Выборы 2023: созрели ли народ и власть для демократии? - Exclusive
Поддержать

Выборы 2023: созрели ли народ и власть для демократии?

5 ноября произойдет то, к чему долгие годы призывала оппозиция, пока действующий президент не перехватил инициативу. Как к выборам райакимов готовятся власти и почему о них забыли активисты и совсем игнорируют избиратели? Для чего режим решил пойти на такой «разгул демократии» и каковы перспективы прямого избрания «больших» акимов? И наконец – почему Акорда в нынешнем варианте все же боится выборов?

Базис без надстройки

О возможности прямых выборов акимов президент Токаев упомянул еще в ходе своего второго послания образца 2020 года, услышав голос общественности, долго ратовавшей за выборность сельских акимов. Это было немного неожиданно, но, по большому счету, ложилось в общую концепцию «изменений и дополнений» избирательного законодательства, начатого еще Назарбаевым. Незадолго до этого, был сделан, по мнению Акорды, огромный шаг в сторону демократии, когда наиболее «маленьких» и, по сути, бесправных акимов стали выбирать местные маслихатовцы, в политических предпочтениях которых сомневаться не приходилось (да и не приходится).

Летом 2021-го они состоялись, но, вопреки логике, прошли настолько незаметно, чтобы власть решилась на следующий шаг — выборы районных акимов. Но грянул Кантар, который одновременно отодвинул одни планы и ускорил другие. В феврале 2022 года Токаев вновь сказал про «следующий шаг», который планируется провести в 2024-ом, а в «пилотном режиме» провести выборы райакимов в 2023 году.

На открытии первой сессии обновленного парламента, а затем и в своем свежем послании президент еще раз напомнил об этом электоральном прорыве, уточнив, что «пилотные» выборы акимов районов и городов областного значения пройдут в 45 точках из 188 районов и 34 города областного значения. То есть, честь быть первым в праве избирать (райкаимов) представляется каждому пятому региону, хотя по численности населения в них в совокупности меньше, чем 20 процентов населения страны. Возникает логичный вопрос – почему власти, задумав такой «разгул демократии», не провели повальных выборов по всей стране?

Почему не все сразу?

Прежде мы (да и не только мы), говоря про прямые выборы акимов, подчеркивали, что логично было бы их проводить сразу по всей стране и сразу всех акимов – сельских, районных, городских, областных. Ведь в стране уже несколько раз совмещались маслихатовские (нескольких уровней) выборы с парламентскими, что, может быть, вносило некоторую сумятицу в голову неподготовленного избирателя, а значит, аргументы о накладках и технических сложностях не принимаются.

Напомним, что и выборы сельских акимов прошли в несколько этапов, причем, последний только в августе этого года. И дело здесь не в отсутствии финансирования, так как средства на это выделяются из местных бюджетов (как и в начавшейся кампании, между прочим). Ответ на вопрос, почему бы не выбрать всех сразу очень прост – это вызвало бы гражданский активизм сразу по всей стране, что мягко говоря, не желательно для нынешних властей, даже учитывая электоральную инфантильность населения.

Более того, если учитывать запрос общества на реальные реформы, то его можно было бы «отвлечь» единовременными выборами областных акимов и мэров городов республиканского значения вместе со столицей. Но мы далеки от идеала, а у власти другая логика – при такой постановке вопроса ей можно потерять эту саму власть (простите за тавтологию). В общем, если коротко, это не народ не готов к «разгулу демократии», а сами власти.

Готовность №…

Справедливости ради надо сказать, режим готовился к новому формату избирательного права давно, еще в докантарскую эпоху. Поэтому трудно назвать происходящее вокруг чисто токаевскими реформами, и, соответственно, они не до конца соответствуют формуле «справедливого Казахстана», который сейчас внедряет Акорда. Более того, методы проведения выборов тоже остаются старыми, основанными на обычной для любого тоталитарного режима системе, пусть и с некоторыми полностью контролируемыми поблажками.

И здесь сошлось все: и использование политической инфантильности граждан, и недоверие к выборному процессу в принципе, и фальсификации на местах. Кстати, на этот раз Астана де-юре отдала выборы райакимов полностью на откуп местных властей и теркомов, тем самым сняв с себя ответственность за то, что будет происходить и уже происходит в тех районах и городках, где идет избирательная кампания. Ее, кстати, практически не видно – даже местная региональная пресса не спешит освещать события вокруг выборов, не говоря уже о республиканских СМИ, включая независимые и почти независимые издания. Это, понятное дело, тоже неспроста. Перефразируя известную поговорку, в данном случае можно сказать, что власти действуют по правилу «Выборы любят тишину».

Именно исходя из этой формулы, как отмечали некоторые наши коллеги по цеху, происходит очередная зачистка общественно-политических деятелей, которые могут (или могли бы) поднять шум вокруг нынешнего электорального цикла. Например, нелогичное и жесткое уголовное преследование журналиста Думана Мухамедкарима и некоторых других активистов, шантаж и угрозы в адрес Армана Шораева и Мухтара Тайжана, продолжающееся преследование сторонников Демпартии Жанболата Мамая и так далее. Недавно директор консалтингового агентства EXIMAR Айман Турсынкан также сообщила, что подвергается телефонным атакам, дописав, что «видимо, придется становиться совсем невидимкой». Это, судя по всему, и надо «кое-кому», так как именно Турсынкан сразу после парламентских выборов призвала всех, кто баллотировался в мажилис и маслихаты, принять активное участие в выборах районных акимов, так как уже есть соответствующие опыт и наработки. И вот теперь ее тоже «выключают».

Сайлауофобия

А что же общество и гражданские активисты? Как вы заметили или, точнее, не заметили, особого ажиотажа в этом плане нет, хотя уже в следующий четверг, вечером 5 октября, заканчивается регистрация кандидатов. Наверное, нет большой нужды объяснять, почему в общественном поле полный штиль. Видимо, комплексная работа режима и тактика не сопротивления населения, похоже, сделали свое дело. Плюс ко всему «пилот», проходящий в регионах, которые ранее не были замечены в гражданской активности, дает гарантию того, что все пройдет по плану и не выйдет за пределы обозначенных районов.

Кстати, стоит напомнить, что районы существуют не только в областях, но и в таких городах, как Алматы, Астана и Шымкент, но почему-то они не попали в «эксперимент» Акорды, хотя, по идее, это с большой долей вероятности вызвало бы электоральную активность местного населения и соответствующих общественно-политических деятелей. Но, как было отмечено, этого нет в сценарии.

Но к этому, как бы не оттягивала происходящее Акорда, мы все равно придем. Равно как и (если верить обещаниям Касым-Жомарта Кемелевича) к выборам областных акимов и глав больших городов. Сейчас трудновато сказать, как в таком случае будут действовать власти, но, судя по всему, будут использованы лекала, отработанные на мартовских выборах в парламент и местные маслихаты. Первым делом (после превентивной зачистки, конечно) – это «отстрел» кандидатов на уровне их регистрации или последующее аннулирование этой самой регистрации, но так, чтобы потом оспорить такое решение не было времени. Ну и дальше по уже отработанному сценарию, включая последний аккорд в виде вбросов и подтасовок результатов голосования. Пока ничего нового не предвидится.

Хотя, если мы придем к неизбежному в виде возможности самим определять «больших» акимов, то Акорде придется вместо кнута чаще использовать пряник в виде каких-то политических реформ и реального улучшения качества жизни. Сегодня это выглядит нереально, но, как говорится, надежда умирает последней. Впрочем, у власти есть еще шанс найти повод отказаться от намеченных планов по проведению любых выборов – закончить с районным и городскими, например. Наиболее подходящий способ – это вновь ввести карантинные ограничения («благо» опять ковид стал себя проявлять). На крайний случай, можно ввести режим ЧП и по другим основаниям – социально-экономическим или… Но не будем о плохом.

Как бы то ни было, мы приходим к логическому выводу: власти, как верховная, так и на местах, боятся честных выборов, но при этом (в отличие от прежнего режима) вынуждены идти на то, что принято считать демократическими нормами. И, как ни странно, но Токаев может выиграть при этом неплохие дивиденды.

Максат Нурпеисов




4 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. […] Напомним, выборы акимов в пилотном режиме пройдут 5 ноября в 42 районах и трех городах областного значения. Exclusive.kz публиковал аналитический материал по данному поводу «Выборы 2023: созрели ли народ и власть для демократии?». […]

  2. […] Ранее сообщалось, что на проведение данных выборов было выделено 2,2 миллиарда тенге. Постановление о проведении выборов 5 ноября было подписано 14 сентября. Exclusive.kz рассказывал, как к выборам райакимов подготовились власти и почему о них забыли активисты, в материале «Выборы 2023: созрели ли народ и власть для демократии?». […]

  3. […] Exclusive.kz рассказывал, как к выборам райакимов подготовились власти и почему о них забыли активисты, в материале «Выборы 2023: созрели ли народ и власть для демократии?». […]

  4. […] Exclusive.kz рассказывал, как к выборам райакимов подготовились власти и почему о них забыли активисты, в материале «Выборы 2023: созрели ли народ и власть для демократии?». […]