В Голливуде кризис, а казахам нужен свой кино-манифест - Exclusive
Поддержать

В Голливуде кризис, а казахам нужен свой кино-манифест

Многие удивятся, но лидер мировой киноиндустрии Голливуд оказался в глубоком кризисе. У них всё в порядке с актерами и кинотехникой. Спецэффекты зашкаливают. Но киноиндустрия на своих самых высокотехнологических оборотах выдает красивую пустоту. Нет сюжетной новизны и просто пустота в фабульно-фактурной картине нового мира.

Кризис Голливуда

Сюжетный и фабульно-фактурный кризис не удивителен. Литературная наука ограничивает драматические произведения всего лишь 12-36 сюжетами мировой литературы и 36 типами классифицированных драматических личностей. Именно к таким выводам пришел в своём научном исследовании Жорж Польти, также написавший психологическую «Теорию темпераментов». Столько же стандартных драматических сюжетов выделил и выдающийся итальянский драматург Карло Гоцци (этот список не обнаружен). И хотя сам Фридрих Шиллер пытался опровергнуть Гоцци, но он не смог найти большее количество различных сюжетных типов.

И вот эта сюжетная ограниченность стала одной из причин застоя. И хотя в конце 19 века сам основатель сюжетной классификации Жорж Польти сказал, что существует «около 10 000 сценариев, абсолютно не похожих на те, которые повторяются на сцене вот уже 50 лет», но Голливуд встал.

Американские темы исчерпаны. Тема добрых ковбоев и злых индейцев, а потом и наоборот про добрых индейцев и злых алкоголиков-ковбоев сошла на нет. Их заменили мастера кунфу. Даже когда фильмы пролетели через дальний космос, то впереди опять оказалась сюжетная и фактурная пустота.

Тут пригодился Древний Мир с сюжетными древностями Греции и Рима. Мы увидели «Гладиатора», «Александра», фантасмагорию под видом «300 спартанцев», эпическую «Трою», а Рим прокатился по экранам сериалами. И это оказалось всё. Нет больше величественных сюжетов.

Затем кинопрокату временно помогли фэнтэзи про волшебников, динозавров и прочих драконов. Однако выдохлась и эта тема, фентэзи стали рассматриваться как вариант детских мультиков. Следующий успех выпал на правдоподобные кино-легенды о викингах и фильмы о судьбах людей во Второй Мировой войне. Затем настал час экзотических тем – по экранам прокатились фильмы об Африке и Азии, но они были скорее приключенческие, нежели исторические. И опять всё замерло.

«Кыз-Жибек» – наша национальная культура и наша Душа!

Казах-фильм тоже в кризисе. А собственно говоря, когда он не был в кризисе? Провинциальная студия была создана на потребу идеологической пропаганды. Да, были великолепные фильмы: «Конец атамана» и другие. Но как это всё было провинциально даже для советского кино, не говоря о мировой премьере. Поэтому, говоря о временах небывалого расцвета нашего советского кино, скажите, с каким фильмом мы могли бы претендовать на «Оскар»?!

Но казахское кино существует и само по себе это чудо! Более того, оно живет и сравнительно недавно подарило нам фильм Ахана Сатаева «Томирис». Ставлю большой плюс команде, которая по максимуму сохранило историзм и в духе времени создала исторический экшн.

А что было до этого. Какие-то международные постановы. А толку от них не было, эти фильмы провалились в мировом прокате даже с кинорежиссерами Мосфильма. В нашей истории у них нет почвы. Они ее не понимали и потому не смогли и передать. Про привлеченных иноактёров некоего мирового уровня (про их гонорары неприлично даже спрашивать) лучше промолчать. Ничего они не дали для мирового проката.

Цветы нашей культуры не цветут в чужих оранжереях. Там они чахнут и портятся, или их там извращают до неприличия. Там в идеологических целях нашу историю и нашу культуру извращают до тошнотворности, как это сотворили с псевдоисторическим фильмом «Орда».

Поэтому нам нужны свои сценаристы, режиссёры, актеры. Нам нужны свои актеры от нашей плоти и крови. Люди и от земли нашей и от нашей культуры, которые могут выразить нашу Душу. Вы же понимаете, что Душа народа выражается через его песни. А сейчас презентации идут через кино и даже через ролики в ютубе. Такое сейчас киноискусство и продакшн. И такой сейчас путь к зрителю. Этот путь идет через сердце человека.

Некогда именно вот это всё, о чем сказано выше, воплотилось в одном фильме. Этим фильмом был и по сей день остается «Кыз-Жибек». Он выразил нашу душу в истории. Поэтому он является самым великим казахским историческим фильмом. В нем – наша национальная культура и наша историческая Душа! Она жива, пока мы внимаем своим эпосам.

Итак, предложение первое – создать ремейк «Кыз-Жибек»! Но для историчности и аутентизма легенды необходимо перепроверить сюжет и при необходимости переработать сценарий. Главный вопрос здесь состоит в следующем: виновен ли батыр Бекежан, мог ли он ревновать и свататься к Жибек, если он был ее дядей. В других версиях эпоса в убийстве Толегена виновен другой ревнивец и если так, то в киносценарии можно дописать версии того, как он оклеветал Бекежана. И возникает еще один трагический сюжет – о судьбе воина, разбившего врагов и погибшего от яда лжи …

Казахская этнокультура – это песни и жизнь Орды

Как мы видим, казахская история и история в драме «Кыз-Жибек» сохранила такой сюжет, которого нет в мировой цивилизации сознания. А еще у нас есть наша историческая песенная культура. Это – абсолютная сила.

Это когда наш Димаш со сцены и казактар вместе с иностранными диарс в зале поют песню двухсотлетних джунгарских воинов – «Елимай» акына Кожабергена! Представьте, какая печаль и какая трагическая мощь заложены в ней. Вся скорбь и вся память небывалых бедствий выражены не кричаще, не экспрессивно, но настолько глубинно, что мы становимся современниками с нашими предками.

«С гор Каратау кочевье спускается,
Одинокий ребенок с кочевьем скитается,
О, мой народ, мой народ

Горе лишившимся рода и племени», – народ лишился всего. Мы гибли родами. Но мы выжили. И помогла нам эта скорбно великая песня. Благодаря ей мы сохранили свою душу, свое единство. В той войне должны были погибнуть мы, но не исчезли. Погибли прежде непобедимые джунгары.

Были времена, когда «казахи нападали коршунами». Печально с точки зрения современного нам человека. Но казахи всегда возвращали свои долги. Обратите внимание, что у казахов не принято кричать и проклинать. Казахская ненависть копится тихо и возвращается к врагам. Эту тихую накапливающуюся ярость могут выразить только люди нашей культуры.

Вместо того, чтобы приглашать иностранных актеров третьего, а то и пятого эшелона в наши фильмы, которые по определению не является носителями нашей исторической памяти, нам надо идти в Голливуд со своими сюжетами, со своими актерами, своими драматургами.

Только мы сами способны передать трагедию нашего народа – катастрофы Актабан-шубырынды, времен, когда из вырубленных родов оставались лишь сироты. Пришло время дать миру прочувствовать и выразить всю нашу боль вместо создания дорогостоящей профанации.

Дорога в Голливуд

У нас есть великие актеры-исполнители, есть национальные бренды, уже широко известные в мире: Димаш, Геннадий, Шафкат… Их имена – это мировая касса для продюсера, а для нас они, даже на второстепенных ролях, еще выше поднимут свой имидж и продвинут наш общий страновой бренд.

Вот как бы это могло выглядеть: сцена ночного лагеря перед боем. Димаш поет «Песнь о Мангуше». Это исторический плач о судьбе кыпчаков. Песня оплакивает ханского сына Мангуша, который на свою беду на охоте поссорился с ханом другой орды и был им убит на поединке. Началась междоусобица, в которой орда Мангуша проиграла и обратилась за помощью к Бату. Тот с удовольствием откликнулся, пересёк Жаик и дошел до Адриатики. Песня плачет по кыпчакам, ставшими рабами-гребцами на галерах из-за убиенного царевича. Вокруг костра с Димашем сидят Гена с Шафкатом.

Следующая сцена – построение войска перед последним боем. Оглядев ряды израненных воинов, последний великий хан кыпчаков Бачман приказывает увести певца со словами: «Тебя нам надо сохранить, ты останешься жить как великий голос нашей Степи. Твой голос будет возрождаться в твоем роду на славу нашему народу»! Певец отказывается, но хан дает команду и два бойца, которые совершенно случайно оказались в первом ряду: те самые узнаваемые во всем мире Геннадий и Шафкат уводят певца буквально насильно.

Или вот еще эпическая сцена – такая же значимая и узнаваемая в Тюркском мире. Это казнь Бачман-хана и его отказ встать на колени со словами: «Я тоже был ханом. Нельзя хану становиться на колени, если он – настоящей ханской крови»!

* * *

Самым сложным этапом любого проекта является его реализация и особенно самый первый шаг в предполагаемое, но пока еще непознанное пространство. Но у нас есть «свои люди в Голливуде». Это мог бы быть Жайдарбек Кунгужинов с группой «Номад» или Тимур Бекмамбетов… Их имена уже бренд…

Нам надо выйти из своей кино-провинции. Но нам не стоит идти в Голливуд с нашим бюджетом, с нашими кино-менеджерами.

Марлен Зиманов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.