Минздрав рекомендует болеть только богатым. Бедных просит не беспокоить
Ключевой проблемой системы здравоохранения Казахстана является доступность бесплатных медицинских услуг. Начиная с 2020 года система здравоохранения Казахстана недополучила 4 трлн тенге. Но это только следствие непрозрачности и неэффективности всей бюджетной системы Казахстана.
Если вы живете в городе и у вас есть достаточно денег, вы легко найдете частную клинику, которая быстро и профессионально обслужит вас. Но если у вас недостаточно средств, чтобы оплатить медицинское обслуживание в частной или государственной медицинской организации из своего кармана, то вы немедленно столкнетесь с тем, что не все медицинские услуги окажутся в бесплатном доступе, вам придется долго ждать, чтобы ее получить, а когда это случится, то это будет не очень качественно, на устаревшем оборудовании и в крайне изношенных помещениях, особенно если вы живете в сельской местности.
Начиная с 2020 года в Казахстане система финансирования бесплатного здравоохранения является смешанной. Она основана на бюджетном финансировании и на системе обязательного медицинского страхования.
Напомним, всем гражданам Казахстана предоставляется «Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи» (ГОБМП), целиком финансируемый за счет бюджетных средств правительства. ГОБМП – это первичная и экстренная неотложная медицинская помощь, за которую вам не надо платить из собственных средств, так как она гарантирована вам государством, вне зависимости от вашего участия в системе Обязательного социального медицинского страхования.
Обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС) – это система государственного медицинского страхования, в которую вносятся 5% от заработной платы (3% от работодателя и 2% от работника, что дает доступ к расширенному бесплатному пакету медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение. Таким образом, граждане, регулярно оплачивающие взносы на ОСМС и имеющие статус «ЗАСТРАХОВАН», могут получать более широкий перечень бесплатных медицинских услуг, чем это дается в ГОБМП. Причем, объем медицинской помощи в пакете ОСМС не зависит от доходов плательщика и размера взносов в систему (солидарная система).
Помимо взносов из зарплаты работников, государство уплачивает из госбюджета взносы в ОСМС за 15 льготных категорий лиц, освобожденных от уплаты взносов, чья численность составляет порядка 11 миллионов человек или 59% (!) от общей численности населения Казахстана. В льготные категории входят: дети, пенсионеры, инвалиды, официально зарегистрированные безработные и так далее.
Все взносы OCMC идут в Фонд Социального Медицинского Страхования (ФСМС), который оплачивает медицинским организациям их услуги в рамках ОСМС.
Уровень государственных расходов на здравоохранение по отношению к ВВП в Казахстане более чем в три раза ниже, чем средний показатель в странах ОЭСР. По рекомендациям ВОЗ, этот показатель должен составлять 6–9% к ВВП в развитых государствах и не менее 5% к ВВП в развивающихся странах.
По данным отчета НСЗ за 2022 год, Фонд социального медицинского страхования покрывал 35% государственных расходов на здравоохранение в 2022 году. Оставшиеся 65% финансировались из государственного бюджета. В целом система здравоохранения в Казахстане в большей степени финансируется за счет государственных расходов – 62.0%:
• расходы государственного бюджета – 40.1% от текущих расходов на здравоохранение;
• расходы в системе ОСМС – 21.6% от текущих расходов на здравоохранение.
Частные расходы составляют 38% от текущих расходов на здравоохранение. Из них:
• выплаты из собственных средств населения – 30.9%;
• расходы добровольного медицинского страхования – 1.0%;
• расходы работодателей (оплата компаний за свои сотрудников) – 5.9%;
• расходы некоммерческих организаций – 0.4%.
Выплаты из кармана населения на медицинское обслуживание являются очень важным показателем финансовой нагрузки на население в любой стране. Из-за низкого уровня финансирования здравоохранения со стороны государства данный показатель в Казахстане (30.9%) значительно превышает рекомендованные ВОЗ пороговые значения – 20% и средние значения в странах ОЭСР – 16.9%. По нашему мнению, общая сумма выплат из кармана населения на медицинские услуги и лекарства в Казахстане существенно занижена из-за несовершенства статистики и неформальных платежей за медицинское обслуживание. То есть, в реальности значительное отставание Казахстана по этому показателю от стран ОЭСР еще больше.
Структура собственности медицинских организаций
В таких условиях правительство не может установить нормальные тарифы на бесплатные медицинские услуги для частных медучреждений так, чтобы они могли компенсировать свои операционные расходы и инвестировать в новое оборудование и помещения для расширения своей деятельности.
С другой стороны, государственные медучреждения являются зависимыми организациями, и они вынуждены работать в условиях сильного недофинансирования со стороны государства. В результате – низкая квалификация специалистов; изношенное оборудование и старые помещения.
Согласно отчету БНС, в 2023 году доля государственных медучреждений в общем объеме оказанных услуг составляла 68%, частных медучреждений – 30% и иностранных – 2%. В государственных медучреждениях 93% медицинских услуг было профинансировано из государственных источников, а остальное из частных (население и компании за своих сотрудников). В частных медучреждениях 42% медицинских услуг было профинансировано из государственных источников, а остальное из частных.
Непрозрачность планирования и принятия решений по государственному финансированию
Минздрав постоянно говорит о важности актуарных расчетов для оценки и планирования финансовой устойчивости системы здравоохранения, однако с момента обретения независимости эти расчеты ни разу не были опубликованы, а без них все стратегические документы правительства по развитию здравоохранения в Казахстане не имеют экономического смысла.
Таким образом, начиная с 2020 года система здравоохранения Казахстана недополучила 4 трлн тенге для государственного финансирования бесплатных медицинских услуг! При таком огромном недофинансировании остается полностью непрозрачным процесс принятия решений, что является следствием глубоких проблем в бюджетной системе Казахстана.
Проблемы инвестиций и государственных тарифов в здравоохранении
Из-за недостаточности государственного финансирования правительство платит медучреждениям по крайне низким тарифам. В прошлом году премьер-министр признал, что текущие государственные тарифы на медуслуги не соответствуют фактическим затратам медучреждений, и они в 3-4 раза ниже рыночных цен на медицинские услуги в частном секторе. Решение проблемы предлагалось за счет полной оцифровки системы здравоохранения, проведения полномасштабной работы по выявлению всех приписок и проведения ревизии клинических протоколов лечения. Однако такой ответ можно считать отпиской, не затрагивающей сущности проблемы.
Помимо этого, государственное тарифообразование в медицине Казахстана крайне запутано, противоречиво и не соответствует лучшей мировой практике. Существует большой переток услуг с пакета на пакет (с ОСМС в ГОБМП и обратно), в результате трудно определить адекватность предоставляемых услуг по этим пакетам.
В идеале тарифы за медуслуги, оплачиваемые государством должны покрывать:
• все операционные расходы медучреждений, где главным компонентом является зарплата специалистов;
• амортизацию или аренду медицинского оборудования, транспорта и помещений;
• а также прибыль медучреждений, которая пойдет на расширение деятельности или на дивиденды владельцам медучреждения.
Пока же вместо повышения государственных тарифов на медуслуги правительство финансирует строительство новых помещений и покупку нового оборудования для государственных медучреждений, прежде всего в сельской местности. Но зачем строить новые государственные медучреждения, если государство за счет низких тарифов не может возместить операционные затраты текущим медучреждениям? Также такой подход усиливает дисбаланс между частными и государственными медучреждениями и расширяет собственность государства в здравоохранении, что напрямую противоречит лозунгам правительства о разгосударствлении экономики Казахстана.
В прошлой Госпрограмме развития здравоохранения на 2020–2025 годы уделялось достаточно большое внимание государственно-частному партнерству (ГЧП) в здравоохранении. Это было абсолютно правильно, поскольку ГЧП – это очень важный инструмент вовлечения частных медучреждений в предоставлении бесплатных медуслуг населению. Но все эти планы не были исполнены, поскольку частные организации не могут работать в условиях, когда государственные тарифы на медуслуги в 3-4 раза ниже рыночных.
Полная версия здесь.
Комментариев пока нет