Во сколько обходится бюджету Казахстана выполнение социальных обязательств? - Exclusive
Поддержать

Во сколько обходится бюджету Казахстана выполнение социальных обязательств?

Сначала пандемия, а теперь и война в Украине обострили перед правительствами проблему выполнения своих социальных обязательств. Казахстан, стоящий на пороге исторических максимумов инфляции, не стал исключением. Сможет ли страна справится с новым экономическим штормом?

В социальной помощи сегодня в стране нуждается более 4 млн человек или 21,1% всего населения: пенсионеры, лица с инвалидностью, многодетные семьи и другие категории граждан. Только за последние два года расходы на социальное обеспечение выросли на 20,6% и составили 4,1 трлн тенге. Помимо базовых выплат из республиканского бюджета существуют дополнительные выплаты из других источников – Единый накопительный пенсионный фонд и Государственный фонд социального страхования.

Но насколько прожиточный минимум, который обеспечивает государство, способен поддерживать покупательную способность этой, как оказалось, достаточно большой категории населения?

Напомним, прожиточный минимум (ПМ) – базовый индикатор системы минимальных государственных стандартов, который используется для расчета порога бедности и применяется для исчисления размеров 6 видов выплат, в том числе базовой пенсии по возрасту, адресной социальной помощи, пособия по инвалидности и ряда других госсоцпособий. Он равен по величине стоимости минимальной потребительской корзины, которая состоит из продовольственной корзины и фиксированной доли расходов на непродовольственные товары и услуги.

Сегодня достаточно часто дискутируется вопрос о том, насколько методика определения прожиточного минимума соответствует международным нормам. В 2006 году произошло глобальное изменение структуры прожиточного минимума. Сокращена доля продовольственной корзины с 70 до 60% и, соответственно, увеличена доля непродовольственных товаров и услуг с 30 до 40%. Также в два раза был увеличен набор продуктов питания в продовольственной корзине – с 20 до 43 наименований. В итоге ее среднедушевая энергетическая ценность увеличилась с 1 175 до 2 175 ккал. Это привело к увеличению величины ПМ на 30%. При этом, подобная методика признана соответствующей международным требованиям.

Второй раз структура величины ПМ изменилась в 2018 году, когда доля непродовольственной части была увеличена с 40% до 45%, что привело к увеличению величины ПМ с 24 459 тенге в 2017 году до 28 284 тенге в 2018 году и повлияло на доходы более 3 млн граждан. Из республиканского бюджета дополнительно было выделено порядка 386 млрд тенге.

В 2020 году в связи с эпидемиологической ситуацией в стране размер ПМ был вновь увеличен на 10% или с 29 698 тенге в 2019 году до 32 668 тенге. Соответственно, были повышены размеры социальных выплат, рассчитываемые от величины ПМ. На эти цели дополнительно направлено более 140 млрд тенге.

И вот в 2022 году размер ПМ был увеличен еще на 9% или с 34 302 тенге в 2021 году до 37 389 тенге – с начала года на 5% и с 1 апреля 2022 года еще на 4%. Соответственно, были повышены размеры социальных выплат, рассчитываемые от ПМ. На эти цели дополнительно направлено более 185 млрд тенге.

АСП как мотивация к труду и искоренению иждивенчества

С 1 января 2018 года в Казахстане появился новый формат оказания АСП, в качестве критерия оказания которой устанавливается черта бедности на основе величины прожиточного минимума в процентном выражении. Тогда же черта бедности была увеличена с 40% до 50% от величины прожиточного минимума, в апреле 2019 года – с 50 до 70% от ПМ, а система предоставления АСП была скорректирована с точки зрения мотивации к труду и размеров государственной поддержки. В частности, усилены требования к трудоспособным получателям АСП, т.е. в случае их отказа от предложенных активных мер содействия занятости, право на получение АСП теряют все члены семьи. Также усилен институт участковых комиссий, увеличен срок проведения обследования материального положения семьи с трех до семи дней.

По состоянию на 1 июня 2022 года АСП назначена 113,6 тыс. семей или 585,3 тыс. человек, что на 35,6% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Также внедрен гарантированный социальный пакет для детей из числа малообеспеченных семей в возрасте от 1 года до 18 лет, предусматривающий для детей дошкольного возраста – обеспечение продуктовыми наборами и гигиеническими принадлежностями, для школьников – бесплатное питание по месту обучения, льготный проезд на городском общественном транспорте, обеспечение школьными формой и принадлежностями.

На 1 июня 2022 года численность получателей ГСП составила 213,3 тыс. детей, из них дети в возрасте от 1 до 6 лет – 150,2 тыс. детей, школьного возраста – 63,1 тыс. детей.

Таким образом, пока Казахстану удается выполнять свои социальные обязательства, но очевидно, что система социального и пенсионного обеспечения должна измениться концептуально и эта работа ведется в рамках разрабатываемого проекта Социального кодекса.

Максат Нурпеисов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *