Внешняя политика США в 2025 году
Приближаются президентские выборы в США, и многие задаются вопросом, а как они повлияют на американскую внешнюю политику. Ответ полон неопределенностей.
Во-первых, кто выиграет выборы? В начале лета опросы показывали, что Дональд Трамп значительно опережает президента Джо Байдена. Но теперь, когда кандидатом Демократической партии стала вице-президент Камала Харрис, она, согласно опросам, немного впереди. Проблема в том, что, когда настроения избирателей меняются так быстро, невозможно предсказать, какими они будут 5 ноября. Харрис демонстрирует впечатляющие политические навыки, однако политика в демократической стране полна сюрпризов.
Во-вторых, иностранные лидеры и деятели тоже могут «проголосовать» – в том смысле, что их поведение может внезапно изменить повестку в США и вероятность принятия тех или иных решений. Умеренная внешняя политика, о которой Джордж Буш-младший говорил во время избирательной кампании 2000 года, оказалась совершенно не похожа на ту политику, которую он проводил после терактов 11 сентября 2001 года. Кто знает, какие сюрпризы могут готовить Владимир Путин или Си Цзиньпин.
Нет, конечно, предвыборные заявления создают определённые представления о будущей политике. Если Харрис победит, можно ожидать продолжения политики Байдена, хотя и с некоторыми поправками. Она явно меньше ориентирована на продвижении демократии в мире (одна из главных тем для Байдена), и чуть больше говорит о правах палестинцев. Впрочем, в целом она будет проводить ту же политику усиления альянсов США и укрепления системы многосторонних отношений (мультилатерализм).
Трамп менее предсказуем. Хотя все политики искажают правду, он выделяется особо. Трудно сказать, какие из его заявлений могут станут реальной политикой. Его рассуждения об односторонних действиях и снижении роли альянсов и многосторонних организаций дают нам представление о направлении его внешней политики, но конкретные вопросы остаются без ответа.
Наблюдатели часто пытаются улучшить свои прогнозы, присматриваясь к советникам кандидатов. У Харрис ведущим специалистом по внешней политике является Филип Гордон – прагматичный, уважаемый центрист, который занимался европейскими и ближневосточными делами в предыдущих администрациях демократов, а сейчас стал главным внешнеполитическим советником вице-президента.
В трамповском лагере трудно назвать сравнимую фигуру, хотя пресса иногда упоминает Роберта О’Брайена, последнего советника Трампа по национальной безопасности. Впрочем, мы точно знаем, что Трамп сожалеет о назначении традиционных республиканцев на ключевые должности во время своего первого срока, потому что они ограничивали его свободу действий и делали его политику более умеренной, чем ему бы хотелось.
Стоит также отметить некоторые сходства между двумя кандидатами. Важнейшим из них является их отношение к Китаю. Сейчас сложился широкий двухпартийный консенсус, что Китай вёл нечестную игру в торговле и сфере интеллектуальной собственности, и что его напористое поведение в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях угрожает американским союзникам – Японии и Филиппинам. Китай много раз заявлял, что не исключает применения силы для захвата Тайваня, который он считает мятежной провинцией. Байден во многом продолжил китайскую политику Трампа, и Харрис, скорее всего, поступит так же, хотя и с некоторыми поправками.
Второе сходство между кандидатами – их отказ от неолиберальной экономической политики. Во время президентства Трампа Америка отказалась от традиционных республиканских (времён Рейгана) подходов к внешней торговле и стала повышать пошлины, а также менее активно участвовать в работе Всемирной торговой организации. Всё это было сделано под руководством торгового представителя США Роберта Лайтхайзера, который сохраняет влияние в кругу Трампа.
Кроме того, Трамп выкинул в мусорную корзину «Транстихоокеанское партнёрство», о котором договаривался Барак Обама, а Байден ничего не сделал, чтобы вновь присоединиться к этому соглашению или отменить введённые Трампом пошлины на импорт из Китая. Байден пошёл даже дальше и ввёл новые ограничения экспорта технологий в Китай (они получили название «высокий забор вокруг маленького двора»). Поскольку Харрис – из Калифорнии, и у неё есть собственные связи с американским техносектором, вряд ли она будет снижать этот забор. А от Трампа можно ожидать лишь расширения «двора».
И Трамп, и Харрис обещают увеличить американскую «жёсткую силу» (военную и экономическую) с помощью инвестиций в оборонный бюджет и оборонную промышленность. Можно ожидать, что оба продолжат начатую программу модернизации ядерных вооружений и будут содействовать разработке новых видов вооружений с использованием искусственного интеллекта.
Одно из главных различий касается отношения кандидатов к Европе. Трамп и его напарник Джей Ди Вэнс чётко пояснили, что они мало заинтересованы в поддержке Украины и НАТО. Трамп утверждает, что быстро закончит эту войну с помощью переговоров. Трудно представить, как это можно сделать без радикального ослабления Украины.
На Ближнем Востоке оба кандидата обещают поддерживать безопасность Израиля и его право на самооборону, хотя Харрис говорит о праве палестинцев на самоопределение. Вероятно, оба будут подталкивать Саудовскую Аравию к нормализации отношений с Израилем, и оба выберут жёсткую линию в отношении Ирана. Впрочем, Трамп придаёт мало значения Африке и Латинской Америке, а от Харрис можно ожидать больше внимания к этим регионам.
Наиболее радикальные различия связаны с американской «мягкой силой», то есть со способностью достигать желаемых результатов убеждением, а не принуждением или деньгами. Будучи президентом, Трамп проводил одностороннюю политику под лозунгом «Америка превыше всего», и остальные страны пришли к выводу, что их интересы не учитываются. Трамп открыто отвергал мультилатерализм, что ярче всего проявилось в выходе США из Парижского климатического соглашения и Всемирной организации здравоохранения. Байден отменил эти решения, но Трамп, вероятно, отменит эту отмену, в то время как Харрис сохранит американское участие. Кроме того, у неё выше, чем у Трампа, вероятность выступления с заявлениями в поддержку прав человека и демократии.
Иными словами, многое в американской внешней политике останется неизменным, и не важно, кто победит на выборах. Однако расхождения в отношении кандидатов к альянсам и мультилатерализму существенны – и эта разница может иметь решающее значение.
Copyright: Project Syndicate, 2024. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет