Великие дела актера Ментая Утепбергенова
На презентации фильма «Интердевочка» в Японии режиссера Петра Тодоровского спросили:
— В каком нашем театре работает этот талантливый артист, исполнивший роль ухажёра главной героини?
Петру Ефимовичу пришлось сознаться, что эрзац-японца нашел в Казахстане. Он профессиональный киноактер — Ментай Утепбергенов.
60 уникальных перевоплощений
В кино Ментай Смагулович дебютировал, будучи студентом ВГИКа — снялся на студии «Грузия-фильм» в роли якута в историко-биографической картине Георгия Калатозишвили «Сибирский дед», посвященной известному революционеру Нестору Каландаришвили. Роль небольшая, но для дебютанта нет ничего важнее, чем оказаться под руководством крепкого режиссера и в окружении чутких и талантливых партнёров. Фильм снимали в студийных павильонах, а также в Иркутске и неподалёку от Байкала. Главную роль играл великий Додо Абашидзе, а соратников деда Нестора воплотили на экране Гурам Пирцхалава, Улдис Пуцитис, Жанна Прохоренко. Фильм сейчас вряд ли показывают даже в Грузии, но именно с него началась кинобиография Ментая Утепбергенова: из экспедиции он вернулся на последний курс института с хорошим багажом.
Ментай учился во ВГИКе на курсе легендарного Бориса Бабочкина (Чапаев в одноименном фильме). Это был целевой набор ребят из Казахстана. Ментай был самым старшим среди сокурсников и по возрасту, и по профессиональным навыкам. Бабочкин набирал курс с прицелом даже не столько на «Казахфильм», сколько на театр, увидев в абитуриентах будущие амплуа: лирико-романтические герои — Жанна Керимтаева, Хамар Адамбаева и Джамбул Худайбергенов, острохарактерные — Димаш Ахимов и Ментай Утепбергенов, социальные — Римма Кабдалиева, Гульзия Бельбаева. С таким раскладом мастер с первого семестра готовил ребят к курсовым и дипломным спектаклям и нацеливал на профессиональную жизнь.
Учась в Москве, ребята мечтали создать в Алматы театр киноактера на базе Дома кино и «Казахфильма». Им же высокомерно и цинично предложили отправиться в Аркалык — центр только что созданной Тургайской области: там и создавайте свой театр. Об учениках хлопотал Бабочкин, после чего без особой радости всех приняли в штат «Казахфильма». Снимались стабильно только трое — Утепбергенов, Худайбергенов и Ахимов. Причем Ментай соглашался на любую работу. В молодежной картине «Моя любовь на третьем курсе» у него два эпизода. Ради них он прилетал на несколько дней в Кокшетау — съемки шли в красивейшем Арыкбалыкском районе, не очень, к счастью, облюбованном туристами до сих пор. Снимались в фильме молодые ещё Алексей Шейнин, Владимир Ерёмин, Наталья Потапова, а из ветеранов — Нурмухан Жантурин и Ануарбек Молдабеков. Участие звёзд не спасло фильм от провала. Самое ценное в нем — песни Александры Пахмутовой в исполнении Александра Градского.
А для Утепбергенова — новая ступенька к мастерству. Каждое его появление на экране похоже на цирковое антре, то есть на самостоятельный вставной номер. В кино такое возможно, если в кадр входит мастер. Зрители его только узнали, а его уже нет. Но эпизод в памяти сохраняется. Так работали Рина Зелёная, Эммануил Геллер и многие другие гениальные актеры. До ВГИКа Утепбергенов учился в студии циркового искусства в Алматы, после чего служил мимом в эстрадном ансамбле «Гульдер». Вот откуда эта пластика, бесстрашие перед трюками, запоминающаяся мимика и умение за минуту рассказать биографию своих героев.
«Казахфильм» оценил уникальность актера только в постсоветское время, тогда так на других студиях Союза его снимали часто и в интересном кино. После роли Саида в таджикском приключенческом сериале «Джура — охотник из Мин-Архара» Ментай стал узнаваемым. Прохожие подходили к нему и называли Саидом. Ещё больший успех пришел к нему после роли чукчи Майна-Воопки в сериале «Белый шаман». Режиссер Анатолий Ниточкин пригласил на съемки в Анадырь настоящий десант казахских актеров. В долгую экспедицию на север тогда отправились Амина Умурзакова, Нурмухан Жантурин, Меруерт Утекешева и сокурсник Ментая Смагуловича Джамбул Худайбергенов.
Полюбил работать с Утепбергеновым и Леонид Гайдай. Актер снялся у великого режиссера в двух последних комедиях – «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди». Комедиограф мечтал и дальше снимать фильмы со своими любимыми исполнителями, в компании которых был и Ментай, но не успел, скончался в 70 лет.
Актер не остался без дела даже в трудные 1990-е. Он много снимался на родной студии и в других странах. Среди ролей — Эмиль у Михаила Швейцера в драме «Как живёте, караси?», пижон Кудайберген в криминальной комедии «Зять из провинции», наставник наследника престола в туркменской сказке «Принц-привидение», следователь, полковник Марат Асанов в отечественном сериале «Саранча», начальник японской разведки Ицувано в сериале «Исаев. Пароль не нужен». И, наконец, после множества ролей военных и милиционеров Ментай Смагулович «дослужился» до генерала: в звании его решил повысить сын Серикбол, поставивший вместе с Игорем Зайцевым молодежный фильм «Жас Улан». Последняя роль артиста — коренной житель Восточной Сибири Федосий в исторической драме «Польская Сибириада».
Каталог Ментая
Ещё одна ипостась или дело всей жизни МентаяУтепбергенова — киноведение. Он создал уникальный музей, основную экспозицию которого составляют архивы артиста, коллекции марок, открыток иплакатов. Часть этого грандиозного богатства была представлена в двух книгах Ментая Смагуловича – «История кино в марках. Каталог Ментая» и «Киноплакат.Казахстан». Первый великолепный фотоальбом был красиво издан пятитысячным тиражом в Южной Корее и тут же стал мировой библиографической редкостью. Он был презентован на Каннском кинофестивале в 1997 году. Кинематографисты всего мира подходили к нашему актеру и благодарили за то, что только ему пришло в голову издать такой уникальный альбом к 100-летию мирового кино. Аннотации и комментарии в фотоальбоме написаны на корейском, русском и французском языках. Французский автор выбрал специально — как благодарный поклон братьям Люмьерам за изобретение «Волшебного фонаря». Позже «Каталог Ментая» был переведен и на казахский язык.
Ещё одно великое дело Ментая, о котором помнят и знают алматинцы и — кинематографисты постсоветских стран: много лет назад он отыскал на Центральном кладбище Алматы места захоронений выдающихся актеров, работавших на ЦОКСе (Центральная объединенная киностудия, — авт.). Привел в порядок, ухаживал, покуда были силы, за могилами Софьи Магарилл (баронессаШтраль в «Маскараде»), Бориса Блинова (Дмитрий Фурманов в знаменитом фильме «Чапаев») – они умерли от брюшного тифа осенью 1943 года, и Николая Черкасова-Сергеева (Суворов в одноименном фильме) – ушел в начале 1944-го от разрыва аорты.
Также Ментай Смагулович оказал неоценимую помощь авторам-составителям четырехтомной энциклопедии «Актеры отечественного кино» Алексею Тремасову и Марине Кравченко: благодаря ему в книгах появились статьи о многих (в том числе и незаслуженно забытых) актёрах казахского кино, как советского, так и современного.
В понедельник, 7 августа, могло бы исполниться 77 летудивительно талантливому человеку и актеру, Заслуженному артисту Республики Казахстан Ментаю Смагуловичу Утепбергенову (1946 — 2016).
Сергей Лесковский
Комментариев пока нет