English version

Владимир Толоконников: любимый актер из любимого города

Культурная среда — 27 июня 2025 12:00
0 -1

Штрихи к портрету Владимира Толоконникова, построившего дом, разбившего сад, воспитавшего двоих сыновей и сыгравшего восемьдесят ролей в кино и десятки – в театре.

Ошибочно или по незнанию журналисты часто называют его «актером одной роли», подразумевая самую известную – Полиграфа Шарикова из фильма Владимира Бортко, поставленного по повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Действительно, роль не просто звёздная. Это ещё и «охранная грамота» на всю жизнь.

Изображение 1 для Владимир Толоконников: любимый актер из любимого города

На фото: Владимир Толоконников в фильме «Собачье сердце»

Алматинский художник Сергей Алексеев считает: «Абсолютно нереально представить этот фильм Бортко без Толоконникова. Актер – «двестипроцентно» попал в роль. Второй такой случай – Зиновий Гердт в образе Паниковского в «Золотом телёнке» у Михаила Швейцера».

Сказать по правде, у Швейцера все хороши: и Сергей Юрский – Остап, и Леонид Куравлёв – Шура Балаганов, и Николай Боярский – Адам Козлевич. Интересно, что и Владимиру Толоконникову посчастливилось прикоснуться к роману Ильфа и Петрова «Золотой телёнок». В более поздней экранизации талантливого Василия Пичула «Мечты идиота» он сыграл Адама Козлевича. Но, несмотря на сильный актерский состав, картину вяло приняли и зрители, и критики. Может, напрасно Пичул перенес действие в наши дни, а на роль Остапа Ибрагимовича взял певца Сергея Крылова. Доброта же Козлевича в исполнении Толоконникова настолько зашкаливает, что позволило писателю и книгоиздателю Леониду Кузнецову предположить, что и в жизни Владимир Алексеевич был человеком замечательным.

– Да, – ответил я Лёне, – очень был скромным и добрым. Я был с ним немного знаком ещё до Шарикова, когда работал редактором на Казахском радио. Но и после он «не звездил», хотя летом носил большие солнцезащитные очки – чтоб не узнавали на улице. А его всё равно узнавали…

На радио же Толоконникова привел его коллега Владимир Ерёмин. Мы записывали спектакль музыковеда Витольда Каменского о Рихарде Вагнере, и Володя Ерёмин упросил режиссера Тамару Каменскую дать небольшую роль Толоконникову. Чтобы финансово поддержать коллегу. Не секрет, что зарплаты в театре были мизерные, а на радио можно было неплохо заработать. Толоконникову предстояло сыграть дежурного по станции и объявить, что поезд «Байрёйт – Цюрих» отправляется с первого пути. Фразу удалось записать с пятого или шестого дубля, она никак не давалась Владимиру Алексеевичу. Потому что он впервые работал в студии, был зажат, застенчив и робок. Зато лет через десять, став знаменитым после Шарикова, начал вести свою авторскую программу на одном из телевизионных каналов Казахстана.

Владимир Толоконников родился в Алма-Ате в 1943 году. После школы отчаянно и целеустремлённо рвался в актеры. Трижды штурмовал московские театральные вузы, но его не принимали. Призвали в армию, где он служил три года. И только после службы фортуна улыбнулась ему: заметно повзрослевшего и возмужавшего абитуриента приняли в Ярославское театральное училище. Ярославль, кстати, город с традициями – именно в нем появился первый российский профессиональный театр, носящий сегодня имя своего основателя – Фёдора Волкова. После окончания училища Толоконников один сезон отработал в Ярославском ТЮЗе, а потом решил вернуться на родину, в Алматы, где поступил в труппу Республиканского русского драматического театра имени М.Ю. Лермонтова, в котором служил до конца жизни.

В театре к нему долго присматривались и, слава Богу, что оценили. Жизнь налаживалась, появились и первые роли в кино. В 37 лет дебютировал в картине Амангельды Тажбаева «Последний переход». Потом сыграл ещё несколько киноролей, самая значительная из них – милиционер у Калыкбека Салыкова в чудесном ретрофильме «Балкон», поставленном по произведениям Олжаса Сулейменова.

И вот, наконец, «драгоценный подарок» за долготерпение: Владимир Бортко утвердил его на роль Полиграфа Шарикова в «Собачьем сердце». Кстати, у Бортко на роль Шарикова пробовались восемь артистов – среди них были Николай Караченцов, Валерий Носик, Владимир Стеклов и Алексей Жарков. И режиссер уже хотел отдать роль своему любимому Караченцову, но тут на пробах появился Толоконников и всех победил. Результат? Успех грандиозный, популярность невероятная, Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, новые ангажементы. К счастью, голова у Владимира Алексеевича не закружилась. Из своего театра он не ушел, из любимого города не уехал, хотя звали не раз и в Москву, и в Петербург. Уезжал разве что на гастроли или на съемки, но не навсегда.

Алматинская публика преданность ценила. Он едва выходил на сцену, а зал уже взрывался аплодисментами. И роли появились одна лучше другой: Дикой в «Грозе» А.Островского, Лука в «На дне» Горького, Фирс в чеховском «Вишнёвом саде». Без малого четверть века играл актер Тимофея в спектакле «Семейный портрет с посторонним» в постановке Юрия Ханинги-Бекназара.

В театре готовились отметить две юбилейные даты – 75-летие актера и 25-летие спектакля и устроить по этому случаю бенефис – в 2018 году. Увы, не дожил Владимир Алексеевич, умер в Москве от остановки сердца – как сообщил его младший сын Родион. В это время он параллельно был занят в нескольких проектах: во втором сезоне комедийного сериала о семействе Супер-Бобровых, играл Михалыча – главного персонажа в фильме Алексея Шемеса (тоже когда-то служившего в лермонтовском театре) «Дед». Этот фильм вышел на экраны через год после смерти артиста и завоевал несколько престижных наград на кинофестивалях.

Главных героев у Владимира Алексеевича не так много, но каждый его персонаж запоминался. Как сказала бывшая казахстанка Марина Зальцман (сегодня – известный парикмахер-стилист в Израиле), «По сей день чувствую мощный прилив адреналина при каждой встрече с творчеством артиста». И не только Марина, думаю, испытывает такие чувства. Искусство Толоконникова – всегда мощное, остро индивидуальное, играет ли он чудиков, бюрократов или злодеев. Неспроста же в свои картины его приглашали ведущие режиссеры Казахстана и России. Трижды он снимался у Сатыбалды Нарымбетова: в «Гамлете из Сузака», «Молитве Лейлы» и «Омпе». Снимался в «мыльных операх», сделанных в Казахстане: и в «Перекрестке», и в «Саранче», и в «Шанхае», и в «Гейзере». Играл также ведущие роли в российских сериалах «Участок» и «Заколдованный участок», «Исчезнувшие» и других. Исполнил роль Филомеева в артхаусных фильмах Николая Досталя «Облако-рай» и «Коля – Перекати поле». Запомнились, конечно, и его персонажи из казахстанских фильмов «Тот, кто нежнее» Абая Карпыкова и «Дом у солёного озера» Асанали Ашимова и Игоря Вовнянко.

Среди ролей, сыгранных в новом веке – счетовод в «Мастере и Маргарите» Владимира Бортко, Николай Трофимович у Владимира Фатьянова в «Правосудии волков» (в этой картине Толоконников снимался с самим Майклом Йорком). Незабываем и его Хоттабыч из успешной одноименной фантастической комедии Петра Точилина.

Изображение 2 для Владимир Толоконников: любимый актер из любимого города

На фото: Владимир Толоконников в фильме «Хоттабыч»

Творчество артиста по достоинству отмечено наградами Казахстана и России. Он награждён орденами «Курмет» и «Дружба». На Троекуровском кладбище Москвы в день 80-летия актера был открыт надгробный памятник. А в прошлом году в Алматы появилась улица имени Владимира Толоконникова.

Изображение 3 для Владимир Толоконников: любимый актер из любимого города

На фото: надгробный памятник, открытый в день 80-летия Владимира Толоконникова на Троекуровском кладбище Москвы.

25 июня могло бы исполниться 82 года Заслуженному артисту Республики Казахстан Владимиру Алексеевичу Толоконникову (1943 – 2017).

Сергей Лесковский

Владимир Толоконников сыграл в кино без малого 80 ролей. В избранную фильмографию автор включил наиболее известные киноработы артиста, главным образом, казахстанского и российского производства:

  • 1989 год: «Гарем Степана Гуслякова»
  • 1990 год: «Волки в зоне», «Клещ», «Ночь длинных ножей»
  • 1991 год: «Женская тюряга» (другое название «Жизнь – женщина»)
  • 1992 год: «Долина смерти»
  • 1994 год: «Шоу для одинокого мужчины»
  • 1996 год: «В империи орлов» (копродукция Германии, Канады, России и США)
  • 1997 год: «Горький дым осени»
  • 1999 год: «Борщ из французских лягушек», «Небо в алмазах»
  • 2003 год: «Каждый взойдет на Голгофу», «Убойная сила-5»
  • 2004 год: «Виола Тараканова»
  • 2008 год: «Наследники»
  • 2009 год: «Город мечты» (один из первых фильмов об Астане).
  • 2010 год: «Китайская бабушка»
  • 2011 год: «Сделано в СССР», «Брат и сестра»
  • 2012 год: «25-й километр»
  • 2016 год: «Дух балтийский»
  • 2017 год: «Бабушка лёгкого поведения»

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.