В казахстанской киноиндустрии взрыв - Exclusive
Поддержать

В казахстанской киноиндустрии взрыв

Прокатный рынок Казахстана вышел в 2022 году на допандемийный уровень – 20 млрд тенге, из них на долю отечественного кино приходится 40% (8 млрд).

В прошлом году у многих отечественных кинокомпаний появилась возможность не только получить государственную финансовую поддержку, но и, благодаря питчингу (конкурсу), выявить новые таланты. В 2022 году, согласно конкурсному отбору, государственную финансовую поддержку получили 62 проекта. По итогам года отечественные фильмы завоевали 30 наград на международных кинофестивалях. В 13 странах с успехом прошли Дни казахстанского кино: Прага, Париж, Сеул, Мадрид, Берлин, Бурсы, Ташкент, Баку…

12 картин, снятых при поддержке государства, вышли в кинопрокат. По словам заместителя председателя правления Государственного центра поддержки национального кино (ГЦПНК) Бауржана Шукенова, к ноябрю 2022 года прокатный рынок Казахстана вышел на серьезный уровень – 20 млрд тенге.

– Это почти как до пандемии, – сказал он. – Было продано 15 млн билетов, средняя цена каждого – примерно 1300 тенге, что, в принципе, недорого. 40% (порядка 8 млрд) собрали в прокате отечественные фильмы. Скажу более конкретно: из 450 картин, вышедших в прокат в этом году, 64 – казахстанские. Это 14% от общего количества фильмов, принесших нам 40% валового дохода. Это отличные показатели.

В этом году абсолютный рекорд среди картин, созданных при поддержке государства, принадлежит ленте «Дос-Мукасан». Кинодебют режиссера Айдына Сахамана, посвященный истории легендарной музыкальной группы, собрал в прокате 503 млн. тенге.

К слову – в последние годы в отечественной киноиндустрии наблюдается взрыв молодых талантов. Так, в 2020-2021 годах при поддержке государства ими было реализовано 33 кинопроекта: 14 художественных, 7 дебютных, 10 короткометражных и два документальных фильма. В прошлом году среди участников конкурса на государственное финансирование молодежь преобладала в секциях «Дебют» – порядка 90%, «Анимация» – 85%, «Социально-значимые игровые фильмы» – 70%, «Документальные фильмы, в том числе – фильмы-события» (65%) и «Игровой фильм, предназначенный для широкой зрительской аудитории» – 80%.

Примечательно, что на прошедшем в середине декабря прошлого года МКФ «Евразия» казахстанский кинематограф, как отметили эксперты-киноведы, достиг такого уровня, что для него был выделен отдельный национальный конкурс, а один из дней кинофестиваля прошел под девизом «Дорогу молодым!».

В рамках конкурсных программ с большим успехом прошли фильмы талантливых отечественных режиссеров. Критики уже сейчас называют этих ребят «Новой волной казахстанского кино». По мнению киноведа Гульнары Абикеевой, на это очень сильно повлиял международный кинофестиваль «Евразия».

– Первая «Евразия», напомню, прошла в 1998 году, – сказала она. – Физически существуя 24 года, а по факту – 16 лет, фестиваль «сделал» наше сегодняшнее кино. Почти все, кто участвовал в национальном конкурсе МКФ «Евразия-2022» – его дети. И Фархат Шарипов, и Эмир Байгазин, и Адильхан Ержанов и другие молодые кинематографисты, которым сегодня от 30 до 40, выросли на нем. Когда фестиваль начинал свою жизнь, они были еще подростками, школьниками, а сейчас – именитые режиссеры. Поэтому один из слоганов, который мы попытались озвучить на «Евразии» – это Eurasia Nation, то есть кинофестиваль, где выросло целое поколение кинематографистов, делающие славу казахского кино.

Мерей Сугирбаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *