В кадре и на холсте: выставка семейного дуэта Рашиды и Александра Осиповых
Когда-то, в эпоху зарождения фотографии, многие полагали, что художникам больше не найдётся места в мире искусства. Однако со временем стало ясно: живопись и фотография могут не только сосуществовать, но и дополнять друг друга, делая восприятие реальности более объёмным. Очередное тому подтверждение – совместная выставка супругов Рашиды и Александра Осиповых в художественном пространстве Almaty gallery.

На фото: Рашида и Александр Осиповы
На стыке романтизма и реализма
Алматинцы Рашида и Александр идут по жизни вместе уже много лет, однако до недавнего времени их творческие пути не пересекались. Александр Осипов – известный художник, чьё имя чаще звучит в контексте зарубежных выставок. В 1990-х годах его работы вместе с полотнами других казахстанских художников арт-группы «Мост» были представлены в США (благодаря поддержке спонсоров). Среди участников объединения были такие мастера, как Асия Хайруллина, Шамиль Гулиев и другие. Правда, группа давно распалась, но она успешно выполнила свою миссию – представить казахстанское искусство за рубежом. К примеру, картины Александра сегодня хранятся в музеях и галереях разных стран мира.
Осипов работает в самобытной и в то же время очень узнаваемой манере. Об этом на открытии выставки говорила известная казахстанская художница Нэлли Бубэ. Сам же мастер кисти называет свой стиль «метафизическим реализмом». В юности его вдохновляли русские передвижники, позже – импрессионисты и Винсент Ван Гог, от которых он перенял тонкое чувство цвета. Также на его творчество повлияли представители русского авангарда – Малевич, Кандинский и Шагал. Так сформировался собственный стиль художника – на стыке романтизма и реализма.
Несмотря на свой несомненный успех, Осипов не любит суету, связанную с выставками, предпочитая уединение (живёт за городом, в доме, построенном собственными руками). В одном из интервью он признавался, что события такого рода его мало интересуют. Однако на этот раз сделал исключение – ради супруги, ведь для Рашиды это первая «почти» персональная экспозиция.
– Мы с женой учились в одном институте, осваивали одну и ту же дизайнерскую специальность, – рассказывает Александр. – Я нашёл себя в живописи и графике, а супруга занялась дизайном и открыла свой бизнес. В разных конкурсах, групповых экспозициях жена, конечно, участвовала, но персонально раньше не выставлялась.


Сейчас вылетит птичка
Рашида Осипова много лет отдала хоть и творческому, но – бизнесу. Со временем также начала создавать работы и «для души» – неутилитарные, некоммерческие. Так и появилась её собственная вселенная фотографики – это цифровое искусство, сочетающее фотографию и графику. Современные технологии открыли безграничные возможности: виртуальное пространство, отсутствие затрат на материалы, свобода самовыражения.
Постепенно накопилась коллекция жизненных мгновений, наблюдений, визуальных впечатлений, зафиксированных на снимках. «Пошли» выставки, конкурсы – уже в другой сфере, и вот – первая крупная, еще раз скажем – «почти» персональная экспозиция.
Выставка получила название «1+1». Это случай, когда работы двух авторов абсолютно разные, но вместе они составляют гармоничное целое – теперь не только в личной жизни, но и в профессиональной.
Несмотря на то, что к этому проекту они пришли с разным багажом: если за плечами Александра множество выставок, то Рашида никогда раньше не представляла свои работы широкой публике. Однако глядя на её фотографии, в это трудно поверить – настолько они интересны и самобытны. Её снимки, особенно те, где автор концентрируется на деталях, позволяют увидеть целый мир, мимо которого мы часто проходим, не замечая.
– На самом деле вдохновить меня может что угодно. Практически каждая вещь в этом мире уникальна и достойна того, чтобы её запечатлеть, – говорит Рашида Осипова. – Мы много путешествуем, и эти поездки приносят массу вдохновения, но оно есть и в повседневной жизни – нужно только уметь замечать прекрасное. Даже просто гуляя по Алматы, можно найти что-то интересное. Фотоаппарат обычно с собой не ношу – сейчас вполне хватает телефона.
Многие работы Рашиды Осиповой – это своего рода «визуальные новеллы». Например, можно выделить серию, посвящённую окнам и дверям – каждое изображение в ней будто зовёт заглянуть внутрь, в историю, скрытую за створками.
Отдельного внимания заслуживает оформление экспозиции. Организаторы решили не делить зал пополам, чтобы избежать визуальной границы между работами двух авторов. Напротив, картины и фотографии чередуются, словно вступая в диалог. Такой подход подчеркивает концепцию единства, лежащую в основе проекта. У зрителей создаётся ощущение, что они не просто рассматривают работы, а становятся участниками беседы между художником и фотографом, мужчиной и женщиной, могут стать свидетелями двух разных взглядов на один и тот же мир.
На открытии выставки некоторые посетители проводили у отдельных работ по несколько минут, возвращались к ним снова и снова. Особенно сильный отклик вызывает серия автопортретов, созданная по фотографиям Рашиды: взгляд художника на самого себя через объектив любимого человека. Эти работы стали своеобразным манифестом доверия и любви, переосмыслением личного пространства в художественном контексте.


Точки соприкосновения
В экспозиции встречаются парные работы: одна – фотография, вторая – живописная интерпретация того же сюжета, или наоборот. Это даёт редкую возможность сравнить, как по-разному воспринимается одна и та же сцена в объективе и на холсте. Например, Рашида сделала фотопортрет Александра, а он позже написал по нему автопортрет.
Их диалог в экспозиции продолжается дальше: экспрессивные мазки Александра Осипова откликаются на мягкие тени снимков его супруги Рашиды – и наоборот. Это не просто совместная выставка, а творческое единение талантов двух разных направлений, дуэт, наполненный тонкой диалектикой.
– На выставке супруги Рашида и Александр Осиповы предстали как уникальный тандем, – отмечает искусствовед Елизавета Ким. – Их творчество – разное по форме, но сходное по сути. Оба видят красоту в деталях и умеют делиться этим взглядом с другими людьми. Так родилась идея соединить цифровое и рукотворное искусство, сделать виртуальное – осязаемым, объединить в одном пространстве.
Ознакомиться с экспозицией «1+1» можно до 12 июля включительно.


Фото автора
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.