В мире возрастает значимость островных государств
Мир переживает глобальный пермакризис. Поскольку взаимосвязанные потрясения – война в Украине, последствия пандемии COVID-19, эскалация соперничества между США и Китаем, изменение климата и надвигающийся финансовый крах – угрожают поглотить великие мировые державы, пришло время странам с формирующимся рынком и развивающимися экономиками (EMDEs) пересмотреть и изменить свои стратегии развития.
После окончания Второй мировой войны экономисты, занимающиеся вопросами развития, сделали упор на деколонизацию, альтернативные модели роста и укрепление государственных механизмов для обуздания рынков. Но за последние четыре десятилетия неолиберальная торговая система, опирающаяся на Бреттон-Вудские институты и Вашингтонский консенсус, ликвидировали многие из этих государственных возможностей в пользу рыночно-ориентированного роста с минимальным государственным вмешательством.
Азиатский финансовый кризис 1997–1998 годов подорвал доверие к Вашингтонскому консенсусу, а глобальный финансовый кризис 2008 года заставил некоторых экономистов, занимающихся вопросами развития, полностью от него отказаться. В то же время экономисты стали выходить за рамки роста ВВП, расширив концепцию целей развития, включая гендерное равенство, экологическую устойчивость, счастье и разнообразие.
По крайней мере, некоторое время впечатляющий подъем экономик стран БРИКС – Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки – казался убедительной альтернативой неолиберальной схеме развития. Однако противоречивые идеологии и подходы не позволили экономистам прийти к соглашению о новой парадигме.
Чтобы достичь различных целей экономика развития становится все более междисциплинарной. Используя знания из различных других социальных наук, а также из области экологии и других наук о жизни, ученые, занимающиеся вопросами развития, пытаются разработать альтернативные, более целостные экономические модели. Но переосмысление экономики, как утверждают экономисты из Гарварда Дэни Родрик и Гордон Хэнсон, также требует отказа от устаревших предположений.
При этом не существует какой-либо универсальной модели развития. Экономика – это сложные системы, сформированные из головокружительного комплекса взаимодействий между людьми, сообществами, обществами, государствами и глобальными структурами. Эти постоянно меняющиеся местные и международные контексты приводят к непредсказуемым результатам, которые сложно объяснить простыми, кажущимися элегантными теориями.
Иными словами, EMDEs должны адаптироваться к быстро меняющемуся миру, в котором достижение универсальной повестки дня в области развития больше невозможно. Разработка целостных и практических стратегий развития, соответствующих этой новой реальности, требует системного мышления и новых философских рамок.
Например, рассмотрим сложные задачи, стоящие перед 38 малыми островными развивающимися государствами (МОРАГ), доля населения которых в мире составляет чуть менее 0,2%. По отдельности эти страны, на долю которых приходится 0,1% мирового ВВП, выглядят крошечными с точки зрения суши, объема производства и численности населения. Но, включая их морские исключительные экономические зоны (ИЭЗ), они в совокупности занимают 21 миллион квадратных километров (8,1 миллиона квадратных миль). Если бы они были единой страной, это была бы вторая по величине страна в мире после России.
Тот факт, что на них приходится пятая часть членов Организации Объединенных Наций и 8,7% совокупной ИЭЗ и площади суши в мире, дает МОРАГ геополитическое влияние, причем более крупные страны регулярно добиваются своих голосов в ООН и доступа к морю. Показательным примером является растущая напряженность между Соединенными Штатами и Китаем из-за стратегически важных Соломоновых островов.
Однако МОРАГ крайне уязвим к внешним потрясениям. Пандемия разрушила индустрию туризма, на которую приходится большая часть экспорта этих стран, в результате чего совокупный ВВП МОРАГ сократился на 6,9% в 2020 году по сравнению со средним снижением на 4,8% в других развивающихся странах. Все большую угрозу для МОРАГ создает повышение уровня моря. Например, ожидается, что к концу века 77% территории Мальдивских островов окажется под водой.
Нехватка пригодных для использования земель, малочисленность населения и ограниченность капитала ограничивают перспективы развития МОРАГ. С учетом того, что на сектор услуг приходится половина их ВВП, отсутствует сколь либо значительная производственная или сельскохозяйственная деятельность, а запасы нефти и газа ограничены, экономика малых островных развивающихся государств крайне уязвима перед ростом цен на потребительские товары и энергию.
Одной из областей, в которой МОРАГ могут иметь сравнительное преимущество, являются цифровые услуги. Но сначала они должны инвестировать в высококачественную технологическую инфраструктуру и в создание квалифицированной рабочей силы в области информационных и коммуникационных технологий. Число абонентов мобильного широкополосного доступа выросло с одной четверти населения в 2014 году до почти половины к 2018 году, но отстает от среднемирового показателя на 22 процентных пункта. Если МОРАГ хотят создать новые источники устойчивого дохода, правительства должны выделять значительные ресурсы на модернизацию своих систем образования, в частности, программы обучения естественным наукам, математике и искусству.
Как мы утверждали ранее, подход снизу-вверх к устойчивому развитию, основанный на консенсусе, на уровне общин и поддерживаемый некоммерческими социальными предприятиями, предпочтительнее, чем стратегии сверху вниз. Фокусирование господствующей экономики развития на создании эффекта масштаба способствовал концентрации государственной и рыночной власти, породило социальную и экологическую несправедливость и помогло разжечь нынешнюю популистскую реакцию. Без достижения широкого общественного консенсуса и расширения прав и возможностей местных сообществ поляризация еще больше усилится, подрывая способность развивающихся стран достичь Целей ООН в области устойчивого развития.
Используя технологии и современные методы управления, МОРАГ могут использовать возможности общин для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Переход от конструкции “сверху вниз” к подходу “снизу вверх” позволит малым общинам расширить свои возможности. Это в конечном итоге укрепит национальную экономику развивающихся стран, а также глобальную экономику.
Переосмысление экономики развития не является противостоянием социализма и капитализма. Скорее, речь идет о системном мышлении и действиях на местном уровне, что позволяет экономикам и сообществам определять, экспериментировать и реализовывать свои собственные чаяния, используя при этом соответствующие глобальные знания.
Copyright: Project Syndicate, 2023. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет