Воздух Алматы станет чище, но радоваться рано
К концу 2026 года жителям мегаполиса обещают перевести две алматинские угольные станции на газ. Но проблема в том, что на фоне роста внутреннего потребления газа собственных мощностей может не хватить. Недостающие объемы придется импортировать из Туркменистана или России. При этом стоимость туркменского газа может быть в два раза выше цены на внутреннем рынке, а российского – в три раза. Это поднимет тарифы на электроэнергию и отопление в Алматы, где стоимость коммунальных услуг и без того уже одна из самых высоких по стране.
Алматы регулярно попадает в списки городов с высоким загрязнением воздуха. По данным РГП «Казгидромет», за последние пять лет стабильно высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха наблюдается в Алматы, Атырау, Актобе, Караганда, Темиртау, Петропавловск и Астана.
Между тем, в отличие от других городов, воздух южной столицы содержит самый длинный перечень основных вредных веществ. В частности, в нем есть взвешенные частицы РМ-2,5 – мелкодисперсные взвешенные частицы в воздухе диаметром 2,5 микрометра (мкм) и меньше, представляющие собой смесь твердых и жидких аэрозолей, которые проникают глубоко в легкие и кровь, вызывая серьезные респираторные и сердечно-сосудистые заболевания, а также считаются канцерогенами, формируясь из выхлопов, промышленности, пыли и вторичных реакций в атмосфере. Помимо него алматинский воздух загрязнен диоксидом серы, оксидом углерода, диоксидом азота, оксидом азота и т.д.
По данным местных властей, в Алматы в 2024 году объем загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу, достиг 189 тыс. тонн. Из них 60% пришлось на автотранспорт. В городе своих авто свыше 700 тыс., и еще 500 тыс. заезжает в город из пригорода, области и других регионов. Остальные выбросы совершают промышленные предприятия, частный сектор и бани, использующие твердое топливо, то есть уголь, древесину и т.п.

Между тем, одними из самых крупных загрязнителей воздуха являются две Алматинские угольные ТЭЦ, до сих пор работающие на угле. По данным АО «Алматинские электрические станции» (АлЭС), которое эксплуатирует эти электростанции, сегодня на ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 приходится 37,1 и 12,2 тыс. тонн выбросов вредных веществ в атмосферу, соответственно. То есть их доля в общем объеме выбросов за прошлый год превысила 26%. Очевидно, что в краткосрочной перспективе перевести эти два объекта с угля на менее вредоносный природный газ – более реалистично и выполнимо, нежели заставить 1,2 млн автовладельцев пересесть на электромобили или же установить на свой транспорт газобаллонное оборудование (ГБО).
Что делают власти и владельцы ТЭЦ, чтобы решить этот вопрос? О переводе станций с угля на газ говорится не первый год. Но только два года назад пошли реальные сдвиги.
Как сообщил на запрос Exclusive.kz управляющий директор АлЭС по развитию и строительству Ержан Бурамбаев, в этом году по проекту модернизации Алматинской ТЭЦ-2 получено положительное заключение РГП «Госэкспертиза», завершены все работы по вспомогательным участкам и сооружениям, а также продолжаются строительные работы на площадке. Проект предполагает возведение на площадке Алматинской ТЭЦ-2 новой станции с использованием газотурбинных технологий. Мощность установки – 557 МВт электрической и 957 Гкал/ч по тепловой энергии.
Проект в основном финансируется за счет займов, выдаваемых Европейским банков реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатским банком развития (АБР) и Банком развития Казахстана (БРК).
В мае 2023 года АлЭС заключил ЕРС-контракт (проектирование, закупка материалов, оборудования и строительство) с консорциумом китайских компаний Dongfang Electric International Corporation, Powerchina Sepco1 Electric Power Construction Co., Ltd и Powerchina Hebei Electric Power Engineering Co., Ltd.
Завершить проект стоимостью 325,9 млрд тенге планируется в декабре 2026 года.
Сейчас ТЭЦ-2 потребляет 2,4 млн тонн угля в год. После модернизации и замены топлива на полной мощности станция будет ежегодно потреблять более 1,1 млрд куб. м природного газа. При этом выбросы вредных веществ с ТЭЦ-2, как ожидается, сократятся почти в 14 раз – до 2,7 тыс. тонн в год.
Параллельно реализуется проект реконструкции Алматинской ТЭЦ-3. Здесь также планируется построить парогазовую установку (ПГУ). Она будет производить до 543,6 МВт электрической и до 160 Гкал/ч тепловой энергии.
В ноябре 2023 года АлЭС было подписано соглашение с Евразийским Банком Развития (ЕАБР) о совместной реализации проекта, который оценивается в 256,9 млрд тенге.
EPC-контракт по проекту заключен в сентябре 2023 года. Его реализацией займется консорциум компаний «KBI Energy Group», «Энерго Спец Строй», «Стандартэнерго KZ» и «Стройиндустрия».
На сегодня подписаны договоры на поставку основного технологического оборудования, осуществляется прохождение комплексной вневедомственной государственной экспертизы проектно-сметной документации (ПСД).
Сейчас ведутся подготовительные работы. Выполнены инженерные изыскания, топографическая съемка, бурение, частичный демонтаж существующих зданий, работы по вертикальной планировке территории, создана система временного электроснабжения строительной площадки, сообщили в АлЭС.
Если сегодня ТЭЦ-3 ежегодно потребляет около 920 тыс. тонн угля, то после реконструкции она будет использовать 684,2 млн куб. м природного газа в год. Ожидается, что благодаря этому выбросы сократятся более чем в 10 раз, до 1,2 тыс. тонн. Планируемый срок ввода в эксплуатацию ПГУ – декабрь 2026 года.
Не только ТЭЦ топят на угле
Вместе с тем, в городе по-прежнему есть дома, отапливаемые углем, хотя акимат Алматы обещает, что газификация частного сектора выходит на финальный этап. На конец 2024 года город был газифицирован на 99,4%, почти 2,3 млн человек из более чем 2,9 млн горожан имеет доступ к газу. При этом 907 частных домов пока не подключены к газоснабжению.
Кроме того, «Алматытеплокоммунэнерго» (АТКЭ) эксплуатирует 85 котельных, одна из которых работает на угле и сжигает ежегодно 125 тонн угля (2024 год). АТКЭ обеспечивает теплом и горячей водой 35% города.
Также для снижения вредных выбросов в атмосферу в Алматы с 2024 года запрещена закупка автобусов, работающих на дизельном топливе. Парк общественного транспорта обновляется машинами, использующими только газовые и электрические двигатели. Ожидается, что до конца 2025 года парк коммунальных автобусов полностью будет состоять из такого транспорта. Прогнозируется, что вдвое увеличится количество электрозарядных станций, что поможет горожанам переходить на электромобили.
Могут возникнуть проблемы с газом
Тем не менее, одно дело – перевести ТЭЦ на газ, другое – бесперебойно обеспечить их топливом. И с этим могут возникнуть проблемы.
По данным АО «QazaqGaz Aimaq» (QGA), в 2024 году потребление природного газа на внутреннем рынке составило 20,1 млрд куб. м.
QGA – дочернее предприятие национальной компании «QazaqGaz», эксплуатирующее распределительные газопроводы и доставляющее газ до конечных потребителей в 14 газифицированных регионах страны и в трех городах республиканского значения.
Всего в стране в прошлом году было произведено 28,7 млрд куб. м товарного газа. На экспорт в Китай отправлено 5,6 млрд куб. м. Таким образом, пока спрос превышает предложение. Но рост потребления газа идет ускоренными темпами. Это связано как с газификацией новых районов, так и ростом экономики страны в целом. По прогнозам министерства энергетики, уже в 2028 году потребление газа в Казахстане вырастет до 32,4 млрд куб. м. Скорее всего, в эти объемы включены и те 1,8 млрд куб. м, которые с 2027 года ежегодно будут потреблять алматинские ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3. Но, как мы видим, уже через два года внутреннее производство не сможет полностью обеспечивать внутренний спрос. И это с учетом дополнительных 1,5 млрд куб. м товарного газа, которые будут давать новые газоперерабатывающие заводы (ГПЗ) на Кашагане и в Жанаозене. Их планируется запустить в 2026 и 2027 годах.
Все это говорит о том, что недостающие объемы газа придется импортировать из Туркменистана или России. При этом стоимость туркменского газа может быть в два раза выше цены на внутреннем рынке, а российского – в три раза.
В то же время, очевидно, что перевод двух ТЭЦ с угля на газ приведет к росту тарифов на электроэнергию и отопление в Алматы, где стоимость коммунальных услуг одна из самых высоких по стране.



Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.