В казахстанской киноиндустрии взрыв
Прокатный рынок Казахстана вышел в 2022 году на допандемийный уровень – 20 млрд тенге, из них на долю отечественного кино приходится 40% (8 млрд).
В прошлом году у многих отечественных кинокомпаний появилась возможность не только получить государственную финансовую поддержку, но и, благодаря питчингу (конкурсу), выявить новые таланты. В 2022 году, согласно конкурсному отбору, государственную финансовую поддержку получили 62 проекта. По итогам года отечественные фильмы завоевали 30 наград на международных кинофестивалях. В 13 странах с успехом прошли Дни казахстанского кино: Прага, Париж, Сеул, Мадрид, Берлин, Бурсы, Ташкент, Баку…
12 картин, снятых при поддержке государства, вышли в кинопрокат. По словам заместителя председателя правления Государственного центра поддержки национального кино (ГЦПНК) Бауржана Шукенова, к ноябрю 2022 года прокатный рынок Казахстана вышел на серьезный уровень – 20 млрд тенге.
– Это почти как до пандемии, – сказал он. – Было продано 15 млн билетов, средняя цена каждого – примерно 1300 тенге, что, в принципе, недорого. 40% (порядка 8 млрд) собрали в прокате отечественные фильмы. Скажу более конкретно: из 450 картин, вышедших в прокат в этом году, 64 – казахстанские. Это 14% от общего количества фильмов, принесших нам 40% валового дохода. Это отличные показатели.
В этом году абсолютный рекорд среди картин, созданных при поддержке государства, принадлежит ленте «Дос-Мукасан». Кинодебют режиссера Айдына Сахамана, посвященный истории легендарной музыкальной группы, собрал в прокате 503 млн. тенге.
К слову – в последние годы в отечественной киноиндустрии наблюдается взрыв молодых талантов. Так, в 2020-2021 годах при поддержке государства ими было реализовано 33 кинопроекта: 14 художественных, 7 дебютных, 10 короткометражных и два документальных фильма. В прошлом году среди участников конкурса на государственное финансирование молодежь преобладала в секциях «Дебют» – порядка 90%, «Анимация» – 85%, «Социально-значимые игровые фильмы» – 70%, «Документальные фильмы, в том числе – фильмы-события» (65%) и «Игровой фильм, предназначенный для широкой зрительской аудитории» – 80%.
Примечательно, что на прошедшем в середине декабря прошлого года МКФ «Евразия» казахстанский кинематограф, как отметили эксперты-киноведы, достиг такого уровня, что для него был выделен отдельный национальный конкурс, а один из дней кинофестиваля прошел под девизом «Дорогу молодым!».
В рамках конкурсных программ с большим успехом прошли фильмы талантливых отечественных режиссеров. Критики уже сейчас называют этих ребят «Новой волной казахстанского кино». По мнению киноведа Гульнары Абикеевой, на это очень сильно повлиял международный кинофестиваль «Евразия».
– Первая «Евразия», напомню, прошла в 1998 году, – сказала она. – Физически существуя 24 года, а по факту – 16 лет, фестиваль «сделал» наше сегодняшнее кино. Почти все, кто участвовал в национальном конкурсе МКФ «Евразия-2022» – его дети. И Фархат Шарипов, и Эмир Байгазин, и Адильхан Ержанов и другие молодые кинематографисты, которым сегодня от 30 до 40, выросли на нем. Когда фестиваль начинал свою жизнь, они были еще подростками, школьниками, а сейчас – именитые режиссеры. Поэтому один из слоганов, который мы попытались озвучить на «Евразии» – это Eurasia Nation, то есть кинофестиваль, где выросло целое поколение кинематографистов, делающие славу казахского кино.
Комментариев пока нет