Великий туранец хан Тохтамыш – Тимур был на волоске от смерти - Exclusive
Поддержать

Великий туранец хан Тохтамыш – Тимур был на волоске от смерти

Со страшным разгромом ордынцев на Кондурче связан вопрос о цене доминирования той или иной империи. Все империи возвышались на крови и уходили в закат и падение также в крови. И, кстати, кыпчакским потомкам следует помнить, что это была их империя и это их предки погибли и на Кондурче, и на Тереке…

Терек, 15 апреля 1395 года

В этот раз Тимур привел свои полчища через Кавказ. Его хронограф Ибн Арапшах писал, что «Дашти Кипчак является безграничным государством». Войска собрались невероятные – Эвлия Челеби исчислил армию Тимура в «три раза по сто тысяч». Некоторые историки говорят о численности солдат 350-400 тысяч. Свое войско выставил и Тохтамыш. Но скорее всего, ордынское войско было меньше. Не забываем, что вся восточная Степь была уничтожена первым нашествием вплоть до шибанидских улусов в Сибири и Предуралье, а затем до будущей Самары. 14 апреля 1395 года войска собрались на Тереке и готовились к великому сражению. Оно длилось три дня.

Ибн Арабшах оставил поэтическое описание битвы: «Оба войска приблизились друг к другу, столкнувшись и соединившиеся пламя войны запылало. Враг двинулся к врагу, шеи потянулись к ударам мечей, распахнулась грудь для вонзания копья, огрубев, потускнели: (будто бы) волки заскулили, завыли и бросились в бой, … схватились друг с другом, тела так окутались перьями стрел, что волосы стали дыбом. Лбы передовых голов главарей с алтаря войны поднялась, пыль и вихри встали столбами и поднялись до неба, и каждый простолюдин и знать окунулись в море крови». Два дня удача сопутствовала Тохтамышу. Его воины были мотивированы, они уже знали о судьбе истребленного восточного левого крыла Орды. В день начала битвы, 15 апреля, ордынцы пробились к самому Тимуру, которому пришлось защищать свою жизнь лично с саблей в руках. Он отбился.

Ордынцы обычно побеждали в конных боях, и потому войско Мавераннахра неоднократно спешивалось и укрывалось за укреплениями. Так получилось и на этот раз. Спешиться пришлось и самому Тимуру. Согласно «Книге побед» Йязди: Кунча Оглан, Бек Ярук Оглан, зять Токтамыша, Давуд Суфи и Отур Копа сумели выманить двадцать семь кошунов, ведомых лично Тимуром, и разбить их так, что «их потеснили до самого государя и многих убили, некоторые бежали в разные стороны. Поэтому те кошуны рассеялись». Правое крыло Орды пробилось до самого амира. Оставшиеся с ним чагатаи спешились и прикрыли Тимура всего тремя телегами, раздобытыми где-то в горячке сражения.

На третий день из ордынского войска убежал эмир правого крыла. Он вдруг поставил вопрос о казни другого эмира. Тохтамыш ответил, что вопрос решится после победы. И этот мститель побежал первым и увел за собой многих. Этот «эмир … двинулся с громадной толпой; за ним последовали все изменники и отступники, да все его племя, которому имя Актау». Абу Мухаммед Мустафа ибн Хасан: «Тимур ранее послал к вассалам армии Туктамыша эмиссаров, поручив им побудить их к предательству в день сражения. Дело между ними было обговорено, и в день, когда обе армии сошлись рука об руку, они отступили с большим числом своих приближенных, последовав за всеми мятежниками и всеми теми, кто дал себя подкупить. Это было племя Актау. Это предательство создало пустоту в войсках Туктамыша, и цепь их боевого порядка была прорвана». В итоге он вместе со своим улусом добежал до Адрианополя.

«Вследствие этого расстроилось войско Токтамышево и стрелы желания его не попадали в то место, в которое они пускались. Не видя возможности уклониться от стычки и избегнуть встречи, он подбодрил свой дух и свое войско, отбросил свою спесь и свое легкомыслие, выставил вперед удальцов из своих ратей». Великий хан пытался спасти положение. Но к 17 апреля всё уже было решено. Ордынцы побежали и рассеялись. Клавихо написал, что «это была великая и славная победа, так как Тотамих имел огромное войско, и одна из величайших битв, которые выиграл Тамурбек, даже, говорят, более (важная), чем с Турком», то есть с Молниеносным Баязитом.

Герои бывают и в поражении

Итак, первым побежал Актау (кстати, то ли имя, то ли наименование улуса), побежали его люди, потом – войско. Поддался бегству и сам Тохтамыш. Но как часто бывает, предательство и слабодушие одних вынуждает других совершить свой последний подвиг. Одним из таких великих героев был ширинский эмир Алибек Яглы-бай. Яглыбай-бахадур остался, его задачей было прикрыть отступающее в беспорядке войско. Он знал, что он – смертник и потому он «попрощался со своими детьми и родными, приехал и с копьем в руках сидел на лошади у подножия своего бунчука и знамени».

Согласно двум вариантам перевода Йазди: «Йаглибий из рода бахрин был одним из близких Токтамыш-хана и из бахадуров узбекского войска. Со своим войском, выступив из кула вперед, он произнес: «Эй. воины! Я, Йаглибий, ищу врагов. Знайте, разорву силой и горы, опрокину слона. Изрублю, если встретится мне лев». Он «требовал Усман Бахадура словами: «Где ты Усман? Выйди и посмотри на силу мужскую». «Когда Усман Бахадур услышал эти вздорные возгласы, огонь усердия ударил ему в голову, не задумываясь, тут же рванул вперед к нему». «У эмира Османа от этого задорного хвастовства вспыхнул огонь негодования, и он немедленно двинулся, как гора на спине ветра. Когда Оcман-бахадур подошел к ним со своим кошуном, обе стороны сцепились и обрушили друг на друга удары беспощадных мечей, палиц и метательных копий». Яглыбай-бахадур приказал стреножить его коня цепями и вызвал на поединок. И это было опрометчиво, при столкновении его конь не устоял. Эмир оказался под лошадью и Усман-бахадур обезглавил его. Однако, дело было не кончено. Воины его улуса – его сородичи – продолжали битву до вечера. Они бились за обезглавленный труп своего предводителя. Когда «труп Йаглибай Бахадур бахрина в конце концов вытащили (с места) улуса бахринов из-под 800 человек юношей с черными кольчугами на груди, верхом на белых лошадях и с белыми кутасами на шее. Людей же с цветами и видами иными, чем сказанные, не считали, число (людей) других цветов знает Бог Всевышний».

По поводу родовой принадлежности Яглыбай-бахадура можно предположить, что его имя связано с казахским родом Жагалбайлы или башкирским родом Ягылбай. Может, род или родовое подразделение наименовали в честь бессмертной славы их геройского предводителя? Так же много раз было в тюркской и казахской истории. Как и в случае с эмиром Уаком, имя которого стало именем даже не рода, а племени, состоявшего из нескольких родов. Он был ближним эмиром Тохтамыша. Уакский корпус также сражался и погибал и на Кондурче, и на Тереке.

Герои бывают и в отступлении

Другим героем поражения на Тереке отступления стал эмир Удурку. Вероятно, при прорыве ордынцев он оказался в тылу Тимура. Когда войско дрогнуло и чагатаи над трупом их эмира добивали улус ширинов и других примкнувших к ним смельчаков, то возвращаться ему стало некуда. И Удурку ушел в Кавказские горы. Там он продолжил сопротивление и набирал новых воинов. Желающих отомстить Тимуру было много, ведь Тамерлан прошел через Кавказ в буквальном смысле на крови. Захватчиков могли отрезать, и потому Тимур повернул обратно. Удурку находился в крепости Кабчигай. Тамерлан опять прошелся мечом по эльбрусским горцам и через местность Балкан дошел до Пулада (какие знаковые названия) и потребовал выдать Удурку.

Достойный горец ответил: «Удурку искал у нас убежище. Пока душа будет в теле, я его не выдам, и пока останется один вздох от духа, буду защищать его». Тогда Тамерлан прорубил леса, превратив их в степь, взял горные крепости и разбил Пулада. Удурку был взят в плен, заточен в железную клетку и был отправлен в Самарканд, где погиб. Но пока на поле поражения умирал улус ширинов Яглыбай-бахадура и пока Тамерлан развернулся на Кавказ на Удурку и Пулада, многие успели уйти с Терека и спастись от молоха.

Последний герой

Последним героем Орды стал эмир Бек-Ярык-оглан. Он сражался с Тимуром и дважды вместе со своим ханом потерпел поражение. Однако Бек-Ярык не сдавался и продолжал сопротивление. Его солдаты погибли на полях проигранных битв на Кондурче и Тереке, а улус был уничтожен в ходе вторжения. Многие улусы были стерты с лица земли. Но почему-то именно Бек-Ярыка преследовали с особым рвением. Низам-ад-дин-Шами и Шереф-ад-дин-Иезди написали, что Тимур прошел до реки Узи (Днепр) и местности Манкерман (Киев или «Тысяча крепостей») и оттуда повернул обратно к Тану (Дону), где прижал Бек-Ярыка к реке.

Наступил смертный час для ордынцев. Улус был прижат к Дону и уничтожен. Бек-Ярыг, не желая сдаваться, взял с собой одного сына и уплыл через Дон. Другого пути не было.

Последний эмир и последний хорезмшах

Джалал-ад-Дин Манкбурны, разбивший корпуса Чингисхана, все же был прижат к берегу Инда войском самого Чингисхана. Он сражался до последнего, лично атаковал монголов, но убит не был. Чингисхан приказал взять султана живым. Когда поражение стало неизбежным, султан сел на свежего коня, атаковал врагов, затем развернулся и с утеса бросился в реку. При этом он закинул щит за спину, взял свой штандарт и с ним в руках переплыл Инд. Воины бросились за ним, но их стали расстреливать из луков прямо в воде. И тут Чингисхан опять лично запретил стрелять в султана. Перебравшись на другой берег, Джалал-ад-Дин привел себя в порядок и, согласно летописям, вытер свою саблю и погрозил саблей Чингисхану. И после этого Чингисхан сказад: «Только такой сын должен быть у отца!» (Ан-Насави). А Джувейни записал: «Его жены и дети были приведены к Чингисхану, и тех из них, что были мужского пола, включая грудных младенцев, приложили к груди смерти и … их тела были брошены воронам».

Бек-Ярыг оказался в такой же ситуации – улус был перебит, жены и дети – в плену. Но тут произошло невероятное. Тамерлан вдруг взял под охрану семью героя, по-царски одарил ее, а затем под охраной отправил эмиру. Что же произошло с Тамерланом, истребившим сотни городов только в Орде?! Можно предположить, что стратег Тамерлан хотел привлечь Бек-Ярыга на свою сторону. А может, всё было по-родственному и Бек-Ярыг был барласом, а такие герои всегда нужны и их веками помнят племена. А может, Бек-Ярыг был братом любимой жены Тимура?

P.S. Продолжение цикла «Великий туранец Тохтамыш» проекта «Turanian» следует

https://t.me/kzexclusive

Марлен Зиманов




3 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Яглы бий это предводитель известного рода барын. Это род есть у монголов, татар, крымских татар, каракалпаков и хазарейцев (бахрин)…. После проявленного героизма в битве на Тереке род барын вошёл в 4 привилегированных рода в татарских ханствах. Аргын, Барын, Мангыт и Ширин