Хлеба и… нефти
Поддержать

Хлеба и… нефти

Если внимательно присмотреться к истории, то СССР появился не в ноябре 1917-го, а гораздо позже — в 1929 году, когда в стране родилась первая карта индустриализации. Именно она связала в одно целое разрозненные, слабо связанные территории, которые в любой момент могли распасться. Единого взаимосвязанного и взаимодополняющего экономического комплекса эти территории собой не представляли. Вследствие такого положения дел СССР и политически был весьма плохо организован, что грозило активизацией центробежных тенденций в нем и развалом государства.

Именно в 1929 году в СССР началась первая пятилетка, была проведена коллективизация, позволившая высвободить значительные количества зерна для закупки оборудования за рубежом и финансирования форсированной индустриализации. За четыре года, с 1929-го по 1933-й, построены около 1500 крупных промышленных предприятий и созданы целые отрасли, ранее не существовавшие: станкостроительная, авиационная, химическая, производство ферросплавов, тракторостроение, автомобилестроение и др. Был создан второй промышленный центр за Уралом(первый — в европейской части страны) — обстоятельство, в конечном счете решившее исход Великой Отечественной войны.

Всё это требовало гигантского увеличения производства ресурсов и форсированного создания инфраструктурной сети. В кратчайшие сроки в слаборазвитой стране были осуществлены колоссальные преобразования. Масштаб реализованной программы был беспрецедентным, история человечества еще не знала ничего подобного.

«Этот пятилетний план был составлен после самых тщательных размышлений и исследований. Вся страна была изучена под этим углом зрения учеными и инженерами, многочисленные эксперты обсуждали проблемы приведения одних частей плана в соответствие с другими частями. Ибо подлинная трудность заключалась именно в этом сбалансировании. Много ли проку в создании крупного завода, если для него нет сырья? А если даже сырье имеется, то его еще надо доставить на завод. Приходилось, таким образом, решать также проблему транспорта, строить железные дороги, а железные дороги нуждаются в угле, так что требовалось сооружать угольные шахты. Сам завод, чтобы работать, нуждается в электрической энергии. Чтобы снабжать его электроэнергией, надо было производить ее при помощи силы падающей воды, а следовательно, строить плотины на больших реках, а затем передавать электрическую энергию по проводам на заводы, сельскохозяйственные предприятия и для освещения городов и деревень. И всё это, в свою очередь, требовало инженеров, механиков и обученных рабочих, а создание в короткое время многотысячных кадров обученных мужчин и женщин — дело нелегкое. Можно было, допустим, направить в сельскохозяйственные предприятия множество тракторов, но кто стал бы на них работать?» — пишет в своей книге «Асимметричная экономика» Курбан Ахметов.

Одна очень любопытная деталь, которая дает ключ к разгадке этого чуда: государство создало несколько государственных монополий, и в первую очередь — на хлеб и внешнеэкономическую деятельность. Отсюда вывод: именно сельское хозяйство, а точнее зерно, позволили поднять промышленность СССР.

«А при чем тут нефть?» — спросите вы. В том-то и дело, что ни при чем. Просто мы не провели форсированную индустриализацию ни за счет нефти, ни за счет хлеба. По крайней мере за прошедшие двадцать лет…




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *