Валовое национальное счастье – это путь вперёд? - Exclusive
Поддержать

Валовое национальное счастье – это путь вперёд?

Пока большинство стран мира стремятся к высоким темпам роста ВВП, к богатству и модернизации, зажатое между Индией и Китаем сухопутное королевство Бутан, с его немногочисленным населением, выбрало иной путь: оно делает акцент на человеческом счастье и благополучии. Является ли бутанская модель ключом к процветающему, экологически устойчивому будущему для всех?

Ещё в 1970-е годы четвертый король Бутана, Джигме Сингье Вангчук, заявил, что ВВП важен меньше, чем ВНС – «валовое национальное счастье». Как позднее разъяснял премьер-министр Бутана Церинг Тобгай, цель роста экономики всегда заключалась в том, чтобы сделать людей «довольными», позволяя им стать «лучше – социально, экономически и морально».

«Индекс ВНС» Бутана опирается на четыре фундамента: устойчивое и справедливое социально-экономическое развитие, охрана окружающей среды, защита и продвижение культуры, качественное государственное управление. Далее индекс состоит из девяти разделов: психологическое благополучие, здоровье, образование, использование времени, культурное многообразие и устойчивость, качество управления, жизнеспособность общества, экологическое многообразие и устойчивость, уровень жизни. Согласно этим показателям, Бутан добился определенного прогресса: ВНС вырос с 0,743 в 2010 году до 0,781 в 2022 году. Но что значат эти цифры, и можно ли использовать их на глобальном уровне?

При создании любого индекса трудность заключается не только в отборе необходимых факторов, но и в определении веса каждого из них. А когда речь заходит о счастье, задача усложняется изменениями настроения, например, из-за кризисов, включая войны, стихийные бедствия и даже страхи перед будущими катастрофами. Вес различных факторов также явно различается в зависимости от поколения, пола, принадлежности к той или иной этнической или культурной группе населения. Столь сложный индекс крайне трудно использовать для сравнения разных стран.

С учетом всего этого был разработан альтернативный индекс. Начиная с 2012 года, «Всемирный доклад о счастье» (ВДС) просит респондентов в разных странах оценить качество свой жизни и рассказать, что именно вызывает положительные и отрицательные эмоции. ВДС намного уже, чем бутанский индекс ВНС, и в докладе не используются статистические индикаторы, которые имеются далеко не у всех стран, поэтому с его помощью удобней сравнивать благополучие различных народов.

Результаты, наверное, не шокируют, но они весьма показательны. На вершине рейтинга ВДС обычно оказываются небольшие страны Запада, среди которых лидирует Финляндия. У западных стран покрупнее результаты обычно хуже: Великобритания занимает сейчас 20-е место, а США — 23-е. Среди крупнейших развивающихся стран Китай занимает 60-е место, а Индия – 126-е. Как правило, самыми счастливыми странами оказываются сравнительно богатые, мирные и стабильные государства, а страны, охваченные войнами или политической и экономической нестабильности, показывают худшие результаты (последнее место занимает Афганистан).

Доклад ВДС подчеркивает различия между возрастными группами. В США и Европе счастье старших поколений нивелируется растущим недовольством молодёжи. Напротив, в Южной Азии уровень счастья у всех возрастных групп снизился за последние три года.

Что касается Бутана, который не включён в ВДС, то у него впереди ещё множество трудностей, многие из которых объясняются тем, что большинство стран мира не разделяют его приоритеты: они не ставят человеческое благополучие выше темпов роста ВВП. Например, Бутан упорно охраняет свои леса, покрывающие более 70% территории страны, в частности, строго ограничивая добычу полезных ископаемых. Это помогло превратить Бутан в одну из немногих в мире углеродно-отрицательных стран, что потенциально будет очень полезно планете.

Согласно новейшим данным, охраняемые территории Бутана могут ежегодно поглощать 5,88 млн тонн атмосферного углекислого газа и хранить более 300 млн тонн углерода. При цене улавливаемого углерода в $23,2 за тонну (средневзвешенная мировая цена в 2023 году) полученная сумма покрыла бы почти 90% чистых госзаимствований Бутана в 2024 году. К сожалению, мировой углеродный рынок функционирует не очень хорошо, поэтому Бутан не получает достаточного вознаграждения за хорошую экологическую политику.

Если же говорить шире, Бутан – это очень маленькая страна в большом мире, в котором растёт неравенство. Его ВВП равняется примерно $3 млрд, а подушевой ВВП не превышает $4 тысяч. Это намного выше, чем у соседней Индии ($2500 на душу населения), где ВВП равен $3,5 трлн. Между тем валюта Бутана привязана к индийской рупии: в ней номинируется более 90% торговли с Индией и 70% внешнего госдолга. В результате инфляция в Бутане оказывается неразрывно связана с инфляцией в Индии, что создаёт серьезные экономические проблемы, например, рост транспортных издержек для торгуемых товаров.

Кроме того, экономические перспективы, которые Бутан способен открывать перед местными талантливыми кадрами, ограничены. Сегодня, после двух лет экономического спада во время пандемии, темпы роста реального ВВП Бутана восстановились, достигнув в прошлом году 4,6%. Однако значительная часть хорошо образованной молодёжи уже покинула страну в поисках работы: в одном только 2023 году 13 тысяч бутанцев эмигрировали в Австралию.

Для страны с населением 792 тысяч человек такой уровень миграции (1,64% за один год) создаёт серьёзную проблему, особенно если уезжают молодые и более квалифицированные работники. Правительство Бутана объявило о плане создания новых качественных рабочих мест для молодежи. В частности, город осознанности Гелепху должен стать экономическим центром на пути между Южной и Юго-Восточной Азией. Впрочем, реализация этого проекта потребует значительных иностранных капиталовложений и ноу-хау.

Идея, что ВВП неадекватно отражает уровень благосостояния, в последние годы становится популярной. Например, в 2009 году нобелевские лауреаты Джозеф Стиглиц и Амартия Сен (а также Жан-Поль Фитусси) утверждали, что для точного измерения состояния экономики и социального прогресса надо учитывать «неэкономические» факторы (что могут делать люди; как они себя чувствуют; в какой природной среде они живут), а также оценивать долгосрочную устойчивость их благополучия. Но помимо разработки и обсуждения альтернативных индексов – будь то ВНС, ВДС или что-то ещё – мы должны активно пользоваться ими, и мы должны поддерживать и поощрять страны, которые, подобно Бутану, показывают пример остальным.

Copyright: Project Syndicate, 2024. www.project-syndicate.org

Эндрю Шэн

Почётный научный сотрудник Азиатского глобального института при Гонконгском университете. Сяо Гэн – председатель Гонконгского института международных финансов, профессор и директор Института политики и практики при Шэньчжэньском финансовом институте Китайского университета Гонконга (Шэньчжэнь).




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *