Ya Metrika Fast


English version

Выведет ли коммунальная реформа население на площади?

Общество — 2 октября 2025 14:00
0
Изображение 1 для Выведет ли коммунальная реформа население на площади?

Нацпроект по ЖКХ для Казахстана имеет огромное социальное значение в условиях нарастающего напряжения. Государство должно обеспечить базовые вещи – тепло, свет, газ. Тем более, что выделенные на это 13 трлн. тенге будут оплачены из карманов населения. Об этом exclusive.kz поговорил с Асхатом Жапсарбаевым, международным эксперт по тарифам, независимым экспертом Совета по тарифной политике.

– Почему наципроект по ЖКХ особенно важен?

Потому чтоизнос многих объектов теплоснабжения, водоснабжения, производства и передачи электроэнергии достигает 70–80%, а в некоторых регионах – 90–95%. Необходимо срочно приводить эту инфраструктуру в порядок: промедление может привести к ее полной утрате. А ведь эти услуги жизненно важны для населения. Поэтому цель проекта абсолютно оправданна. Важно, какие именно пути и инструменты будут применяться для ее достижения.

Во-вторых, программа направлена на развитие промышленности, прежде всего в сферах естественных монополий и энергетики. Речь идет о создании казахстанских производителей комплектующих и материалов для сферы ЖКХ. Выделенные на этот нацпроект более 13 трлн тенге должны будут осваиваться отечественными компаниями. В течение пяти лет именно они будут поставлять необходимые материалы для капитальных ремонтов.

В-третьих, ключевая цель – обеспечение населения теплом, водой и электроэнергией. На бумаге мы отчитываемся, что 99% населения обеспечено питьевой водой, однако на практике это далеко не так. Во многих районах до сих пор отсутствует централизованное водоснабжение: жители пользуются колонками или другими временными решениями. Аналогичная ситуация с теплом – не везде есть подключение к централизованным системам или газоснабжению. По электроэнергии также сохраняются перебои и дефицит мощностей в городах, поселках и сельских районах.

Таким образом, речь идет не только о модернизации инфраструктуры, но и о расширении доступа населения к теплу, воде и электричеству. Кроме того, целью программы является проведение капитального ремонта, который позволит на десятилетия закрыть эту проблему. Однако здесь возникает и обратная сторона: что будет с казахстанскими производителями комплектующих после завершения пятилетнего периода активной модернизации? Этот вопрос остается открытым и требует дальнейшего обсуждения.

– Речь идет о 13 триллионах тенге. Это огромная сумма. Зная казахстанскую действительность, возникает вопрос: способна ли экономика эффективно освоить такие средства? Кто и как будет контролировать расходы монополистов на обновление инфраструктуры? Насколько обоснованными оказались повышенные тарифы, результатом которых уже стал рост цен на товары? И главное – насколько монополисты выполняют свои обязательства по инвестированию полученных средств?

-Вы абсолютно правы: в государственном управлении есть три ключевых фактора – стратегический, регуляторный и контрольный. В данном случае стратегическая часть уже реализована: разработан национальный план.

Регуляторная часть закреплена за Комитетом по регулированию естественных монополий (КРЕМ), министерством энергетики и министерством промышленности. Эти органы разрабатывают подзаконные и законодательные акты, утверждают правила. Часть таких правил уже принята, часть еще предстоит.

Контрольная часть – не менее важна. Для этого разработаны специальные инструменты. Компании, получающие займы у банков второго уровня или международных финансовых организаций, проходят одобрение в институте «Байтерек», который отвечает за субсидирование. Но ключевое – контроль за использованием этих средств.

Сегодня контроль распределен следующим образом. Финансовый оператор – «Байтерек». Он сопровождает заем, осуществляет финансово-технический контроль, который действует на протяжении всего срока займа – будь то 7, 10 или 15 лет. Контроль независимый и охватывает как возврат основного долга, так и реализацию инвестиционной программы в соответствии с ТЭО и проектно-сметной документацией.
Технический оператор – Центр развития ЖКХ. Он оценивает обоснованность инвестиционных программ. Например, если теплоснабжающей компании в Алматы требуется капитальный ремонт магистрального трубопровода, Центр дает заключение о его необходимости.

После этого документы передаются в «Байтерек», который принимает решение о финансировании и подключает финансово-технический контроль. Таким образом, на весь срок займа закрепляются два вида контроля – технический и финансово-технический.

В результате, например, если Алматинские тепловые сети получают заем, то за реализацией проекта следят и Центр развития ЖКХ, и независимая контрольная группа от «Байтерека».

Наконец, КРЕМ утверждает тарифы для населения. Затраты по займу (основной долг и вознаграждение) включаются в тариф, обычно до 10%. То есть население оплачивает эти расходы. Включение займа в тариф возможно только при наличии заключений Центра ЖКХ и «Байтерека».

Та же схема применяется и в энергетике при производстве электроэнергии на ТЭЦ, ГРЭС или ГЭС. Здесь также требуется одобрение технического и финансового операторов.


Таким образом, контроль за реализацией национального проекта построен на системе двойного надзора – технического и финансово-технического, при обязательном участии регуляторов, утверждающих тарифы.

То есть, так или иначе, платить за все будет потребитель. Насколько, по вашим оценкам, вырастут тарифы? Продолжится ли рост цен на электроэнергию, воду, тепло на протяжении всего периода реализации нацпроекта? И будут ли они в дальнейшем снижаться, оставаться на том же уровне или продолжат расти?

– Согласно нацплану, повышение прогнозировалось в пределах 15%. Однако практика показывает иное: компании, которые уже привлекли займы, сталкиваются с ростом тарифов на 40–50%. У некоторых прогноз превышает 100%.

Правительственные органы обычно говорят о «среднем тарифе». То есть если одна компания подняла цены на 10%, а другая – на 100%, то средний рост составит 50%. Но в реальности расчет в 15% был сделан поспешно. Такого уровня удержать не удастся. Рост тарифов будет значительным. По моим оценкам, в течение двух лет рост составит по водоснабжению – 70–80%; по теплоснабжению – 60–70%; по передаче электроэнергии – около 50–60%.

Но это усредненные показатели. В разрезе регионов или отдельных городов картина может быть совершенно разной. В некоторых случаях тарифы вырастут более чем на 100% за пять лет.

Допустим, за пять лет с населения соберут 13 триллионов тенге. Но есть слабое утешение: средства вернутся в экономику благодаря требованию максимальной локализации производства. Но насколько это реально? Откуда у нас вдруг появится столько производителей и отечественных товаропроизводителей в сфере ЖКХ?

– Развитие отечественных производителей в ЖКХ и энергетике – одна из целей национального проекта. Согласно плану, первый год – 40% локализации, второй – 60%, третий – 80%, и к концу – 100% поставок от отечественных производителей. Но здесь сразу возникают вопросы.

Во-первых, кого мы будем считать казахстанским производителем? Это полная локализация, включая сырье, или речь идет лишь о сборке из импортных компонентов? Сейчас эта часть проработана слабо.

Во-вторых, если речь идет о глубокой переработке и полном цикле производства в Казахстане, то необходимо строить заводы. Но заводы – это не проект на пять лет. Серьезные компании ориентируются на 20–30 лет. Чтобы они пришли в Казахстан, нужен долгосрочный горизонт финансирования. Пятилетний срок слишком короткий: только подготовка кадров займет годы.

Кадровый вопрос также остро стоит. У нас нет достаточного числа специалистов, чтобы освоить столь масштабный объем. В нефтяной и горнодобывающей отраслях ситуация решалась привлечением иностранных экспертов, с последующей подготовкой собственных кадров. Вероятно, здесь будет так же.

Кроме того, вопрос заводов. Зарубежные компании, с которыми велись переговоры, прямо заявляют: заводы строить не будут, максимум – цеха по сборке. Это означает, что глубокая локализация не состоится: комплектующие будут ввозиться из-за рубежа, а в Казахстане будет лишь финальная сборка.

Отсюда возникает проблема – критерии «казахстанского производства». Кто будет определять степень локализации? По плану, этим займется министерство промышленности и НПП «Атамекен». Но риск повторения прежних ситуаций, когда статус «отечественного производителя» присваивался компаниям, ограниченным лишь сборкой, сохраняется.

Механизм закупок – для нацпроекта создается отдельная платформа, где будут аккредитованы все поставщики товаров, работ и услуг. Закупки монополистов должны проводиться среди аккредитованных казахстанских компаний. Только при отсутствии местных производителей допускается привлечение иностранных. Однако возникает ключевой вопрос: кто и по каким критериям будет администрировать платформу и определять, казахстанский это производитель или нет? Если компания не аккредитована – она автоматически исключается.

Ценовой фактор. В международной практике, например, в проектах с Азиатским банком развития, существует механизм: если цена местного производителя выше на 10–20%, ему предлагают снизить стоимость или разработать план по повышению конкурентоспособности. В Казахстане подобного механизма пока нет. Что делать, если цена отечественного поставщика в два-три раза выше импортной, при том что качество часто оставляет желать лучшего?

Риски качества. Представим: 2025 год, первый год реализации программы. Тепловые сети Алматы закупают у аккредитованного казахстанского производителя запорную арматуру по цене вдвое выше зарубежной. В ходе монтажа выясняется, что качество не соответствует требованиям. Возникают претензии, судебные споры, а время уходит. В итоге страдает потребитель – тот, кто оплачивает тарифы и получает услугу ненадлежащего качества.

Таким образом, важнейшая задача – не только реализовать программу и обеспечить ее экономическую целесообразность, но и выстроить реальный контроль качества. Ведь в конечном итоге речь идет о качестве услуг, которые получают жители страны.


Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.