В Казахстане началась антиеврейская кампания? - Exclusive
Поддержать

В Казахстане началась антиеврейская кампания?

В Туркестане все чаще призывают перенести еврейское кладбище, расположенное рядом с мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави, мусульманской святыней. Общественный деятель и руководитель ОО «Демос» Турарбек Кусаинов считает, что подобные призывы говорят о росте антисемитских настроений в Казахстане. Exclusive.kz поговорил с ним о том, насколько антисемитизм распространен в нашем обществе, с чем связан рост религиозной ксенофобии в последние годы и делают ли власти что-то, чтобы остановить эту тенденцию.

– Возмущения по поводу того, что еврейское кладбище соседствует в Туркестане с мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави, выражают какие-то отдельные лица? Или на это есть запрос в определенных частях общества?

– Наиболее громкие высказывания в последнее время раздаются со стороны журналиста Торегали Ташенова и религиоведа Закирии Жандарбека. Но их становится все больше, и это уже говорит о формирующейся тенденции среди определенных социальных групп.  

В первую очередь речь о религиозно-консервативных и националистических сегментах общества, для которых идея «религиозной чистоты» и символического доминирования исламских реликвий становится важной. Особенно это касается суфийских зикристов, главой которых является одиозный исламист Исматулла Абдугаппар (В 2011 году его приговорили к 14 года лишения свободы по делу об экстремизме, – прим. Exclusive).

Их риторика – «осквернение святынь», «неприемлемость присутствия чужой веры» – указывает на идеологизированное стремление к исключению и иерархизации религий, а не к мирному сосуществованию. Следовательно, это не просто единичное мнение, а проявление тревожного тренда.

– Как вообще это кладбище появилось в Казахстане?

– Кладбище бухарских евреев в Туркестане – это результат многовекового присутствия еврейской диаспоры в Центральной Азии. Бухарские евреи, потомки древних персидских и вавилонских общин, проживали в Самарканде, Бухаре, Коканде и других городах, включая Туркестан. Этот город, как крупный духовный центр, был мультиэтническим и мультиконфессиональным.

Евреи здесь были не только купцами, но и ремесленниками, врачами и торговцами. Кладбище – это историческое свидетельство их легального, мирного присутствия в регионе, а его существование в Туркестане вполне закономерно и естественно в контексте истории города.

– Могут ли реликвии ислама и иудаизма уживаться вместе? Или напряжение из-за еврейского кладбища было неизбежным?

– Историческая практика и логика сосуществования религий в Центральной Азии показывают, что такое сосуществование возможно и даже было нормой. В Ташкенте, Самарканде, Хиве и других городах медресе в разные периоды IX–XIX веков соседствовали с православными и католическими церквями, синагогами и зороастрийскими памятниками. Это исторический пример религиозной терпимости региона.

Напряжение возникает не из-за самой близости святынь, а из-за политизации религиозных символов. Когда религия превращается в инструмент политического давления и инструмент исключения, тогда и возникают искусственные конфликты. В случае с Туркестаном мы видим попытку навязать обществу конфликт, которого исторически не было.

– Можно ли сказать, что подобные публикации свидетельствуют о росте антисемитизма в Казахстане? Насколько вообще антисемитизм в нашей стране распространён?

– Да, можно. Антисемитизм проявляется в форме риторики исключения, подозрительности к еврейской символике, недопустимости её «соседства» с исламскими святынями. Эти публикации сопровождаются высказываниями, которые приравнивают еврейское кладбище к угрозе исламской чистоте – это чёткие признаки антисемитизма, даже если авторы не используют открыто враждебных выражений.

Антисемитские нарративы используют в том числе представители официального духовенства. Недавно я направил запрос генеральному прокурору РК Берику Асылову с просьбой принять незамедлительные меры в отношении Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК).

Дело в том, что в публичных выступлениях отдельных имамов и религиозных деятелей ДУМК допускаются высказывания, согласно которым иудеи преподносятся как народ, на который пал гнев Божий, а также как «проклятые». Такая риторика усиливает межконфессиональную рознь, способствует распространению антисемитизма и разжигает религиозную ненависть. Подобные речи произносятся и в адрес христиан, которых называют «заблудшими».

Я попросил генпрокурора принять различные меры, чтобы пресечь распространение подобных идей, в том числе заблокировать аудио- и видеоматериалы, распространяющие дискриминацию в отношении иудеев и христиан.

Решения по этому обращению пока нет, но ранее я отправлял запрос на имя министра культуры и информации Аиды Балаевой, в котором приводил примеры видеороликов с проповедями казахстанских имамов, содержащих ксенофобские высказывания в адрес иудеев, и призывал их заблокировать. Хотя в части этих роликов в итоге нашли признаки разжигания религиозной розни, удалять или блокировать их не стали.

Что касается масштабов: Казахстан исторически демонстрировал высокий уровень религиозной и этнической терпимости, но с 2010-х годов под влиянием внешнеполитических конфликтов, особенно в арабо-израильском контексте, антисемитская риторика стала набирать силу в интернете, в проповедях и публичных обсуждениях. Хотя это пока не массовое явление, его нельзя игнорировать.

– Нынешняя война Израиля и Палестины тоже повлияла на отношение к евреям в Казахстане?

– Да, серьёзно повлияла. С 2023 года после обострения конфликта между Израилем и ХАМАС резко возросло количество публикаций и комментариев, в которых критика Израиля легко перетекает в обобщённый антисемитизм.

В медиа, особенно в социальных сетях, начали активно распространяться нарративы о «сионистском заговоре», «еврейской агрессии», «оскорблении ислама», что способствует демонизации еврейского народа в целом.

Простое уравнивание «еврей = сионист = угнетатель» усилило негативные стереотипы. Это особенно заметно среди молодежи, которая черпает информацию из неофициальных и ангажированных источников.

Это касается только мусульман?

– Нет. Антисемитизм может исходить от разных источников: от националистов и представителей других религий.

Однако в данном конкретном кейсе – обсуждение переноса кладбища – основной вектор критики исходит от религиозных мусульманских активистов и идеологов, использующих исламскую аргументацию. Это указывает не на саму религию, а на её радикальную интерпретацию, которая отвергает плюрализм и диалог.

– Власти как-то реагируют на рост антисемитских настроений в Казахстане?

– Пока реакция слабая. Власти избегают прямых оценок и не предпринимают активных шагов для пресечения антисемитской риторики, особенно в интернете.

Я уже рассказал, какой была реакция на мой запрос о блокировке антисемитских видео со стороны минкульта. Есть еще более характерный пример – одна из сотрудниц «Центра анализа и информации», подведомственного минкульту, Нагима Туматаева оставила в Facebook комментарий, в котором пренебрежительно говорит о еврейском происхождении президента Украины Владимира Зеленского.

Я обратился в суд и потребовал, чтобы министерство признало ее действия незаконными, провело служебное расследование, применило дисциплинарные меры и обязало Туматаеву публично извиниться в СМИ.

Вместо рассмотрения сути вопроса судья в ходе примирительной процедуры уговаривала меня отозвать иск, утверждая, что Туматаева, якобы, испытывая «переживания», может подать встречный иск против меня.

Более того, судья задала вопрос: «А каким образом здесь нарушены ваши права?». Ответ очень простой, и жаль, что его не понимают представители судебной власти: мои права как гражданина Республики Казахстан нарушены, когда государственный орган, обязанный формировать гуманистическую и толерантную политику в обществе, игнорирует проявления антисемитизма внутри собственной структуры. Когда чиновник делает ксенофобские высказывания, и государство его покрывает – это создаёт опасный прецедент.

После стало известно, что дело будет передано другому судье, что ещё раз подчёркивает непоследовательность и незаинтересованность в реальном рассмотрении нарушения прав.

– Ранее вы говорили об угрозах в ваш адрес из-за критики радикального ислама. Как изменилась ситуация с тех пор? Нападки прекратились или, наоборот, усилились?

– Да, давление постоянно продолжается. В основном через соцсети: угрозы, шантаж, буллинг, дискредитация. Радикальные группы воспринимают любую критику как «нападение на ислам», что делает ситуацию опасной.

Руслан Ибрагим




6 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Нельзя допускать доминирования кого-либо над кем-либо!
    Категорически нельзя!
    Обществу надо помнить о терпимости, укреплять правильное воспитание в семье и не допускать оскорблений ни одного человека! Но, уж если произошло резонансное оскорбление, спрос должен быть скорым и таким же резким, диктуя справедливость. Для этого необходима актуализированная законодательная база и кристально чистые законоисполнители!
    Всех благ родному Казахстану !

  2. Общество ищет темы на которые можно выплеснуться пересадили всех гражданских активистов , теперь там нельзя а через религию можно.Как нибудь проснемся и услышим что кого то закидали камнями. Странно ….

  3. Находятся же такие личности… Израиль им покажет кузькину мать,что они сразу подожмут пятые точки…

  4. Не надо слушать кого попало, қүтіркі шығаратын адамдар көп.как есть так и пусть и будет, это история. И мы, не Россия, переписывать историю.