобренный Минздравом РК, который вышел в 2023 году. Любой казахстанский психолог может им пользоваться. В Алматы открыт центр психического здоровья с шикарным зимним садом, там есть театр для подростков и детей, кулинарная школа. Тем не менее, пока наши граждане предпочитают проходить лечение неофициально. В Казахстане порядка 10 -11 частных клиник в РК, где лечение от лудомании стоит порядка 500 тысяч тенге в месяц. В них прошли лечение 8,5 тысяч наших сограждан.

Анна Ямпольская




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *